Виды знаний в педагогике

Знания в педагогике – это… Определение, виды и формы, применение

Виды знаний в педагогике

Любой ученик рано или поздно задается вопросом: «Зачем учиться? И так все просто и понятно…» Дитя не догадывается, что «просто и понятно», потому что оно уже овладело какой-то частичкой знаний. Ребенок еще не понимает, что путь познания бесконечный и необыкновенно захватывающий. К тому же знания могут принести моральную, физическую, материальную выгоду, если использовать их с умом.

Что такое знания?

Когда человек попадает в критическое положение, он садится и обдумывает, как из него выбраться. Обдумывание — это процесс извлечения из собственного багажа знаний и опыта тех средств, которые помогут разрешить ситуацию.

Чем больше человек учился, перенимал теоретический и практический жизненный опыт других людей, тем этот багаж богаче.

Следовательно, и неблагоприятная ситуация быстрее и легче разрешится у того человека, который больше знает и умеет.

Знания — это:

  • осмысленное восприятие человеком действительности;
  • инструмент ее преобразования;
  • составная часть человеческого мировоззрения;
  • источник интересов;
  • необходимое условие развития талантов и способностей;
  • собственность индивидуума и достояние общества.

Знания приобретаются в процессе обучения, овладения и познания научного богатства человечества.

Знания в педагогике — это и цель, и средство педагогической деятельности.

Педагогика — это наука?

Доказательствами того, что педагогика — самостоятельная отрасль знания, обособленная наука, являются следующие факты:

  • Педагогика имеет собственную историю происхождения и развития.
  • Имеет проверенные практикой источники развития — многовековой опыт воспитания подрастающего поколения, научные исследования и труды, на основе которых сложились современные системы воспитания.
  • У нее есть собственный предмет — это воспитательная деятельность.
  • А также особая функция познания законов воспитания, обучения, образования человека и поиска путей их совершенствования в современных ей условиях.

Кроме того, педагогика как отрасль научных знаний имеет свои цели, задачи, формы, методы и приемы исследовательской и практической работы.

Источники и система педагогических наук

Решение специфических задач воспитания и образования заставляет педагогов обращаться к смежным наукам о человеке, чтобы получить ответы на некоторые вопросы. Поэтому педагогика в системе научных знаний занимает прочное место.

Философия — основа педагогики, источник идей этой работы, почерпнутых из различных философских систем. Такие философские науки, как этика, эстетика, социология, науковедение и другие, предоставляют материал о новых социальных явлениях и процессах. С учетом этого изменяются и задачи, формы, методики воспитательной работы.

Анатомия, физиология и медицина предоставляют данные о человеческом организме. Изучение особенностей функционирования различных его отделов помогает в выборе правильных систем развития и обучения воспитанника с отклонениями в здоровье (коррекционная и реабилитационная педагогика).

Психология изучает закономерности развития внутреннего мира и поведения человека. Педагогика эффективно использует в своей практике результаты психологических исследований (возрастная педагогика — дошкольная, школьная, высшей школы). На стыке двух наук возникла психопедагогика и педагогическая психология.

Система педагогических наук обширна. На основе изучения особенностей контингента воспитуемых вырабатываются и отбираются специфические цели и задачи, формы и методы педагогического воздействия. Например:

  • кондуктивная педагогика занимается проблемами воспитания и обучения детей с церебральным параличом;
  • этнопедагогика использует вековой воспитательный опыт народов различных национальностей;
  • педагогика пенитенциарная изучает и использует возможности перевоспитания лиц, находящихся в заключении;
  • превентивная педагогика изучает причины и методы исправления девиантного и делинквентного (отклоняющегося) поведения;
  • семейная педагогика выявляет проблемы и недостатки семейного воспитания, занимается их профилактикой;
  • досуговая педагогика (педагогика свободного времени, клубная педагогика) решает проблемы организации полезного досуга для людей разных возрастных и социальных групп;
  • социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для максимальной реализации личностных способностей.

Таким образом, знания в педагогике — это тесное взаимное переплетение с теорией и практикой самых разных наук.

Подробнее о социальной педагогике

Социальная педагогика изучает влияние среды обитания на человека и разрабатывает технологии использования ее возможностей для реализации личностных способностей.

Социальная педагогика максимально приближена к каждому человеку как члену социума.

Ее технологии социализации индивидуума строятся на таких знаниях, как выявление личных планов и мотивов, ресурсов для их реализации, стадии социализации, виды социализации человека (семейная, профессиональная, поло-ролевая и др.).

Социальная педагогика как социальное знание является частью гуманитарного знания, занимающегося проблемами гуманизации общества.

По большому счету, деятельность любого педагога включает в себя в большей или меньшей степени социальные знания.

Источники и виды педагогических знаний

Знания в педагогике — это совокупность систематизированных теоретических и практических данных о воспитании, развитии и обучении человека.

Источники педагогического знания:

  • Собственный опыт любого человека (житейские или обыденные знания).
  • Практические знания, получаемые в ходе педагогической работы. Возникающие в ходе воспитания детей или ребенка проблемы заставляют воспитателя обращаться к научным источникам для поиска ответов на вопросы, рациональных методов формирования личности и обучения.
  • Специально организованные научные исследования (научно-практические знания). Познание особенностей объектов изучения порождает новые гипотезы, идеи, требующие дополнительных исследований. В результате появляются новые научно обоснованные педагогические системы воспитания, обучения, развития личности. Получение новых знаний в педагогике – это творческий процесс, требующий основательного теоретического образования и практического опыта.

Формы педагогических знаний

Теоретическая форма включает в себя ряд понятий, которыми оперирует ученый, изучая педагогические явления на теоретическом уровне — принципы, закономерности, теории, понятия, технологии и др.

В результате рождаются предположения, описания, гипотезы, требующие систематизации и своего подтверждения или опровержения практическим путем (например, экспериментально).

То есть в процессе познания появляются новые знания.

Практическая форма — это опытные или эмпирические знания, получаемые в результате непосредственной работы с объектами педагогической деятельности. Для их получения используется множество методов, отбираемых с учетом конкретных условий, целей и задач, особенностей объекта воспитания.

Знания в педагогике — это тесное переплетение их научно-теоретической и эмпирической форм. Такой «союз» теории и практики порождает новые педагогические теории и концепции, направления и технологии.

Функции педагогики как науки

Педагогика как область знаний выполняет две определенные функции.

Теоретическая функция: изучение существующего опыта, диагностика его эффективности, научное обоснование, моделирование.

Технологическая функция связана с разработкой педагогических проектов в виде программ, методических рекомендаций, учебников и с их внедрением в практику. Оценка практических результатов влечет за собой их корректировку на теоретическом и практическом уровне.

Источник: https://FB.ru/article/384156/znaniya-v-pedagogike---eto-opredelenie-vidyi-i-formyi-primenenie

Методы обучения – понятие, виды и классификация в педагогике

Виды знаний в педагогике

В преподавании особое место занимают методы обучения. Они представляют собой взаимосвязанные техники коммуникации между учителем и обучающимися. Несмотря на отсутствие единого определения данного понятия, сегодня существует множество систем и классификаций методов обучения. Рассмотрим их детально. 

Классификация методов обучения в педагогике

Педагогика как наука, изучающая методики преподавания предметов, подразделяет методы по источнику. То есть по основе, из которой ученики черпают информацию.

Словесные

Речь идет о передаче сведений из уст в уста. В современном образовании – это наиболее широко используемый метод. В первую очередь он выражен в лекциях. Разновидностью словесного обучения является личная консультация по интересующему вопросу.

Наглядные

Наглядная методика предполагает использование дополнительных инструментов, напрямую или косвенно отражающих предмет изучения. 

Условно наглядные варианты можно подразделить на:

  • применение схем, таблиц и моделей, пример – школьные плакаты по анатомии человека или скелета;
  • использование технических приспособлений, пример – изучение физических явлений с помощью амперметра;
  • видео- и аудиоматериалы, пример – просмотр документального фильма о Второй Мировой Войне.

Согласно исследованиям, восприятие информации с использованием наглядных методик повышается на десятки процентов. Именно поэтому современные школы оснащаются мультимедийной аппаратурой и техническим инструментарием.

Практические

Практические методы основаны на вовлечении аудитории в процесс. Учитывая, что данный прием отражает наибольшую эффективность, его начинают применять активнее. 

К примерам реализации вовлечения относятся:

  • тренинги и реализуемые на практике задания, пример – сбор гербария;
  • игры, направленные на решение конкретных задач, пример – деловая игра с целью поиска компромиссного решения.

Строить процесс исключительно на практических методах сложно, но включать их в общий курс необходимо. Особенно, когда речь идет о сложных или важных темах. Учащимся будет проще вникнуть в суть и запомнить.

Современные методы обучения и преподавания

Учитывая возрастающее количество информации и ее доступность, система образования должна внедрять более эффективные методики усвоения информации. Ранее человек мог научиться чему-либо только при общении с другим или изучении массы литературы, сегодня достаточно иметь гаджет с доступом в интернет.

Рассмотрим, какие способы передачи знаний и их усвоения применяются современными обучающими центрами.

Деловая игра

Деловая игра представляет собой имитацию конкретной ситуации, с которой может столкнуться человек. Чаще всего используются ситуативные сценарии из будущей профессиональной деятельности. Перед игроками ставится задача – решение конкретного вопроса.

У игры всегда есть теория, то есть описание персонажей и событий, предшествующих конкретному отрывку. Героям необходимо не только выполнить задание, но и сыграть роль выдуманного персонажа или даже реального человека, поставить себя на его место.

Учебная игра

Учебная игра, в отличие от деловой, направлена на решение участниками конкретных целей в получении знаний. 

К базовым принципам учебной игры относятся:

  1. Моделирование – наложение реальных ситуаций на игру.

  2. Наличие проблемы – ученики должны не просто пережить случай, но и заниматься поиском оптимальных решений.

  3. Совместная деятельность – вовлекаются все участники, которые посредством диалога должны учиться коммуникации и групповому взаимодействию.

Учебную игру допустимо проводить как до освоения материала, чтобы выяснить уровень знаний учеников, так и после. Во втором варианте будет закрепление полученной информации и наглядный пример применения ее на практике.

Метод погружения

Метод погружения чаще всего применяется при изучении языка. Идея, изложенная А. Эллисом, основана на программировании человеческого подсознания. То есть если на мозг человека постоянно воздействует определенная информация, то после некоторого сопротивления, он начинает учиться.

Не зря считается, что именно погружение в языковую среду способствует скорейшему усвоению. Сегодня эта практика применяется и для других предметов и реализуется посредством выездных конференций.

Метод опережающего обучения

Методика опережающего обучения, разработанная российским педагогом Лысенковой, основана на следующих идеях:

  • комментирование в процессе обучения, например, проговаривание того, что человек пишет;
  • использование опорных схем, которые предполагают выстраивание мысли ученика;
  • перспективное обучение – внедрение дополнительных упражнений вне учебной программы;
  • сложные темы рассматриваются в три этапа – от простого к сложному.

Важным этапом является и практическое применение полученных знаний.

Эвристический метод

Иначе методика называется техникой микрооткрытий. Синицын предложил ставить перед учениками последовательные вопросы. Решение каждого из них будет представлять собой достижение цели.

Важно строить методику на последовательном усложнении изучаемых тем. Рекомендуется задействовать максимум технологий: мозговой штурм, групповую дискуссию и тому подобные.

Метод синектики

Метод синектики предполагает применение аналогий и образных сравнений для поиска решения. Он часто идет параллельно с интенсификацией интеллекта. Последний подразумевает использование особых и исключительных черт характера ведущего или учителя. 

Методы обучения по ФГОС

Изменение образовательного процесса на государственном уровне проходит медленно, несмотря на это государственный стандарт также изменяется и учитывает веяния прогресса. Основные методики описаны в учебных материалах по дидактике.

Пассивные

Пассивный метод предполагает одностороннее участие учителя. Он очень распространен как в школе, так и в высших учебных заведениях. Преподаватель читает лекцию, а ученик воспринимает информацию. Процент усвоения материала низкий и зависит во многом от заинтересованности обучаемого.

Активные и интерактивные

Активная методика – это равное участие учеников в процесс получения знаний. Технологии подразумевают как взаимодействия по принципу учитель-ученик, так и учитель-группа.

Рассмотрим, какие бывают наиболее продуктивные интерактивные методические виды, выделяемые ФГОС. 

Кейс-метод

В рамках технологии учитель погружает учеников в определенную ситуацию. Ученики в свою очередь должны найти оптимальное решение, используя поисковые техники на уроке. 

Метод проектов

Ученикам дается свобода творчества. Им предоставляется возможность самостоятельного поиска информации, моделирования и формирования умозаключений. Важно, что допускается итог, расхожий с общепринятым, если он имеет доказательную базу.


Эвристический

В рамках эвристического метода учитель организует различные конкурсы. То есть особую роль приобретает соревновательный аспект деятельности.

Проблемный

В отличие от кейс-метода, задается не ситуация, а конкретный вопрос, требующий точного ответа. Ученики вправе сформулировать несколько вариантов решения, но путем группового обсуждения должны прийти к единому мнению. Характеристика беседы способствует выбору оптимального итога.

Исследовательский

В исследовательском методе также применяется проблемный подход. Но помимо решения ученики должны продемонстрировать путь изучения проблемы, который привел их итоговому решению. 

Модульного обучения

В основе модульного обучения лежит принцип разделения больших тем на блоки. Пока полностью не рассмотрена одна подтема, учитель не переходит к следующей. Притом, у каждого блока должны быть контрольные вопросы и резюме.

РКМЧП

Технология развития критического мышления обрела популярность в конце восьмидесятых годов. Ее суть в том, что ученик не должен на веру воспринимать слова учителя, но, применяя письмо и чтение, он вправе излагать собственные идеи. Подобный подход стимулирует развитие логики.

Сегодня существует множество форм и методов обучения. Отметим, что несмотря на многообразие, их допустимо подразделить на пассивные, где активен только учитель, и интерактивные, предполагающие вовлечение учеников. Указанные педагогические средства воспитания используются на всех уровнях.

Источник: https://nauka.club/podsovet/metody-obucheniya.html

Знания в педагогике — это… Определение, виды и формы, применение

Виды знаний в педагогике

Любой ученик рано или поздно задается вопросом: «Зачем учиться? И так все просто и понятно…» Дитя не догадывается, что «просто и понятно», потому что оно уже овладело какой-то частичкой знаний. Ребенок еще не понимает, что путь познания бесконечный и необыкновенно захватывающий. К тому же знания могут принести моральную, физическую, материальную выгоду, если использовать их с умом.

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: