Закон об общественных организациях 2021

Содержание
  1. 82 ФЗ «Об общественных объединениях» в Российской Федерации
  2. Что представляет собой закон?
  3. Последние поправки
  4. Скачать действующую редакцию ФЗ 82
  5. Формы некоммерческих объединений в 2021
  6. Формы некоммерческих объединений
  7. Некоммерческий центр
  8. Некоммерческие учреждения
  9. Формы некоммерческих предприятий
  10. Фз 82 об общественных объединениях: как работает закон?
  11. Как изменялся закон
  12. Возникновение и деятельность объединений
  13. Права и полномочия
  14. Ответственность и международные обязательства
  15. Как новые законодательные нормы повлияют на работу НКО в 2021 году
  16. 1. Правила отчётности об иностранном финансировании
  17. 2. Новые правила бухгалтерской отчётности
  18. 3. Электронные трудовые книжки вместо бумажных
  19. 4. Регулирование сбора пожертвований в ящики
  20. 5. Чиновники и депутаты смогут участвовать в управлении НКО
  21. 6. Использование инвестиционных платформ некоммерческими организациями
  22. Законопроект «Об общественных объединениях» — угроза свободе объединений
  23. Введение
  24. Тестируем законопроект
  25. Что будет за участие в ликвидированной организации?
  26. Где-то в мире есть подобное?
  27. Но ведь подобное есть и в России?
  28. Вывод

82 ФЗ «Об общественных объединениях» в Российской Федерации

Закон об общественных организациях 2021
Бесплатная консультация юриста по телефону:

Общественное объединение — это сообщество, которое было сформировано по желанию жителей страны.

черта сообщества — наличие одного интереса или одной цели. Чтобы урегулировать создание общественного объединения, был принят Федеральный закон № 82 «Об общественных объединениях» в Российской Федерации.

Что представляет собой закон?

Федеральный закон № 82 «Об общественных объединениях» в Российской Федерации был принят Государственной Думой 14 апреля 1995 года. Последние изменения в Федеральный закон были внесены 20 декабря 2021 года. также в это время вносились коррективы в ФЗ 115. Подробности тут:

Предмет регулирования — общественные отношения, которые возникают при создании гражданами сообществ или их последующей ликвидации. Иностранные граждане и лица без гражданства имеют одинаковые права с гражданами РФ относительно этого Федерального закона. Исключением считаются случаи, установленные другими законами или нормативными международными актами.

Краткое содержание закона № 82 «Об общественных объединениях»:

  • Глава 1 — Описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — Перечисляет особенности создания общественных объединений, их реорганизацию и последующее прекращение деятельности;
  • Глава 3 — Раскрывает права и обязанности участвующих в объединении лиц;
  • Глава 4 — Описывает понятие собственности общественного сообщества;
  • Глава 5 — Раскрывает степень ответственности за нарушение ФЗ 82;
  • Глава 6 — Перечисляет возможные международные связи сообществ;
  • Глава 7 — Описывает заключительные положения.

Читайте подробнее о ФЗ 152 в новой редакции. Ссылка тут:

Последние поправки

Как уже говорилось выше, последние изменения в ФЗ 82 были внесены 20 декабря 2021 года. В частности, изменения коснулись следующей статьи:

Ч 5 ст 8

Общественная организация должна обладать руководящим органом. Все основные решения принимает руководящий орган или руководящая коллегиальная группа в общественном объединении.

Ниже рассмотрены важные статьи, в которые изменения за последнее время не вносились.

Ст 5 ФЗ 82

В статье 5 описывается понятие общественного объединения. Под таковым понимается самоуправляемое добровольное сообщество, созданное без преследования коммерческих целей. Участники сообщества обладают общими интересами и целями.

Ст 7 ФЗ об общественных объединениях

Статья 7 перечисляет формы, по которым могут быть организованы сообщества:

  • Общественная группа;
  • Общественное учреждение;
  • Движение;
  • Фонд;
  • Политическая партия (ФЗ здесь:).

82 ФЗ статья 29

В статье 29 перечисляются обязанности коллективного объединения. Оно должно:

  • Следовать законодательству Российской Федерации и общепринятым принципам и нормам международных соглашений;
  • Публиковать отчетность об эксплуатации собственного имущества каждый год;
  • Ежегодно сообщать гос органу, который зарегистрировал объединение о продолжении деятельности;
  • Не препятствовать появлению уполномоченного сотрудника на проводимые коллективные объединения предприятия;
  • Информировать федеральный орган государственной регистрации по объемам денежных средств или другого имущества, которые получаются от иностранных источников. Они указаны в Федеральном законе «О некоммерческих организациях», о целях расследования подобных денежных средств и эксплуатации недвижимости.

Сообщество в обязательном порядке должно информировать орган, который принял решение о государственной регистрации этого сообщества изменить информацию, которая указывается в статье 5 Федерального закона «О государственной регистрации индивидуальных предпринимателей и физических лиц». Не предоставлять можно информацию, полученную в течение трех дней с момента подобных изменений.

Если информация несколько раз подряд не предоставлялась, уполномоченный госорган может обратиться в судебную инстанцию с письменным заявлением о том, чтобы сообщество прекратило свою работу.

Чтобы получать финансирование от иностранных источников и участвовать в политической деятельности Российской Федерации, сообщество должно зарегистрировать свое объединение в качестве некоммерческой организации, которая выполняет функцию иностранного объекта.

Статья 35

Ст 35 описывает управление имуществом в общественных учреждениях. Сообщества, которые финансируются одним или несколькими собственниками, могут управляться на основе оперативного управления.

Сообщества, которые управляются юридическими лицами, могут являться собственностью данных граждан. Если права собственности на недвижимость переходит к третьему лицу, то закрепленное имущество переходит также к нему, при этом он вправе осуществлять оперативное управление.

Коллективные сообщества отвечают по обязательствам денежных средств, которые находятся на их счету. Если они недостаточно субсидируются, возникает ответственность по обязательствам. Ее несет собственник закрепленного имущества (движимого и недвижимого).

Скачать действующую редакцию ФЗ 82

Федеральный закон «Об общественных объединениях» № 82 возник по причине реализации прав на объединение, создание деятельности и реорганизации коллективного сообщества. Чтобы ознакомиться с Федеральным законом подробнее, можно перейти по ссылке для скачивания.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawlinks.ru/82-ob-obshhestvennyx-obedineniyax/

Формы некоммерческих объединений в 2021

Закон об общественных организациях 2021

Наталья

Руководитель юристов

Высшая компетенция НКО

Если вы решили создать некоммереский центр, клуб, некоммерческое предприятие или учреждение, то в первую очередь необходимо определиться с формой вашего некоммерческого объединения. В нашей статье разберем различия и особенности видов некоммереческих объединений, в том числе некоммерческих центров, предприятий, учреждений.

Формы некоммерческих объединений

Некоммерческое объединение это множество разновидностей некоммерческих организаций, позволяющих сплотить усилия, как граждан, так и юридических лиц для реализации всеобщих интересов. В России огромный выбор некоммерческих организаций, позволяющих объединить человеческие ресурсы с целью воплощения идей в реальность. 

Некоммерческие объединения можно создать в одной из нижеперечисленных форм НКО:

  1. Общественная организация (ст. 123. 4 ГК РФ) – объединения граждан, для удовлетворения духовных, нематериальных потребностей и для защиты их общих потребностей. 
  2. Общественное движение (ст. 123.7 -1 ГК РФ) – объединение, состоящее из участников, преследующее социальные, политические и прочие общественно полезные цели.
  3. Профессиональный союз работников – (ст. 2 ФЗ  № 10 «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности») –  объединение лиц, связанных общими профессиональными и производственными потребностями по роду их деятельности, учреждаемое для представительства и защиты их социально-трудовых прав.
  4. Профессиональный союз работодателей (ст. 3  ФЗ № «Об объединениях работодателей») – вид союза или ассоциации, образующийся на основе добровольного членства работодателей.
  5. Ассоциация, Союз (ст. 123.8 ГК РФ) – объединение лиц (как физических, так и юридических), образованное для достижения общественно полезных целей и идей, направленных на защиту разносторонних интересов.
  6. Некоммерческое партнерство (ст. 8 ФЗ № 7 «О НКО») – некоммерческая организация, образованная лицами (физическими и юридическими) для содействия ее членам в реализации общественно-полезных деятельности.
  7. Национальная культурная автономия (ст.1 ФЗ № 74 «О национально-культурной автономии») – объединение граждан РФ для национально-культурного самоопределения, относящих себя к определенной этнической общности, при национальном меньшинстве на определенной территории. Создается для сохранения самобытности, национальных традиций и культуры, гармонизации межэтнических взаимосвязей, содействия толерантности и пр.
  8. Общины коренных малочисленных народов РФ (ст. 6.1 ФЗ № 7 «О НКО») – вид самоорганизации граждан, отнесенных к коренным малочисленным народам РФ и объединившихся по кровнородственному (семья, род) и (или) территориально-соседскому принципам, в целях защиты их традиционной среды обитания, возрождения, развития и сохранения привычного уклада жизни, культуры, промыслов и пр.
  9. Территориальное общественное самоуправление (ст. 27 ФЗ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ») – самоорганизация граждан по месту их проживания для осуществления под свою ответственность собственных инициатив по вопросам местного значения.
  10. Религиозная организация (ст. 8 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях») – объединение граждан, учрежденное в целях коллективного исповедания и распространения веры. 
  11. Казачьи общества (ст. 123.15 ГК РФ) – объединение граждан, включенные в государственный реестр казачьих объединений в РФ, образованные с целью предотвращения утраты традиционного уклада жизни, культуры и хозяйствования российского казачества.
  12. Товарищества собственников недвижимости (ст. 123.12 ГК РФ) – объединение собственников недвижимого имущества, учрежденное для коллективного владения, пользования и распоряжения им.
  13. Производственный кооператив (ст. 106. ГК РФ) – объединение лиц на основе имущественных паевых взносов для коллективной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.

Все указанные объединения относятся к корпоративным некоммерческим организациям, основанных на принципе равенства. В большинстве случаев в таких организациях предусмотрено членство как обязательный постулат, которое дает право на управление такой НКО и обязанность соблюдения установленных правил (самими же членами или участниками). 

Некоммерческие объединения по структуре управления напоминают демократическое общество, в котором каждый орган избирается только на всеобщем ании. И надо отметить, что зачастую вышеуказанные формы нередко называют некоммерческими обществами. Даже в названиях НКО можно часто встретить слово «ОБЩЕСТВО», например:

  • Региональная общественная организация «Общество терапевтов»
  • Союз содействия дорожной безопасности «Общество автолюбителей»
  • Некоммерческое партнерство по содействию защиты интересов строителей «Общество строителей».

При совместной деятельности объединяющиеся лица, как правило, ставят перед собой задачи полезные для каждого члена или участника организации.

Чаще всего объединение состоит из граждан с одинаковыми интересами и навыками, поэтому мы можем встретить общество цветоводов, пчеловодов, дизайнеров, художников, поэтов и писателей, объединение учителей, врачей, агрономов, гильдии юристов, аудиторов, профессоров и иных представителей разных профессий.

Также могут создаваться спортивные лиги, федерации, клубы и команды. Или учреждаются объединения по изучению болезни Паркинсона, Общество для развития инновационных изобретений, Общество по наблюдению за дикой природой и т.д.

Помимо объединений по роду деятельности можно создать общество для иного любого социально-полезного направления, например, защита конституционных прав граждан, развитие гражданского общества и патриотизма, реализация социальных инициатив, решение проблем ветеранов, лиц с ограниченными возможностями и иных лис с разными заболеваниями:

  • Региональное общественное движение активных волонтеров «Доброе сердце»
  • Региональная общественная организация общество нефрологических больных «Весна»
  • Союз писателей и драматургов «Перо»

Некоммерческое общество можно создавать в виде вышеперечисленных видов НКО для некоммерческих объединений.

Некоммерческий центр

Некоммерческий центр создается, по большей части, для независимой работы в выбранном векторе.

В основе его учреждения может являться сосредоточение знаний, усилий и практики, способствующих достижению поставленных целей и задач.

Цели центра могут быть направлены как на один проект, так и могут носить глобальный характер. Некоммерческий центр может работать и  автономно, и сообща, но с четкой иерархией. 

Одним из самых популярных направлений некоммерческого центра выступает работа с населением по разным сферам общественной жизни. Поэтому часто встречаются некоммерческие центры развития творчества, культуры, искусства, спорта, образования, науки и так далее.

Не менее распространенными являются некоммерческие центы по изучению общественного мнения, независимых экспертиз, научных исследований, изучения иностранных языков и многое другое.

Как правило, некоммерческие центры образуют в одной из видов унитарных некоммерческих организаций, т.е. организаций без членства или иного участия:

  1. Автономной некоммерческой организации (123.24 ГК РФ), которая относится к унитарной НКО, образованной лицами (физическими и юридическими) в целях предоставления услуг в общественно – полезных сферах.
  2. Частного учреждения (123.23 ГК РФ), которое является некоммерческой организацией для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  3. Бюджетное учреждение (ст. 9.1 ФЗ № 7 «О НКО»), которое является некоммерческой организацией, образованная РФ или ее субъектом РФ, муниципальным образованием в целях обеспечения выполнения полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения и в иных сферах.

Синонимом некоммерческого цента может выступать некоммерческий клуб, вы, скорее всего, неоднократно сталкивались с подобными организациями. Клубы также можно создать в форме некоммерческих организаций, способствующих либо объединению, либо организующих работу самого клуба.

Клубы можно образовать по разным направлениям и интересам, например, Футбольный клуб или некоммерческий клуб развития любительского спорта. Клубы могут быть обезличены –  Клуб по охране природы или четко указывать на принадлежность его участников Некоммерческий клуб юных шахматистов.

Также Клуб можно основать на членстве, а можно работать по строгой подчиненности работников НКО.

Поэтому список организаций для клубов отличается от некоммерческого центра, где он не только основание для интересов, а выступает ядром для объединения увлечений, то есть некоммерческим клубом может быть:

  1. Общественная организация – (ст. 123. 4 ГК РФ) объединения граждан, для удовлетворения духовных, нематериальных потребностей и для защиты их общих потребностей. 
  2. Ассоциация, Союз (ст. 123.8 ГК РФ) объединение лиц (как физических, так и юридических), образованное для достижения общественно полезных целей и идей, направленных на защиту разносторонних интересов.
  3. Автономной некоммерческой организации (123.24 ГК РФ) относится к унитарной НКО, образованной лицами (физическими и юридическими) в целях предоставления услуг в общественно – полезных сферах.

Некоммерческие учреждения

Некоммерческое учреждение – это вид некоммерческой организации с управленческим направлением в социальной сфере, подходит многим сферам общественной жизни. Цели создания Учреждения не только управленческие, но и самые разнообразные.

Учреждения, как и другие виды некоммерческих организаций, могут реализовывать социальные, культурные, просветительские, образовательные, научные цели, а также способствовать развитию физической культуры и спорта, охране здоровья граждан, оказанию юридической помощи, и иных целей, направленных на достижение развития общества.

Часто в форме Учреждений учреждают детские сады, дошкольные и образовательные школы, детские и юношеские учреждения спорта, культуры и искусства, музыкальные школы, школы искусств, учреждения культуры, здравоохранения, научно – исследовательские институты, издательства, музеи и.д.

Некоммерческие учреждения бывают в трех формах некоммерческих организаций:

  1. Частное учреждение (123.23 ГК РФ) является некоммерческой организацией для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
  2. Государственное, муниципальное учреждение (123.22 ГК РФ) является некоммерческой организацией, созданной РФ, субъектом РФ и муниципальным образованием.
  3. Бюджетное учреждение (ст. 9.1 ФЗ № 7 «О НКО») является некоммерческой организацией, образованной РФ или ее субъектом РФ, муниципальным образованием в целях обеспечения выполнения полномочий государственных органов или органов местного самоуправления в сферах образования, науки, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, социальной защиты, занятости населения и в иных сферах.

Создается Учреждение единственным учредителем, который впоследствие становится для Учреждения собственником.

Все решения, значимые в Учреждении, находятся в ведении учредителя- собственника, остающегося всегда главным органом управления, которому подчиняются не только все структуры Учреждения, но и все процессы его деятельности, ведь без владельца Учреждение существовать не сможет.

И это обуславливает уникальность данного вида НКО, даже среди унитарных организаций такая особенность только в Учреждении. Поэтому в Учреждение не может быть участников, членов и других союзников, в том числе и соучредителей.

Формы некоммерческих предприятий

Некоммерческое предприятие как форму НКО в настоящее время в законодательстве вы не встретите, это определение пришло к нам из далекого прошлого еще до вступления в силу Федерального закона “О некоммерческих организациях” от 12.01.1996 N 7-ФЗ.

Однако в Едином государственном реестре юридических лиц можно встретить не одно юридическое лицо со словосочетанием «Некоммерческое предприятие».

Оно встречается при различных направлениях деятельности, способствующих решению социальных проблем через реализацию социально-ориентированных товаров и услуг, например: посадка лесов, очищение окружающей среды от мусора, строительство очистительных сооружений, обеспечение социальными товарами. 

Из исторически сложившейся практики словосочетание «Некоммерческое предприятие» чаще всего встречается в названии Некоммерческого партнерства, но по смыслу его создания оно может быть использовано и в других формах НКО:

  1. Производственный кооператив (ст. 106. ГК РФ) – объединение лиц на основе имущественных паевых взносов для коллективной производственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии.
  2. Государственное, муниципальное учреждение (123.22 ГК РФ) –  образованное РФ, субъектом РФ или муниципальным образованием.
  3. Государственная корпорация (ст. 7.1 ФЗ № 7 «О НКО») – предназначена для осуществления общественных, социальных, управленческих и других полезных целей. 
  4. Государственная компания (ст. 7.2 ФЗ № 7 «О НКО») – предназначена для оказания государственных услуг и выполнения иных функций с использованием государственного имущества на основе доверительного управления. 

Напомним, что по каждой форме НКО, с которыми работает наша организация, есть отдельный подробный раздел. В каждом разделе для вас раскрыты вопросы по созданию и работе заинтересовавшей вас организацией. 

Если вы захотите получить информацию от наших специалистов, мы с радостью вам поможем, обращайтесь!

Источник: https://reg-nko.ru/article/Formy_nekommercheskih_obedinenij_v_2021

Фз 82 об общественных объединениях: как работает закон?

Закон об общественных организациях 2021

Федеральный закон об общественных объединениях (№82) принят 19 мая 1995 года.

Задача нормативного документа – регулирование правоотношений, связанных с возникновением, реорганизацией, прекращением деятельности общественных объединений граждан.

Статья 1 предусматривает, что граждане России, иностранные подданные, а также лица без гражданства имеют равные права и обязанности при формировании сообществ и участии в них.

Как изменялся закон

Последние правки в ФЗ были внесены в конце 2021 года, и основные коррективы коснулись следующих норм:

  • В каждой организации действует постоянный коллегиальный орган, ведущий управленческую работу. Кроме составления уставных документов, а также контроля деятельности общественной организации, этот орган ведет бухгалтерию, принимает решение о возможности открытия/закрытия филиалов.
  • Расширение статьи 23 – основания отказа в регистрации общественного объединения. Так, новой редакцией предусмотрено, что не только ошибки в уставе, но также неправильное оформление других документов может препятствовать регистрации.
  • Если применяется личная символика, то обязательно в уставных документах указывается список символов и их расшифровка. Не допускается совпадение символики со знаками, используемыми различными воинскими формированиями.

Общественное объединение – добровольная, некоммерческая организация, сформированная по совместной инициативе физических лиц. Основание – реализация общих целей, перечень которых вносится в устав организации.

Возникновение и деятельность объединений

Оформление и реализация работы общественных сообществ осуществляется на основании следующих принципов:

  • для формирования необходимо минимум три учредителя;
  • учредителями могут быть только физические лица, достигшие совершеннолетия или получившие полную дееспособность в порядке эмансипации;
  • учредитель может быть иностранным гражданином, который постоянно проживает за пределами РФ (за исключением случаев совершения преступления на территории России);
  • работа на основании Устава предприятия;
  • можно получить статус юридического лица, но только после регистрации в ЕГРЮЛ;
  • подача заявления на регистрацию не гарантирует, что обращение будет удовлетворено (есть список оснований для отказа, которые не исключают возможность повторной подачи заявления);
  • допускается реорганизация, но только на основании общего собрания учредителей и членов;
  • ликвидация допускается только после принятия такого решения общественным собранием.

Права и полномочия

Таблица «Права и обязанности общественных организаций»:

ПолномочияОбязательства
Свободное распространение информации об объединенииСоблюдение требований законодательства
Проведение мирных пикетов и шествийРегулярное формирование отчетов о деятельности, а также бухгалтерских отчетов
Привлечение СМИ к работеПредоставление по запросам необходимой информации контролирующим органам
Подготовка письменной инициативы к государственным/муниципальным органам властиСвоевременная регистрация объединения
Участие в референдумах и выборах
Защита интересов организации в судах

Также учредители могут самостоятельно выбрать желаемое наименование, которое не содержит отсылку к государственным или муниципальным органам.

Ответственность и международные обязательства

Общественные объединения, допустившие нарушения законодательства, привлекаются к юридической ответственности. С другой стороны, должностные лица, работники муниципалитета и государственных органов, игнорирующие права обществ, также могут привлекаться к административной ответственности.

В зависимости от вида нарушения к ответственности может привлекаться не только вся организация (главное наказание – ликвидация без права восстановления), но также отдельные должностные лица, в действиях которых есть состав административного/уголовного правонарушения.

Иностранные граждане могут принимать участие в общественных организациях России, а также основывать их. Российские сообщества могут становиться членами иностранных организаций. Допускается оформление некоммерческих соглашений с иностранными компаниями. В таком случае деятельность осуществляется в соответствии с законами России, а также в соответствии с международными соглашениями.

Юрист Ревенко Марина Геннадьевна.

Источник: https://ruszakony.ru/news/fz-82-ob-obschestvennyh-obedineniyah/

Как новые законодательные нормы повлияют на работу НКО в 2021 году

Закон об общественных организациях 2021

В 2021 году масштабных структурных изменений в законодательстве, регулирующем деятельность некоммерческих организаций, не случилось.

Корректировки носили в основном технический характер, совершенствовали уже существующий механизм правового регулирования. И всё же есть некоторые важные для НКО нововведения.

«Филантроп» объясняет, как это изменит работу некоммерческих организаций в 2021 году.

1. Правила отчётности об иностранном финансировании

Приказом № 279 от 06.12.2021 Минюст России перенёс на 2021 год срок предоставления сведений (пункты 1.4 и 3.3 в форме ОН0002 и пункты 1, 2, 3, 4 в форме ОН0003) от некоммерческих организаций и общественных объединений о доходах от российских юридических лиц, получающих иностранное финансирование.

Напомним, что приказ Минюста России от 16 августа 2021 г. № 170 обязал общественные объединения и НКО отчитываться о доходах, полученных не только напрямую от иностранного государства/организации/гражданина, но и от российских юридических лиц, получающих денежные средства от иностранных источников, а также от лиц, уполномоченных иностранным государством/организацией/гражданином.  

Однако методические рекомендации по заполнению форм и предоставлению отчётности в Минюст РФ и его территориальные органы для НКО так и не были разработаны. Вероятно, в этой связи сроки предоставления указанных сведений отодвинуты ещё на год.

2. Новые правила бухгалтерской отчётности

Ещё в ноябре 2021 года были внесены изменения (№ 444-ФЗ) в Федеральный закон «О бухгалтерском учёте», касающиеся создания государственного информационного ресурса финансовой отчётности.

Новая редакция закона предписывает организациям — в том числе некоммерческим — предоставлять один экземпляр годовой бухгалтерской отчётности только в налоговый орган и исключительно в виде электронного документа. Срок остался прежним — до 31 марта следующего за отчётным года.

Если отчётность требует обязательного аудита, аудиторское заключение нужно предоставить также в электронном виде — до 31 марта либо, если оно сделано позднее, в течение 10 дней после его готовности, но не позднее 31 декабря.

Начиная с отчётности за 2021 год, организации не обязаны предоставлять экземпляр финансового отчёта и аудиторского заключения по ней в территориальные структуры Росстата.

Как устроено социальное предпринимательство: ответы юриста на главные вопросы

3. Электронные трудовые книжки вместо бумажных

16 декабря 2021 года президент РФ подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Трудовой кодекс в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде». Он вступает в силу с 1 января 2021 года и устанавливает новый порядок учёта сведений о трудовой деятельности работника. Это касается и некоммерческих организаций.

С 2021 года все работодатели обязаны регулярно предоставлять в Пенсионный фонд (ПФ) детальные сведения о трудовой деятельности своих сотрудников.

Вся информация, которая раньше фиксировалась в трудовых книжках, теперь будет храниться в электронной информационной системе ПФ. Благодаря этому работник в любой момент сможет получить (на бумажном носителе или в электронной форме) сведения о своей трудовой деятельности, обратившись к последнему работодателю, в Пенсионный фонд, МФЦ или на портал госуслуг.    

В 2021 году организация должна оповещать ПФ о текущих кадровых изменениях (приём, увольнение, перевод сотрудников и т. п.) по специально разработанной форме СЗВ-ТД не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчётным, а с 1 января 2021 года — не позднее рабочего дня, следующего за днём издания документа, на основании которого происходит назначение/перевод/увольнение сотрудника.

В связи с новыми правилами работодатель обязан до 30 июня 2021 года в письменной форме уведомить каждого сотрудника об изменениях в трудовом законодательстве. До 31 декабря 2021 года работник должен сделать выбор — продолжать работодателю дополнительно вести его трудовую книжку или нет. Тем, кто впервые устроится на работу после 31 декабря 2021 года, трудовые книжки оформлять не будут.

4. Регулирование сбора пожертвований в ящики

В октябре 2021 года успешно прошёл первое чтение в Госдуме законопроект № 441707-7, дополняющий Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтёрстве)». В новой статье 16.1 закреплено понятие «ящик для сбора пожертвований», а также определён порядок использования этого объекта — как стационарного, так и переносного. 

В числе важных положений законопроекта: обязательное наличие у НКО информации о программе, в рамках которой проводится сбор пожертвований с использованием ящика, и необходимость публикации отчёта об использовании собранных средств; участие независимого лица при извлечении пожертвований из ящика и т. д. Кроме того, требования к ящикам и порядок извлечения пожертвований будут дополнительно регламентированы Правительством РФ.

На проработке находится вопрос о наделении исключительным правом использования ящиков для сбора пожертвований благотворительных организаций — в первоначальном варианте право предоставлено всем некоммерческим организациям, учредительными документами которых предусмотрено право на осуществление благотворительной деятельности.

Законопроект ещё ожидают два чтения в Госдуме, одобрение Совета Федерации и президента РФ, но его вступление в силу запланировано на 1 января 2021 года. 

Новый закон о социальном предпринимательстве: профессиональный разбор

5. Чиновники и депутаты смогут участвовать в управлении НКО

5 декабря 2021 года Госдума приняла Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в целях совершенствования законодательства РФ о противодействии коррупции» (проект № 719227-7).

Действующее антикоррупционное законодательство запрещает чиновникам участвовать в управлении некоммерческими организациями, за исключением политических партий, участия в съездах / общих собраниях общественных организаций, кооперативов и т. п.

Если поправки будут окончательно приняты (сейчас закон находится на рассмотрении в Совете Федерации), члены Совета Федерации, депутаты Госдумы, депутаты органов местного самоуправления, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственных и муниципальных служащих, смогут участвовать в управлении любой некоммерческой организацией при соблюдении двух условий: на безвозмездной основе и с разрешения представителя нанимателя (для государственных и муниципальных служащих) либо уведомления (для всех остальных). Для участия в управлении политической партией, в съезде или общем собрании иной общественной организации, кооперативах и т. п. уведомлять и получать разрешения не потребуется.

Путеводитель по платформам онлайн-пожертвований для НКО: 8 полезных фактов

6. Использование инвестиционных платформ некоммерческими организациями

С 1 января 2021 года вступает в силу Федеральный закон от 02.08.

2021 N 259-ФЗ «О привлечении инвестиций с использованием инвестиционных платформ и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту — «Федеральный закон»), который, на первый взгляд, не оказывает значимого влияния на деятельность некоммерческих организаций, ведь речь идёт об инвестициях как денежных средствах для получения прибыли, что не является главной целью деятельности для указанного типа организаций.

Однако среди некоммерческих организаций вступление в силу федерального закона вызвало много вопросов и беспокойства, что объясняется тем, что многие НКО осуществляют сбор средств на свою деятельность через различные платформы — так называемые краудфандинговые.

Ниже постараемся разобраться, каким образом вступление в силу вышеуказанного федерального закона влияет на деятельность НКО. 

Статья 2 Федерального закона определяет инвестиции как денежные средства, используемые для получения прибыли или достижения иного полезного эффекта. Причём получение прибыли и полезного эффекта возможно путём приобретения ценных бумаг или цифровых прав или путём предоставления займа.

Получение прибыли, согласно Федеральному закону «О некоммерческих организациях», не является основной целью некоммерческих организаций, в отличие от коммерческих.

Однако появляется такое понятие, как получение полезного эффекта, под определение которого в целом может подходить деятельность некоммерческих организаций, ведь НКО могут быть созданы для достижения социальных, благотворительных, культурных, научных и иных общественных благ. 

Инвестиционная платформа, согласно федеральному закону, представляет собой информационную систему в сети «Интернет», которая используется для заключения договоров инвестирования с помощью информационных средств и технологий. Отношения между участниками инвестиционной платформы заключаются договорами возмездного оказания услуг.

Однако надо понимать, что не все платформы, на которых проводится сбор средств, являются по сути инвестиционными платформами.

Существуют онлайн-платформы, участники которых вступают в отношения иного юридического характера (обычно заключаются договоры пожертвования с НКО — участниками таких платформ, а организатором выступает также некоммерческая организация). 

Федеральный закон предусматривает, что НКО как юридическое лицо может привлекать инвестиции, а вот для физических лиц перечень закрытый. Есть чёткое уточнение, что привлекать инвестиции могут только индивидуальные предприниматели.  

Исходя из определения «инвестор» можно также говорить о том, что НКО могут выступать инвесторами. Это также не противоречит ФЗ «О некоммерческих организациях,» так как к источникам формирования имущества НКО относят в том числе дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам.

Хотелось бы также отметить, что список источников формирования имущества НКО не содержит прямого указания на такой вид доходов, как доходы от инвестиций, однако этот список не закрытый, что позволяет говорить о том, что инвестиции могут выступать одним из видов источников формирования имущества НКО.

Отметим, что этот вид источников формирования относится к предпринимательской деятельности НКО, а согласно ФЗ «О некоммерческих организациях» НКО может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в её учредительных документах. Таким образом, только те НКО, в уставе которых прописана такая норма, могут выступать инвесторами. 

Исходя из вышесказанного можно cделать вывод, что на деятельность НКО распространяется указанный Федеральный закон в определённых его частях, НКО могут выступать инвесторами и лицами, привлекающими инвестиции.

Однако исходя из понятия «инвестиции» в Федеральном законе, можно сделать вывод, что инвестирование производится для получения в будущем какой-либо выгоды, поэтому не следует рассматривать инвестицию для НКО как аналог пожертвования, так как согласно Гражданскому кодексу РФ пожертвование как вид дарения не предусматривает встречного обязательства. 

Благодарим за помощь в подготовке материала Ассоциацию «Юристы за гражданское общество»

Источник: https://philanthropy.ru/analysis/2021/01/09/84656/

Законопроект «Об общественных объединениях» — угроза свободе объединений

Закон об общественных организациях 2021

В конце прошлого года Правительство РФ  внесло в Госдуму разработанный  Минюстом законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами». Законопроект вносит обязанность для всех незарегистрированных общественных объединений «выйти из тени», подав уведомление о своей деятельности, а также ежегодно размещать информацию о продолжении деятельности на сайте Минюста.

Какие группы граждан, согласно законопроекту, попадают под понятие  незарегистрированного общественного объединения, какие санкции к ним будут применять при невыполнении закона и как принятие поправки отразится на конституционном праве на свободу объединений, проанализировала в своей статье адвокат Марина Агальцова.

25 декабря 2021 года, прямо перед новогодними праздниками, Минюст разработал, а Правительство внесло в Госдуму законопроект с длинным названием «О внесении изменений в Федеральный закон «Об общественных объединениях» в части установления уведомительного порядка деятельности общественных объединений, не являющихся юридическими лицами».[1]

Название законопроекта не обещало ничего глобального. Но не тут-то было.

В этой статье разберем основные положения законопроекта, а также регулятивное воздействие, которое он окажет.

Введение

Петр I говорил: «Надлежит законы и указы писать явно, чтобы их не перетолковывать».

Предлагаемый Минюстом законопроект не написан явно. В законопроекте устанавливается необходимость всем незарегистрированным общественным объединениям «выйти из тени», подав уведомление о своей деятельности, а также ежегодно размещать информацию о продолжении деятельности на сайте Минюста.

Основная претензия к законопроекту – его формулировки настолько широки, что под них подпадает любая группа из двух человек, которая собирается на постоянной основе. Например, группа бегунов, которые регулярно бегают по улицам и паркам Москвы.

Школьные родительские комитеты и клубы по интересам тоже подпадают. Например, если группа разговорного иностранного языка собирается раз в неделю за чашкой чая, чтобы попрактиковать английский или французский, то она считается «общественным объединением». А значит, в силу ст.

5 ФЗ от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» подпадает под законопроект. [2] То есть этим группам нужно ежегодно публиковать уведомление о деятельности. В противном случае группу могут ликвидировать в судебном порядке.

А при продолжении деятельности ее участникам грозит административная и уголовная ответственность.

Текст любого законопроекта необходимо примерять к разным жизненным ситуациям, чтобы понять, как он будет работать.  Если при тестировании окажется, что законопроект не достигает заложенной в нем цели  или регулирует то, что не должен регулировать, то он не полежит одобрению.

К сожалению, в законопроекте не указана цель его создания, поэтому протестируем его только на пропорциональность его регулирования.

Тестируем законопроект

Предположим, родители класса 6 «а» школы № 190 г. Екатеринбурга решили объединиться в группу, чтобы решать возникающие при обучении детей вопросы. В силу процитированной ст. 5 ФЗ «Об общественных объединениях», эта группа является общественным объединением.

Разумно предположить, что родительский комитет будет (хотя бы иногда) обсуждать вопросы недостаточного финансирования школ, невысокого качества образования, отсутствия нормальных компьютеров у школьников. Другими словами, они будут обсуждать общественно-значимые вопросы.

Естественно, никакого устава родители не приняли. Тем не менее, это, скорее всего, не будет основанием считать, что организации нет. [3] Поэтому на родителей накладывается обязанность уведомить о создании объединения и ежегодно уведомлять о продолжении деятельности.

Согласно законопроекту, если общественное объединение не подало уведомление о деятельности, то оно может быть лишено таких базовых прав, как:

  • право свободно распространять информацию о своей деятельности;
  • право проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Собранием считается «совместное присутствие граждан в специально отведенном или приспособленном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов» (ст. 2 «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»). Так как родители предполагали встречаться раз в месяц в школе или кафе, то встречи будут считаться «собранием».

Мы уже выяснили, что родительский комитет будет обсуждать общественно важные вопросы. Поэтому при неисполнении обязанности размещать уведомление о деятельности родительского комитета, группа особо инициативных родителей может быть ликвидирована. Это означает, что они не смогут больше собираться.

Конечно, не каждый родительский комитет будут ликвидировать. Однако объединения наиболее активных родителей, которые пытаются заставить наиболее нерадивого директора работать, находятся под явным ударом.

Что будет за участие в ликвидированной организации?

В Кодексе об административных правонарушениях есть статья 17.15, которая вводит штраф до 2 500 тысяч рублей за неисполнение требований судебного пристава неимущественного характера. Если будет решение о ликвидации, то родители не должны собираться. Если они будет собираться, то судебный пристав может привлечь их к ответственности по ст. 17.15 КоАП.

Если родители продолжат и дальше собираться, то их могут осудить по ст. 315 Уголовного кодекса за злостное неисполнение вступившего в законную силу решения суда. Наказание до 1 года лишения свободы.

Обычно родители активно  собираются и критикуют руководство школы, если недовольны его деятельностью. Именно в таких случаях шансы быть привлеченными к уголовной ответственности повышаются.

Те же самые выводы применимы к созданию инициативных групп пенсионеров или лиц предпенсионного возраста для обсуждения пенсионной политики государства. И даже постоянные посиделки на кухне за чашкой чая с обсуждением общественно-значимых вопросов также подпадают под действие законопроекта. А значит, могут привести к административной и даже уголовной ответственности.

Где-то в мире есть подобное?

Да, такое регулирование встречается в государствах, не самых близких к идеалам демократии. Например, в Беларуси. В 2005 году в Уголовный кодекс Беларуси была внесена статья 193.1.

Согласно этой статье, участие в незарегистрированной организации грозит лишением свободы на срок до двух лет. [4] По информации лишенного регистрации правозащитного центра «Весна», с 2005 по 2012 год 18 членов незарегистрированных организаций были осуждены по статье 193.1.

Пятеро из них были приговорены к лишению свободы.[5] Сейчас собираются эту статью декриминализовать. [6]

Но ведь подобное есть и в России?

В 2021 году Пленум Верховного Суда РФ от 27.12.

2021 N 64 принял Постановление «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел, связанных с приостановлением деятельности или ликвидацией некоммерческих организаций, а также запретом деятельности общественных или религиозных объединений, не являющихся юридическими лицами».

В постановлении Верховный суд указал, как действовать при рассмотрении дел, в которых ответчиком выступает незарегистрированное общественное объединение. Фактически суд указал, что процессуальной разницы между зарегистрированным и незарегистрированным объединением нет.

Принципиальное различие между законопроектом и Пленумом заключается в том, что Пленум не вводил для общественной организации обязанности уведомлять о своей деятельности. А законопроект вводит.

В силу ст. 61 Гражданского кодекса РФ, организация может быть ликвидирована при осуществлении юридическим лицом деятельности с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Грубость нарушения закона относится к оценочным понятиям, которое суд должен оценивать в каждом конкретном деле.

Отсутствие уведомления может стать причиной для юридической ликвидации любой группы из двух человек и более.

Вывод

Таким образом, законопроект касается любого объединения более двух человек. Он налагает обязанность подать уведомление о начале деятельности и ежегодно уведомлять о продолжении деятельности на сайте Минюста. За неисполнение обязанности грозит административная и уголовная ответственность.

Следовательно,  регулирование, предлагаемое законопроектом, вездесущее и ставит  под угрозу уголовной ответственности самые широкие круги. Так как в законопроекте даже не указана цель его создания, то необходимость введения столько ограничительных мер неясна.

Более того, законопроект налагает несоразмерные ограничения на граждан, а, следовательно, закрепленное в Конституции (а также в Европейской Конвенции) право на свободу объединений, находится под угрозой.

Агальцова Марина Владимировна, адвокат

[1] https://goo.gl/Ccv5th [2] Согласно ст. 5 «Об общественных объединениях» под общественным объединением понимается добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения (далее — уставные цели). [3] Согласно предлагаемым правкам статья 13.1 Закона «Об общественных объединениях» будет изложена в следующей редакции:

«Общественное объединение, не являющееся юридическим лицом, считается созданным с моментапринятия его учредителями решений о создании, утверждении устава и формировании

https://www.youtube.com/watch?v=E6_5YWbBI50

органов общественного объединения.

Источник: https://hrdco.org/manual/zakonoproekt-ob-obshhestvennyh-obedineniyah-ugroza-svobode-obedinenij/

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: