Визуализация методы научного познания

Наука 2.0: наш мозг и визуализация

Визуализация методы научного познания

Сталкивались ли вы с такой ситуацией, когда о чем-то долго-долго мечтаешь и сильно просишь, оно приходит к вам в самый неожиданный момент? Или, например, в детстве мы представляли себе, как будем играть с куклой или самолетиком, рисовали этот предмет, писали о нем Деду Морозу, и вот оно появлялось у нас.

Когда мы были маленькими, наши желания зачастую исполняли родители. Но никто не запрещает мечтать и представлять то, чего так сильно хочется и во взрослом возрасте. Только согласитесь, мечты у нас с вами уже совсем другие. Но не расстраивайтесь, на помощь придет визуализация.

Что это такое?

Это процесс, когда вы начинаете мысленно представлять свою цель. Вы не просто говорите себе: «Хочу большую квартиру и миллион долларов», вы поэтапно рисуете себе картину, как вы зарабатываете эти деньги, какие шаги предпринимаете, какие проблемы вас ждут, и как их решить.

Зачем нужна визуализация?

Эксперты-психологи считают, что визуализация помогает стать уверенным в себе, научиться контролю эмоций, избавиться от стресса, освоить новые скиллы.

В зарубежной психологи уже давно практикуется визуальное представление цели. Многие звезды говорят, что именно эта техника помогла им добиться успеха. Нередко к визуализации прибегают и спортсмены. Именно это позволяет им повысить свои результаты, избавиться от страха или даже влияет на ход реабилитации после травм.

Конечно, некоторые могут скептически отнестись к данному приёму, ведь у визуализации нет никаких доказательных фактов, нет расчетов и теорем. Но и психология – это не точная наука. Она занимается изучением подсознания человека, а визуализация, в первую очередь, это работа с нашим мозгом.

Научные факты: влияние визуализации на мозг

Проведя ряд исследований, ученые открыли интересный факт. Оказывается, наш мозг не делит воображаемые и реальные ситуации. То есть, если вы мечтаете и рисуете себе в голове воображаемые моменты жизни, то начинают активироваться те же гормоны, что и во время реального переживания этого же момента.

Помогают в этом специальные вещества нашего тела, которые называются нейромедиаторы. Они говорят мозгу передавать специальные сигналы и заставляют человека активно действовать на пути к цели.

Существует даже особая теория в неврологии, теория Хеббиана, из которой следует, что воображаемые нейроны все равно связывают друг друга. Выходит, что в тот момент, когда вы воображаете какие-либо ситуации из будущего, то позволяете появиться в мозгу новым нейронным связям. А они в свою очередь побуждают вас к действиям.

Еще наукой доказано, что визуализация дает толчок ретикулярной активационной системе.

Что такое РАС или ретикулярная формация, спросите вы? Если говорить просто, то это такая область в мозге, которая фильтрует получаемую информацию и заставляет замечать только то, что нужно нам.

Именно поэтому, когда вы вдруг начинаете думать о повышении или об успешной карьере, то вам в скором времени выпадает шанс исполнить свою мечту в жизнь. 

Визуализация: правила использования

Существуют определённые правила для эффективной визуализации.

1. Расписывать каждый шаг

Не бойтесь в деталях рисовать себе, как вы будете достигать своих желаний. Обратите внимание, что вам нужно представлять и самого себя при выполнении каждого из этапа на пути к большой победе. Думайте о настроении, которое будет у вас в тот момент. Представляйте одежду, в которой вы будете.

2. Включайте органы чувств в воображении

Представляйте запахи, которые будут находиться в помещении; воображайте звуки пересчета денег, которые вы услышите и т.д.

3. Ставьте перед собой только реальные и четкие цели

Когда вы только решите попробовать визуализировать свою мечту, то постарайтесь сделать эту картинку предельно ясной. Если ваша цель выздороветь и больше не болеть, то представляйте, как вы вылечиваетесь, какие лекарства пьете, как закаляетесь, и что для этого делаете. 

4. Придумайте сценарий

Да-да, вообразите себя сценаристом. Только вы будете снимать не кино, а свою жизнь. Вы можете записать ваши идеи на диктофон или оформить в электронном виде, а можете написать от руки. Не забывайте перечитывать этот сценарий, чтобы каждый раз все детальнее и детальнее прорисовывать свой путь к цели. 

5. Продумайте сразу несколько исходов

Не стесняйтесь продумывать и проблемы, которые вы можете встретить. Воображайте, как справляетесь с той или ной сложностью. Вы справитесь со всем у себя в мыслях, а значит и в реальности сможете побороть свои страхи и все преграды. 

Например, вы боитесь упасть в общественном месте носом в пол. Тогда представьте, как вы падаете и как решаете сложившуюся ситуацию, какие чувства испытываете. 

Существует даже специальная модель под названием «WOOP (Wish, Outcome, Obstacle, Plan)». В переводе с английского, эти слова означают – желание, результат, обстоятельства, план. 

Как же это работает?

Шаг первый. Напишите свою цель на листке. Цель должна быть краткосрочная. Давайте возьмем срок – 4 недели. Теперь опишите эту цель в нескольких словах (от четырех до шести будет достаточно).

Шаг второй. Представьте, какой будет результат, а затем распишите на бумаге этот результат во всех деталях. 

Шаг третий. Обрисуйте трудности, которые могут возникнуть. Опять же на листке запишите, что вас тревожит, чего вы боитесь, обстоятельства, которые на ваш взгляд могут вам помешать. Но здесь стоит помнить, что описывать стоит только то, что зависит напрямую от вас и справиться с этим сможете только вы.

Шаг четвертый. Распишите детальный план. Как вы боретесь со всеми проблемами, как вы справляетесь с последним рубежом перед победой, как вы, наконец, достигаете цели. 

Вот вы и узнали про интересную и эффективную технику для достижения своих целей. Однако если все-таки остались те, кто все еще сомневается в подобном методе, то рекомендуем вам попробовать поставить маленькую, но непростую цель. Попробуйте идти к ней с помощью визуализации. Поверьте, у вас все получится!

Источник: https://kvartblog.ru/blog/nauka-20-nash-mozg-i-vizualizatsija/

ББК

УДК

А. А. Кожевникова

A. Kozhevnikova

г. Челябинск, ЮУрГУ

Chelyabinsk, SUSU

Аннотация: В статье рассмотрена лекция как основная форма организации учебного процесса. Приведены основные виды активных лекций. Описаны причины широкого применения лекции — визуализации в обучении. Изложен порядок разработки презентации в Power Point.

Ключевые слова: лекция; лекция-визуализация; Power Point; активное обучение.

Abstract: The article examines the lecture as the main form of organization of the educational process. The main types of active lectures. Describes the reasons for the wide application of the lecture visualization in learning. Set out the procedure for the development of presentations in Power Point.

Keywords: lecture; lecture-visualization; Power Point; active learning.

В переводе с латинского слово «лекция» означает чтение. Лекция появилась еще в Древней Греции в средние века.

Но в силу того, что эта форма обучения является основой для дальнейшего усвоения учебного материала, она актуальна и по сей день.

В процессе обучения часто складываются ситуации, когда лекционная форма изложения материала не может быть заменена никакой другой, ведь лекция выполняет ряд функций:

— информационную;

— стимулирующую;

— воспитывающую;

— развивающую;

— ориентирующую;

— разъясняющую;

— убеждающую.

В рамках развития лекционной формы обучения прославились такие ученые, как М. В. Ломоносов (основатель первого отечественного университета), М. В. Остроградский (математик), О. В. Ключевский и Т. Н. Грановский (историки) и т. д. Н. Г. Чернышевский называл Грановского «одним из сильнейших посредников между наукой и нашим обществом» [4].

В связи с ростом научных и технических знаний в середине XIX века выросла потребность в практических занятиях. Лекция стала играть подготовительную роль перед работой с книгой. Н. И. Пирогов (хирург, педагог) утверждал, что «…

лекция должна читаться только в том случае, если лектор владеет совершенно новым научным материалом или обладает особым даром слова». Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов, Д. И. Писарев считали, что самостоятельная работа студентов очень важна наряду с лекциями, оказывающими эмоциональное воздействие в образовательном процессе. «В 1896 г.

второй съезд русских деятелей по техническому и профессиональному образованию выступил в защиту лекции, подчеркнув, что живое слово — это могущественное средство для сообщения научных знаний и по своей способности прочно запечатлеть наиболее существенные стороны предмета не может быть заменено никакой книгой. В 30-е гг.

 в некоторых вузах в порядке эксперимента прекратили читать лекции. Эксперимент себя не оправдал. Резко снизился уровень знаний у студентов» [4].

Таким образом, отсутствие лекций снижает уровень подготовки студентов, изменяет в худшую сторону системность учебного процесса, оставляя пробелы в понимании отдельных тем. Лекция по-прежнему остается ведущей формой организации учебного процесса в высшем учебном заведении благодаря следующим пунктам:

— лекция — основной источник информации, когда нет учебников и полноценного материала по новым дисциплинам;

— отдельные разделы учебного материала особенно трудны для самостоятельного изучения и требуют пояснения специалиста;

— по некоторым аспектам есть противоречивые мнения, которые требуют объективного освещения [4].

Но в настоящее время есть «противники» лекций [7], которые считают, что, во-первых, лекция приостанавливает самостоятельное мышление, приучая к пассивному восприятию чужих мнений.

Во-вторых, лекция отбивает желание обучаться самостоятельно. В-третьих, лекции нужны только, если нет учебников по определенной теме или их мало.

А в-четвертых, одни учащиеся успевают осмыслить конспектируемую информацию, а другие могут только механически записать слова лектора [4].

Перечисленные недостатки могут быть преодолены правильной методикой, грамотным построением лекционного материала и ясностью изложения материала.

Под «ясностью изложения» следует понимать и последовательность, и наглядность изложения, и активное участие слушателей. А результат работы — понимание.

Для реализации понимания лекционного материала студентами на сегодняшний день существуют следующие формы изложения учебного материала:

— проблемная лекция;

— лекция вдвоем;

— лекция с заранее запланированными ошибками;

— лекция — пресс-конференция;

— лекция-беседа;

— лекция-дискуссия;

— лекция с разбором конкретных ситуаций;

— лекция-визуализация.

Более подробно в статье рассмотрена лекция-визуализация, которая является современным и широко используемым методом активного обучения.

Психолого-педагогические исследования показывают, что иллюстративность помогает более успешному восприятию и запоминанию лекционного материала, а также позволяет активизировать мышление, глубже воспринимать сущность изучаемых явлений, показывает его связь с творческими процессами принятия решений.

Лекция-визуализация помогает студентам преобразовывать лекционный материал в визуальную форму, что способствует формированию у них профессионального мышления за счет систематизации и выделения наиболее значимых, существенных элементов.

«Компьютерная визуализация учебной информации об изучаемом объекте, процессе — это наглядное представление на экране: объекта, его составных частей или их моделей; процесса или его модели, в том числе скрытого в реальном мире; графической интерпретации исследуемой закономерности изучаемого процесса» [5, с. 5].

Обоснование эффективности комплекса словесной и наглядной информации кроется на нейрофизиологическом уровне. Во время восприятия информации происходит ее кодирование на разных уровнях и различными способами: образном и логическом, предметно-вещественном, вербальном и визуальном [1].

Активация нервных клеток в разных зонах головного мозга в зависимости от того, по какому каналу восприятия и в какой форме поступает стимул, обеспечивает кодирование информации.

Чем больше каналов задействовано, тем активнее идет ее перекодирование — из словесной формы в образную или наоборот.

То есть визуализация лекционного материала увеличивает процент успешного усвоения материала студентами.

Кроме того, группировка преподавателем материала в схемы, таблицы, графики позволяет работать фотографической памяти. А веселые иллюстрации, анимации позволяют делать акцент на самых значимых моментах курса.

Разработка лекции-визуализации требует тщательной реконструкции лекционного материала в визуальную форму (схемы, графики, таблицы, рисунки, чертежи) посредством технических средств обучения.

В работе над лекцией могут быть задействованы и студенты, которые получат соответствующие навыки и умения, смогут развить активность и развить личностное отношение к обучению.

Основная трудность лекции-визуализации состоит в выборе и подготовке системы средств наглядности между компьютерными моделирующими программами, электронными учебниками, интерактивной доской, мультимедийными проекторами и др. Последнее, а именно мультимедийная презентация, является наиболее востребованной.

Для ее реализации часто используется программа Power Point, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначенная для создания презентаций. С ее помощью преподаватель может быстро оформить лекционный материал в едином стиле, при необходимости подключив мультимедийные или видеоэффекты [6].

У правильно оформленной презентации есть ряд функций. Во-первых, предоставление возможности ориентироваться в излагаемом материале. Во-вторых, быстрое считывание информации. В-третьих, демонстрация визуальных объектов. В-четвертых, оказание эмоционального воздействия. В-пятых, восприятие и усвоение материала.

Для реализации вышеперечисленных пунктов при создании презентации следует руководствоваться некоторыми правилами.

У каждой презентации есть определенная структура оформления, которая соответствует порядку излагаемого материала. Наиболее подходящий вариант — использование шаблонов. Все слайд-шоу должно быть оформлено в едином спокойном, контрастном стиле без лишних эффектов. Надписи не должны «болтаться» по всему экрану. Две наиболее грубые ошибки заключаются в следующем:

— копирование лекционного текста целиком, использование мелкого шрифта, помещение на слайды больших таблиц;

— зачитывание слайдов.

Кроме того, не следует загромождать презентацию дополнительной информацией (историческими справками, примерами и т. д.).

Power Point дословно переводится как «ключевой момент», поэтому в слайд-шоу следует помещать основные тезисы и материал, сгруппированный в небольшие графики, схемы и таблицы. Рисунки также помогают усилить восприятие материала и активизировать мыслительные процессы слушателя.

Следует отметить, что важно соблюдать баланс между содержанием и средствами его представления: слишком большое количество текста, обилие анимации воспринимается с экрана так же плохо, как и вывод нескольких рисунков в качестве сопровождения полуторачасовой лекции [6].

Эмоциональное воздействие на студента можно оказывать с помощью следующих пунктов:

— использование общей цветовой гаммы;

— вставка иллюстраций и фото;

— применения аудио- и видеоряда.

Только следует помнить, что не нужно стараться разнообразить лекцию, используя различные эффекты, яркие цвета, анимированную смену слайдов, неуместные клипарты, движущиеся фотографии и «выскакивающие» рисунки. Перечисленное выше может привести к переключению внимания на картинки, раздражению и потере интереса.

«Обучение — процесс передачи и усвоения знаний, умений, навыков деятельности, основное средство подготовки человека к жизни и труду» [2].

В процессе обучения у студента формируются новые знания, умения и навыки.

Чтобы формирование новых знаний проходило успешно, преподавателю следует не только учитывать специальные приемы обучения, но и основываться на психологических особенностях обучающихся.

Использование электронных средств в образовании практически всегда подразумевает активное включение зрительного канала восприятия. «Современные студенты предпочитают не читать и слушать, а наблюдать и действовать» [3, с. 57].

Таким образом, в современной образовательной системе правильно написанная и изложенная лекция как форма обучения занимает основное место. А с развитием научно-технического прогресса лекционная форма изложения материала становится более эффективной.

Так, например, лекция-визуализация позволяет студентам более точно воспринять материал (посредством рисунков, графиков, чертежей, видеороликов), а также исключить эмоциональную составляющую в изложении материала преподавателем.

Кроме того, использование видеороликов во время лекции позволяет развить интерес к определенной теме у обучающегося.

Лекция — пресс-конференция позволяет услышать мнение экспертов, а лекция-беседа и лекция-дискуссия помогают студентам более четко разобраться в проблеме, получить ответы на сложные для понимания вопросы. Главное, чтобы не утратить эффективность любой формы лекции, следует помнить об активном диалоге со студентом во время ее прочтения.

Библиографический список

1. Манько, Н. Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технология обучения / Н. Н. Манько // Образование и наука : журнал теоретических и прикладных исследований. — 2009. — № 8(65). — С. 10–30.

2. Менчинская, Н. А. Большая Советская Энциклопедия / Н. А. Менчинская, М. Н. Скаткин, А. А. Бударный. — М. : Советская энциклопедия. — 1969–1978.

3. Найденова, Л. И. Опыт разработки цифровых образовательных ресурсов на основе новых государственных образовательных стандартов / Л. И. Найденова и др. // Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Педагогика. — 2011. — Т. 12. — № 2. — С. 52–58.

4. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие. — Ростов-н/Д: Феникс, 2002. — 544 с. — Гл. 5.

5. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. — М. : ИИО РАО, 2006. — 88 с.

6. schsite.narod.ru/inf/razr/PowerPoint.doc

7. http://megamozg.ru/post/7702/

Анна Андреевна Кожевникова
ИЗУЧЕНИЕ РУССКОГО ЯЗЫКА В КИТАЕ Датянь Цзоу, Ядвига Леонидовна Березовская

© 2014-2021 Южно-Уральский государственный университет

Электронный журнал «Язык. Культура. Коммуникации» (6+). Зарегистирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-57488 от 27.03.2014 г. ISSN 2410-6682.

Учредитель: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Редакция: ФГАОУ ВО «ЮУрГУ (НИУ)» Главный редактор: Пономарева Елена Владимировна

Адрес редакции: 454080, г. Челябинск, проспект Ленина, д. 76, ауд. 426, 8 (351) 267-99-05.

Электронный адрес редакции: ponomarevaev@susu.ru

Источник: https://journals.susu.ru/lcc/article/view/355/411

Визуализация методы научного познания

Визуализация методы научного познания

НТП принимает такие масштабы, что грозит выйти из-под контроля общества и стать грозной разрушительной силой цивилизации, способной нанести непоправимый вред природе и самому человеку.

Будущее человечества и реальный исторический процесс.

Жизнь общества во всей его полноте, со всеми его порой кажущимися нелепыми событиями есть все-таки не хаотическое нагромождение случайностей, а упорядоченная организованная система, подчиняющаяся определеным законам функционирования и развития.

Однако, законы общественного развития осуществляются посредством людей. Маркс К., Энгельс Ф. : история — не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека. Но хотя законы истории и создаются самими людьми, но люди подчиняются потом уже их власти как чему-то надличностному.

Фон-Коссеном работе он пишет: «В математике, как и вообще в научных исследованиях, встречаются две тенденции: тенденция к абстрактности — которая пытается выработать логическую точку зрения на основе различного материала и привести весь материал в систематическую связь. И тенденция к наглядности, которая в противоположность этому стремится к живому пониманию объектов и их отношений» [6, с.
6].

Английский физик Дж. Томсон, изучая работы Дж. Максвелла, обнаружил у него удивительные способности к визуализации даже самых сложных физических идей.

К примеру, электромагнитные процессы Максвелл излагал при помощи образов шестеренок, вихрей, геометрических фигур.


Томсон пишет, что первоначальное знакомство с подобным изложением абстрактного знания вызывает желание, «не колеблясь выбросить этот труд в мусорную корзину» [7, c. 29].

Визуализация- это образ изучаемого предмета, который отличается от этого предмета, но это образ самой сущности предмета.

Сущность–схватываемое чувство начала предмета(Демонстрация линий силового поля: бумага, опилки магнит)

Молекула воды- рисовали, но этот образ не совпадает с настоящим, дает возможность понять связи между молекулами. Карта–метод визуализации путешествия

МЕТОД ЛИЧНОСТНОГО УПОДОБЛЕНИЯ(эмпа/тия)

Эмпа/тия- это личностное уподобление, которое формирует воображаемый «Я-образ», который позволяет становиться на точку зрения этого образа

Дарвин, когда создавал свою эволюционную теорию, представил себя павлиньим хвостом и с позиции хвоста пытался проследить эту эволюцию.

3 шага(уровня) личностного уподобления:

1 шаг–проекция, то есть пересаживание себя в объект.

Визуализация методы научного познания является

Функции художественно-графического оформления учебников. М.: Просвещение, 1986. 127 с.

253. Холодов Ю.А. Мозг в электромагнитных полях.
М.: Наука, 1982. -120 с.

254. Хофман И. Активная память. М.: Прогресс, 1986. 308 с.

255. Хьюбел Д. Глаз, мозг, зрение.

Внимание

256. Чертов Л.Ф. Язык предметных форм и пространственных отношений. СПб., 1996.

257. Чехов А.П. Полное собрание сочинений и писем.

В 30 т. Т. 1. М., 1983

258. Чудинов Э.М. Природа научной истины. М.: Политиздат, 1977. -317 с.

259. Шапоринский С.А. Обучение и научное познание. М.: Педагогика, 1981. -208 с.

260. Шаталов В.Ф. Точка опоры. Организационные основы экспериментальных исследований.

Важно Минск: Университетское, 1990.-223 с.

261. Шекспир У. Полн. собр. соч. В 8 т. Т. 7. М.: Искусство, 1960. -823 с.

262.

Швырев B.C.

Визуализация методы научного познания это

Это вызывает оппозиции в виде местничества, сепаратизма. Сейчас – американизация общества насильственным путем (закабаление стран 2, 3 и 4 ряда).

2.ускорение темпов общественного развития.

3. эти процессы развертываются, когда чел-во развивается стихийно. Теперь стихийность грозит чел-ву уничтожением.

Проблемы.

1. войны и мира.

2. растущего разрыва м\д странами 1-2 и 3-4 мира.

3. экологические проблемы

 растущее загрязнение почвы, парниковый эффект, озоновые дыры, дефицит чистой пресной воды.

 Загрязнение плодородных почв

 Опустынивание

 Растет угроза генофонду биосферы и генетике человека

 Энергетическая проблема + истощение полезных ископаемых, энергоносителей

 Мировая продовольственная проблема (экологическая + демографическая)

4. демографическая проблема

5.

Проблемы сенсорной изоляции. М.: Наука, 1970. 204 с.

204. Психологический словарь. М.: Педагогика, 1983. -448 с.

205.

Пуанкаре А. О науке. М.: Наука, 1990. 735 с.

206. Рассел Б. Человеческое познание. Его сфера и границы.

М.: Прогресс, 1957. 555 с.

207. Рачков П.А. Науковедение: проблемы, структура, элементы. М.: Изд-во МГУ, 1974.-240 с.

208. Рок И. Введение в зрительное восприятие.
М.: Педагогика, 1980.- 151 с.

209. Ракитов А.И. Принципы научного мышления. М.: Наука, 1975. -142 с.

210.

211. Рузавин Г.И. Методологические проблемы аргументации.

М.: ИФРАН, 1997.-204 с.

212. Руткевич М.Н., Лойфман И.Я. Диалектика и теория познания. М.: Мысль, 1994. -383 с.

213.

Руубер Г.Э. О закономерностях визуального восприятия. Таллин, 1985. 344 с.

214.

Информационные перегрузки, общий, все ускоряющийся ритм жизни особенно в гигантских, крупных городах, злоупотребление лекарственными препаратами, химические свойства которых по своим неблагоприятным для организма последствиям оказываются зачастую неизвестными — все это пагубно действует на человека. Это лишь маленькая толика из общего количества неблагоприятных для человека факторов.

Большинство проблем, которые сегодня мы связываем с глобальными проблемами современности, сопровождали человечество на протяжении всей его истории.

К ним прежде всего следует отнести проблемы экологии, сохранения мира, преодолении нищеты, голода, неграмотности.

Человечество, развиваясь по пути прогресса, постепенно накапливало материальные и духовные ресурсы для удовлетворения своих потребностей, однако ему никогда не удавалось полностью избавиться от голода, нищеты и безграмотности.

Искусство и философия: роль философии в формировании и восприятии художественного произведения на примере живописи. Калининград.: Янтарный сказ, 1999. 704 с.

36. Брунер Дж.

Психология познания. М.: Прогресс, 1977. -412 с.

37. Брушлинский A.B. Психология мышления и кибернетика. М.: Мысль, 1970.

190 с.

38.

Брушлинский A.B. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Изд-во Ин-та практической психологии-. Воронеж: НПО «Модэк», 1996.-392 с.

39.

Бургов В.А. Зрительное восприятие кинофильма. Л., 1986. -145 с.

40. Быстрицкий Е.К. Научное познание и проблемы понимания.

Киев: Наукова думка, 1986. 132 с.

41. Вартофский М. Модели. Репрезентация и научное понимание. М.: Прогресс, 1988.

507 с.

42.

ВернЖюль. Собр. соч. В 12 т. Т.1. М., 1992.

43. Взаимосвязь чувственного опыта и понятия в учебной деятельности.

М.: МГПИ, 1983. 186 с.

44.

Имея своеобразный предмет отражения, каждая форма сознания имеет свою особую форму отражения: научное понятие, моральную норму, религиозную догму, художественный образ..

Правовое сознание Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп.

Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни. Под правовым сознанием понимается система знаний и посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами).

Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции.

Избранные педагогические сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.-651 с.

131. Кон И.О. Социология личности. М.: Политиздат, 1967.-383 с.

132. Копнин П.В. Проблемы диалектики как логики и теории познания. М.: Наука, 1982. 368 с.

133. Кочергин А.Н. Моделирование мышления.

М.: Политиздат, 1969. -224 с.

134. Кочергин А.Н. Философские вопросы моделирования функций мозга. Новосибирск, 1973.

С.192.

135. Кочергин А.Н., Коган В.З. Проблемы информационного взаимодействия в обществе. М.: Наука, 1980. 176 с.

136. Кочергин А.Н. Научное познание: формы, методы, подходы.

М.: Изд-во МГУ, 1991.-78 с.

137. Красота и мозг. Пер с англ. М.: Мир, 1995. 335 с.

138. Куликов В.Н.

Отражение сущности и явлений средствами графического моделирования. Дис. канд. филос. наук. М., 1973.- 173 с.

139. Кульков Ю.П. Мировоззрение и естественнонаучное познание.

Религия является отражением (хотя и фантастически) окружающей действительности, поэтому она развивается и изменяется одновременно с изменением самой жизни. Ф.Энгельс назвал религию «фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, и которые господствуют над ними в их повседневной жизни, — отражением, в котором земные силы принимают форму неземных».

Религия (от лат.

– relegio — набожность, святыня) — это мироощущение и мировоззрение и соответствующее поведение, определяемое верой в существование Бога, это чувство зависимости по отношению к нему, которое дает надежду и опору в жизни. В современной философии различают три ступени в истории религии: 1. Религия, опирающаяся на свое божество в природных силах (бог Солнца, бог Земли и т.п.); 2.

Источник: https://juristmsk.com/vizualizatsiya-metody-nauchnogo-poznaniya/

Формы и методы научного познания

Визуализация методы научного познания

Познание – это процесс приобретения знаний об окружающем мире, его закономерностях и явлениях.

Методы научного познания

Методы познания — этосистема принципов и правил практической и теоретической деятельности.

Методы познания обобщают по двум уровням:

  1. Эмпирический уровень
  2. Теоретический уровень
Эмпирический уровень
Эмпирические (опытные) методы познанияпознание научных фактов, открытие эмпирической закономерности.
Формы
  1. Наблюдение, эмпирические законы.
  2. Научный факт.
Методы
  • Наблюдение (опирается не только на чувственное познание, но и включает в себя рациональные моменты (выбор объекта и изучение результатов)).
  • Эксперимент/моделирование (исследование происходит в специальных условиях).
  • Измерение (количественные и качественные характеристики).
  • Классификация.
  • Систематизация.
  • Описание (фиксация сведений).
  • Сравнение (сопоставление по критериям).
  • Интервьюирование.
Теоретический уровень
Теоретический (рационально-логический) уровень— познание существенных связей, принципов и законов.
Формы
  1. Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не опознано человеком, но что необходимо познать. Вопрос требующий ответа.
  2. Гипотеза — это предполагаемое решение проблемы (предположение, догадка).
  3. Теория — высшая, самая развитая форма организации научных знаний.
Методы
  1. Анализ. Мысленный или практический (ручной) процесс разделения предмета или явления на составляющие, разборка и осмотр компонентов.
  2. Синтез. Обратный процесс – объединение компонентов в целое, выявление связей между ними.
  3. Классификация. Разложение предметов или явлений в группы по определенным признакам.
  4. Сравнение. Обнаружение различий и сходств в сравниваемых элементах.
  5. Обобщение. Менее детальный синтез – объединение по общим признакам без выявления связей. Этот процесс не всегда отделяют от синтеза.
  6. Конкретизация. Процесс извлечения частного из общего, уточнение для лучшего понимания.
  7. Абстрагирование. Рассмотрение только одной какой-то стороны предмета или явления, так как остальные не представляют интереса.
  8. Аналогия (выявление подобных явлений, сходств), более расширенный метод познания, чем сравнение, так как включает поиски похожих явлений во временном периоде.
  9. Дедукция — от общего к частному.
  10. Индукция – от частного к общему.
  11. Идеализация – процесс создания чисто мысленных предметов, внесение изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования. (идеальный газ).
  12. Моделирование – создание, а затем изучение модели чего-либо (например, компьютерная модель солнечной системы).
  13. Формализация – отображение результатов мышления в точных понятиях или утверждениях (химические формулы).

Универсальные методы научного познания:

  1. Анализ
  2. Синтез
  3. Индукция
  4. Дедукция
  5. Абстрогирование
  6. Идеализация
  7. Обобщение
  8. Аналогия
  9. Системный подход
  10. Структурно-функциональный подход
  11. Моделирование: предметное, математическое, идеальное.

Формы познания

  1. Научное познание. Вид познания, основанный на логике, научном подходе, выводах; также называют рациональным познанием.
  2. Творческое или художественное познание (отражает окружающий мир с помощью художественных образов и символов)
  3. Философское познание.

    Оно заключается в стремлении объяснить окружающую действительность, место, которое в ней занимает человек, и то, каким оно должно быть.

  4. Религиозное познание. Объектом изучения является Бог, моральные устои, характерные данной религии.
  5. Мифологическое познание.

    Познание, свойственное первобытным культурам.

  6. Самопознание. Познание собственных психических и физических свойств, самоосмысление. Способы самосознания: самоанализ, самонаблюдение.

Решай задания и варианты ЕГЭ по обществознанию с ответами.

Источник: https://bingoschool.ru/blog/97/

Методы научного познания

Визуализация методы научного познания

Слово «метод» в переводе с древнегреческого означает путь к достижению некой цели.

Поэтому, в глобальном понимании, метод можно рассматривать как определенные приемы, ряд действий, которые нужно предпринять для того, чтобы получить результат – решить определенную задачу, достичь поставленной цели, практической или теоретической.

Разработка методов необходима для любой деятельности, поэтому в науке, как одной из важнейших сфер человеческой деятельности, имеются свои специфические методы.

Научное познание – это процесс достижения достоверных знаний о мире, истинность которых доказывается и проверяется практикой. Из-за специфики научного познания, которая заключается в подчинении строгим принципам, методы, используемые в процессе познания обеспечивают достоверность получаемых результатов.

На основе анализа процесса научного познания можно выделить два основных типа методов научно-познавательной деятельности:

  • универсальные методы
  • общенаучные

Универсальные методы относятся к человеческому познанию в целом, на их основе строится как научное познание, так и практическое, повседневное.

  • Курсовая работа 410 руб.
  • Реферат 230 руб.
  • Контрольная работа 200 руб.

Общенаучные методы относятся только к научному познанию. В свою очередь, они делятся на эмпирические и теоретические.

Кроме перечисленных методов существуют еще и узкоспециальные методы, которые носят специфический характер и разрабатываются, и применяются в рамках определенных научных дисциплин.

К ним относятся такие методы, как методика проведения физического эксперимента, методика социологического исследования, методика анализа исторических источников, методика эксперимента в биологии, методика решения математической задачи и т.д.

Следует отметить то, что независимо от типа научно-познавательной деятельности, основой любого метода являются три главных принципа:

  • объективность. Данный принцип подразумевает отделение субъекта познания от его непосредственного объекта, исследователь не позволяет субъективным представлениям каким-либо образом воздействовать на процесс научного познания
  • систематичность. Данный принцип предполагает, что процесс научного познания выполняется упорядоченным образом, носит системный характер
  • воспроизводимость означает, что все фазы процесса научно-познавательной деятельности можно воспроизвести под руководством других исследователей и результаты будут являться непротиворечивыми, то есть таким образом подтверждается достоверность исследования. В противном случае, если результаты не сходятся, они считаются ненадежными, а значит, недостоверными.

Замечание 1

Методы, не соответствующие данным принципам являются неэффективными.

Универсальные методы познания

К универсальным методам познания относятся:

  • Анализ и синтез
  • Абстрагирование
  • Обобщение
  • Индукция и дедукция
  • Аналогия
  • Моделирование

Анализ и синтез являются двумя универсальными, противоположно направленными операциями познавательного процесса.

Определение 1

Анализ – это прием мышления, при котором подразумевается разъединение целостного предмета на составляющие части для их полного всестороннего изучения.

Синтез в противоположность анализу, является таким приемом мышления, при котором ранее выделенные составные части предмета объединяются в единое целое.

Анализ и синтез имеют четыре разновидности.

Первая разновидность – это природный анализ, который подразумевает разъединение предметов на части, и природный синтез – объединение данных частей в новые предметы в строгом соответствии с возможностями, имеющимися в природе.

Вторая разновидность – это практический анализ, который означает разъединение предметов на компоненты, и практический синтез – объединение этих компонентов, в соответствии с возможностями практики, которые не могли бы быть реализованы в природе.

Мысленный анализ и мысленный синтез – третья разновидность. Он означает разъединение либо соединение того, что не возможно ни на практике, ни в природе.

Метаанализ и метасинтез – это четвертая разновидность, анализ и синтез знаний о мире.

Замечание 2

Анализ и синтез имеют связь с другими методами научного познания.

Абстрагирование –это прием мышления, который характеризуется тем, что во внимание принимаются только интересующие исследователя свойства и признаки, остальные не берутся во внимание, то есть исследователь от них абстрагируется.

Процесс такого выделения предполагает, что выделенные признаки и свойства должны обладать особыми знаками. Абстрагирование является универсальным методом научного познания, без него невозможны ни научное, ни повседневное познание.

В результате обобщения устанавливаются общие характеристики, свойства и признаки исследуемых объектов. Процесс обобщения происходит в тесной связи с процессом абстрагирования. В результате абстрагирования некоторых свойств объекта создается основа для их объединения в единый класс.

Индукция и дедукция широко распространены во всех областях научно-познавательной деятельности.

Индукция – это метод исследования, при котором в процессе изучения из частных фактов выводится общее утверждение, то есть это процесс движения от частного к общему.

Основой индукции служит опыт и наблюдение, во время которых собираются отдельные факты.

Дедукция является методом познания, противоположным индукции. То есть в процессе дедукции происходит движение от общего к частному. В рамках этого метода исследователь, опираясь на общее знание, делает частные выводы, поэтому основой дедукции является общее суждение.

На начальной стадии научного исследования чаще всего преобладает индукция, затем большую роль начинает играть дедукция, таким образом эти два метода научного познания тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Аналогия – метод научного познания, при котором исследователь, основываясь на сходстве объектов в каких-либо признаках делает вывод об их сходстве и в других признаках.

Различают ассоциативную аналогия, которая носит образный характер, проявляется в психологических аспектах творческой деятельности.

И логическая аналогия, когда исследователь делает вывод о сходстве явлений на основе их параллельного изучения.

Моделирование – это исследование объекта методом создания его копии. Модель должна соответствовать объекту исследования в тех свойствах, которые подлежать изучению.

Общенаучные методы познания

Эмпирические методы.

К эмпирическим методам познания относится эмпирическое знание, главной целью которого является получение результатов наблюдения и формирование фактов.

Наблюдение является особым видом деятельности, который состоит из элемента наблюдения, наблюдателя и средств наблюдения.

Описание – еще один эмпирический метод познания, предполагает фиксацию средствами естественного или искусственного языка полученных методом наблюдения свойств объекта. Другими словами, эмпирическое описание является завершающим этапом наблюдения.

Измерение, как метод научного познания, предполагает изучение численных значений измеряемых величин.

Теоретические методы научного познания.

Теоретическое знание, метод мысленного эксперимента – на этом уровне используются общенаучные методы, однако реализуются они через систему специфических приемов.

Аксиоматический метод – при нем изначально задается набор положений, не требующих доказательств, затем строится система выводных предложений.

Гипотетико-дедуктивный метод, метод научного познания, суть которого заключается в создании гипотез, дедуктивно связанных между собой.

Источник: https://spravochnick.ru/koncepciya_sovremennogo_estestvoznaniya/metody_nauchnogo_poznaniya/

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: