Виды правовых актов управления

Классификация правовых актов управления. Правовые акты управления понятие

Виды правовых актов управления

Государство в лице уполномоченных органов и организаций способно регулировать жизнь граждан. Регулирование осуществляется не только при помощи законов, но и с помощью различных нормативных актов. Наиболее известных как правовые акты государственного управления. Рассмотрим подробнее, что это такое и изучим их классификацию по различным основаниям.

Правовые акты управления – что это

Правовые акты государственного управления можно охарактеризовать как юридические предписания или волеизъявления государственных органов власти и некоторых общественных организаций, которые регулируют их властные действия. На их основании указанные органы имеют право осуществлять те или иные полномочия. Как правило, эти предписания создаются в целях регулирования законодательных норм и дальнейшего их исполнения.

Правовые акты государственного управления имеют правовую силу и основаны только на законах.

Актами управления являются такие нормативные документы, как указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и другие распорядительные документы.

В настоящее время порядок их издания устанавливается законодательными нормами. К примеру, в Конституции РФ указано, что Правительство наделено полномочиями по изданию постановлений и распоряжений.

Классификация правовых актов управления по различным основаниям

Существует множество способов классификации. Рассмотрим наиболее общие и значимые из них.

1. Первая и основная классификация основана на юридическом содержании или свойствах. В соответствии с ней акты управления подразделяют на:

  • нормативные или правоустанавливающие, которые конкретизируют нормы, имеющих высшую юридическую силу и содержащихся в законах;
  • индивидуальные или правоприменительные, принимающиеся в целях реализации нормативных предписаний, направленных на конкретный субъект, адресованных отдельным лицам;
  • смешанные, объединяющие в себе особенности первых двух разновидностей рассматриваемой классификации, то есть могут содержать как нормативное предписание, так и индивидуальное распоряжение.

2. Классификация по территории действия выделяет нормативные предписания:

  • обширного действия, оказывающие своё влияние на нескольких территориях, например, на территории РФ или её субъекта;
  • локального действия, то есть распространяются только на часть территории или на конкретную организацию.

Акты локального действия, как правило, используются для регламентации внутриорганизационных отношений.

3. Существует также классификация по сроку действия. В соответствии с таким разделением акты бывают:

  • бессрочные, не имеющие конкретного срока действия;
  • срочные, устанавливающие определённый срок, по истечении которого документ утрачивает свою силу;
  • временные, действующие только в течение ограниченного периода и непродолжительное время.

4. Ещё одна не менее важная классификация, составленная по характеру компетенции органов, которые приняли тот или иной документ. Выделяются нормативные документы органов:

  • общего управления, которые издают органы государственной власти общей компетенции и регламентируют наиболее значимые вопросы, затрагивающие каждую отрасль, к примеру, распоряжения Правительства РФ;
  • отраслевого управления, регламентирующие вопросы в какой-то определённой сфере, например, приказы председателя Государственного комитета;
  • межотраслевого управления, направленные на урегулирование вопросов в нескольких отраслях, к примеру, приказы Госстандарта РФ;
  • контрольно-надзорных органов, например, инструкции экологического надзора.

5. По иерархии органов, которыми были изданы нормативные документы, их классифицируют сверху вниз начиная с нормативных документов Президента РФ, Правительства, федеральных органов, властями субъектов, заканчивая актами, утверждёнными местным самоуправлением.

6. Существует также классификация по способу принятия, группирующая нормативные предписания по следующим критериям:

  • коллегиальные, принятые коллегиальным органом, к примеру, Правительством РФ;
  • единоличные, принятые одним должностным лицом, например, Президентом.

Источник: https://vidotip.com/dokumenty/klassifikacija-pravovyh-aktov-upravlenija/

Правовые акты управления

Виды правовых актов управления

Правовые акты управления.

  1. Понятие и виды правовых актов.
  2. Признаки нормативных и индивидуальных правовых актов.
  3. Требования, предъявляемые к правовым актам.
  4. Особенности действия ряда правовых актов.
  5. Отличия актов управления от иных правовых актов.

    Понятие и виды правовых актов.

        Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное требование органов власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение административно-правовых норм, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов государственного управления (в первую очередь, органов исполнительной власти).

        Классификация правовых актов:

  6. По юридическим свойствам:
  7. Нормативные, т.е. правоустанавливающие;
  8. Индивидуальные, т.е. правоприменительные.
  9. По юридическим последствиям:
  10. Обязывающие;
  11. Запрещающие;
  12. Наделяющие полномочиями;
  13. Поощряющие;
  14. Содержащие отказы.
  15. По времени вступления в силу:
  16. С момента принятия;
  17. С момента подписания;
  18. С момента официального опубликования;
  19. С момента включения в национальные и иные реестры;
  20. Со специально предусмотренного в правовом акте срока;
  21. С даты, специально определенной для некоторых категорий правовых актов.
  22. По действию в пространстве:
  23. Республиканские;
  24. Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).
  25. По действию во времени:
  26. Постоянные (бессрочные);
  27. Временные (срочные).
  28. По порядку принятия:
  29. Коллегиальные;
  30. Единоличные.
  31. По виду госоргана, издающего правовой акт:
  32. Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения);
  33. Акты правительства (постановления, протоколы совещаний);
  34. Акты министерств, госкомитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы);
  35. Акты органов местного управления и самоуправления – исполкомы, местная администрация, советы депутатов (решения);
  36. Акты руководителей государственных органов, организаций, предприятий, учреждений (приказ, распоряжения, инструкция).
  37. По характеру компетенции государственного органа:
  38. Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов);
  39. Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.);
  40. Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.);
  41. Акты с административной санкцией (советами депутатами, президентом, исполкомами);
  42. По объемы полномочий государственных органов:
  43. Дискреционные акты – это акты, предполагающие широкий выбор вариантов управленческих решений;
  44. Акты, изданные на альтернативной основе, т.е. предполагающие 2 взаимоисключающих варианта управленческих решений;
  45. Акты «связанного администрирования» (управления), т.е. предполагающий один возможный вариант управленческого решения.
  46. По степени сложности акта:
  47. Простые;
  48. Сложные;
  49. Уникальные.
  50. По целям принятия:
  51. Оперативно-исполнительные (регулятивные);
  52. Правоохранительные.
  53. По форме принятия:
  54. Словесные (устные, письменные);
  55. Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.

    Признаки нормативных и индивидуальных нормативных актов.

        Основным юридическим свойством правовых актов является их нормативный или индивидуальный (нерегламентарный) характер.

    Признаки нормативных актов:

  56. Конкретизирует правовые нормы актов более высокой юридической силы.
  57. Определяет типовые правила поведения в сфере государственного управления.
  58. Адресованы неопределенному кругу лиц.
  59. Рассчитанные на неоднократные применения.
  60. Содержат запреты и ограничения.
  61. Устанавливают правовой статус государственных органов и должностных лиц.
  62. Обеспечивают реализацию прав и свобод граждан.
  63. Обеспечивают охрану установленного правопорядка в сфере государственного управления.

    Признаки индивидуальных правовых актов:

  64. Должны соответствовать законам и иным нормативным правовым актам.
  65. Выражает конкретные властные требования юридического характера.
  66. Данные акты имеют персонифицированный характер.
  67. В большинстве случае, рассчитаны на однократное применение.
  68. Служат юридическими фактами, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
  69. Являются правоисполнительными, распорядительными актами.
  70. Обеспечивать оперативное решение конкретных административных дел.
  71. Обеспечивают реализацию правоохранительной функции органов государственного управления.

    Требования, предъявляемые к правовым актам.

        Все требования можно разделить на 3 группы:

  72. Общие требования законности.
  73. Специальные требования.
  74. Организационно-технические требования.

    К общим требованиям относят:

  75. Соответствие Конституции с законом и вышестоящим актом органов управления.
  76. Соответствие компетенции органа или лица издающего акты.
  77. Соответствие акта управления в форме, установленной для него законом.
  78. Соответствие акта установленному для него порядку принятия.
  79. Официальное опубликование правового акта или доведение его до сведения адресата.
  80. Экономическая и юридическая обоснованность правового акта.
  81. Недопустимость нарушения актом конституционных прав и свобод граждан.
  82. Наличие в правовом акте установленных законом реквизитов (название органа; название акта; место и дата издания; регистрационный номер; должность лица, уполномоченного подписать акт; фамилия уполномоченного лица).

    Данные требования распространяются на любые виды правовых актов, не зависимо кто, где, когда их издает.

    Специальные требования, установлены для отдельных видов правовых актов:

  83. В ряде случаев правовой акт должен быть издан в строго установленные для него сроки (постановления об административном взыскании в срок до 2 месяцев).
  84. В ряде случаев правовой акт требует предварительного согласования с уполномоченным государственным органом (указ президента о назначении премьер-министра предварительно согласовывается с Палатой представителей).
  85. В ряде случае правовой акт после своего издания должен быть утвержден уполномоченным государственным органом (указ президента о введении чрезвычайного положения утверждается Советом республики).
  86. Ряд правовых актов обязаны проходить юридическую экспертизу (в Министерстве юстиции, в администрации президента, с 2009г. в Конституционном суде).
  87. Ряд правовых актов должны включаться в национальный и иные реестры.
  88. Ряд правовых актов должны содержать ссылки на иные правовые акты для иллюстрации их правовой основы и взаимосвязи.

    К организационно-техническим требованиям относят следующие:

  89. Правовой акт должен быть изложен юридически грамотным языком и не содержать двусмысленных толкований

  90. Правовой акт не должен содержать орфографических, синтаксических и иных ошибок и исправлений

  91. Правовые акты должны быть изданы в печатном виде на специальных бланках и формулярах

  92. Правовые акты должны быть структурированы на разделы, части, главы, статьи, параграфы и т.д. для удобства работы с ними, восприятия и ссылок

  93. Правовой акт должен содержать четкие оттиски печати, штампов, разборчивые подписи.

    Отличие от управления от иных правовых актов

    На ряду с актами управления существует широкий диапазон правовых актов. Например: законодательные акты, судебные акты, акты прокурорского надзора, гражданско-правовые акты, официальные документы и т.д. Проведем сравнение актов управления с некоторыми из них.

    Отличие от законов:

  94. Если законы принимает только Парламент РБ, то акты управления имеют право издавать различные органы всех ветвей власти, в первую очередь органы исполнительной власти.
  95. Если законы всегда имеют нормативный характер, то акты управления могут быть как нормативными, так и индивидуальными.

  96. Акты управления в большинстве случаев издаются во исполнение законов и не должны им противоречить (исключение связано с актами президента).

    Отличие от судебных актов:

  97. Если акты управления могут быть и нормативными и индивидуальными, то судебные акты в подавляющем большинстве случаев имеют индивидуальный характер.

    Отличие связано только с рядом актов Конституционного суда и постановлениями пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного Судов.

  98. Если судебные акты имеют право изменять или отменять акты управления, о акты управления в отношении судебных актов таким правом не обладают.

  99. Если судебные акты издаются только на основе закона, то акты управления могут также издаваться на основе подзаконных актов, в том числе устных распоряжений.

    Отличие от актов прокурорского надзора:

  100. Акты прокурорского надзора, в отличии от актов управления не могут изменить или отменить несоответствующий закону акт управления, они только выдвигают требования к уполномоченным органам и лицам осуществить подобные изменения.

  101. Акты прокурорского надзора издаются только во исполнение закона, а акты управления могут быть основаны на подзаконных актах

  102. Акты прокурорского надзора всегда адресованы органам и лицам не связанным с прокуратурой служебной подчиненностью. В то время как акты управления в первую очередь адресованы подчиненным органам и лицам.

Источник: http://bip-ip.com/pravovyie-aktyi-upravleniya/

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: