- Классификация правовых актов управления. Правовые акты управления понятие
- Правовые акты управления – что это
- Классификация правовых актов управления по различным основаниям
- Правовые акты управления
- Понятие и виды правовых актов.
- Признаки нормативных и индивидуальных нормативных актов.
- Требования, предъявляемые к правовым актам.
- Отличие от управления от иных правовых актов
Классификация правовых актов управления. Правовые акты управления понятие
Государство в лице уполномоченных органов и организаций способно регулировать жизнь граждан. Регулирование осуществляется не только при помощи законов, но и с помощью различных нормативных актов. Наиболее известных как правовые акты государственного управления. Рассмотрим подробнее, что это такое и изучим их классификацию по различным основаниям.
Правовые акты управления – что это
Правовые акты государственного управления можно охарактеризовать как юридические предписания или волеизъявления государственных органов власти и некоторых общественных организаций, которые регулируют их властные действия. На их основании указанные органы имеют право осуществлять те или иные полномочия. Как правило, эти предписания создаются в целях регулирования законодательных норм и дальнейшего их исполнения.
Правовые акты государственного управления имеют правовую силу и основаны только на законах.
Актами управления являются такие нормативные документы, как указы, постановления, распоряжения, приказы, инструкции и другие распорядительные документы.
В настоящее время порядок их издания устанавливается законодательными нормами. К примеру, в Конституции РФ указано, что Правительство наделено полномочиями по изданию постановлений и распоряжений.
Классификация правовых актов управления по различным основаниям
Существует множество способов классификации. Рассмотрим наиболее общие и значимые из них.
1. Первая и основная классификация основана на юридическом содержании или свойствах. В соответствии с ней акты управления подразделяют на:
- нормативные или правоустанавливающие, которые конкретизируют нормы, имеющих высшую юридическую силу и содержащихся в законах;
- индивидуальные или правоприменительные, принимающиеся в целях реализации нормативных предписаний, направленных на конкретный субъект, адресованных отдельным лицам;
- смешанные, объединяющие в себе особенности первых двух разновидностей рассматриваемой классификации, то есть могут содержать как нормативное предписание, так и индивидуальное распоряжение.
2. Классификация по территории действия выделяет нормативные предписания:
- обширного действия, оказывающие своё влияние на нескольких территориях, например, на территории РФ или её субъекта;
- локального действия, то есть распространяются только на часть территории или на конкретную организацию.
Акты локального действия, как правило, используются для регламентации внутриорганизационных отношений.
3. Существует также классификация по сроку действия. В соответствии с таким разделением акты бывают:
- бессрочные, не имеющие конкретного срока действия;
- срочные, устанавливающие определённый срок, по истечении которого документ утрачивает свою силу;
- временные, действующие только в течение ограниченного периода и непродолжительное время.
4. Ещё одна не менее важная классификация, составленная по характеру компетенции органов, которые приняли тот или иной документ. Выделяются нормативные документы органов:
- общего управления, которые издают органы государственной власти общей компетенции и регламентируют наиболее значимые вопросы, затрагивающие каждую отрасль, к примеру, распоряжения Правительства РФ;
- отраслевого управления, регламентирующие вопросы в какой-то определённой сфере, например, приказы председателя Государственного комитета;
- межотраслевого управления, направленные на урегулирование вопросов в нескольких отраслях, к примеру, приказы Госстандарта РФ;
- контрольно-надзорных органов, например, инструкции экологического надзора.
5. По иерархии органов, которыми были изданы нормативные документы, их классифицируют сверху вниз начиная с нормативных документов Президента РФ, Правительства, федеральных органов, властями субъектов, заканчивая актами, утверждёнными местным самоуправлением.
6. Существует также классификация по способу принятия, группирующая нормативные предписания по следующим критериям:
- коллегиальные, принятые коллегиальным органом, к примеру, Правительством РФ;
- единоличные, принятые одним должностным лицом, например, Президентом.
Источник: https://vidotip.com/dokumenty/klassifikacija-pravovyh-aktov-upravlenija/
Правовые акты управления
Правовые акты управления.
- Понятие и виды правовых актов.
- Признаки нормативных и индивидуальных правовых актов.
- Требования, предъявляемые к правовым актам.
- Особенности действия ряда правовых актов.
Отличия актов управления от иных правовых актов.
Понятие и виды правовых актов.
Правовой акт управления – это основанное на законе одностороннее юридически властное требование органов власти или его должностного лица, направленное на установление или изменение административно-правовых норм, на возникновение или прекращение административно-правовых отношений в целях реализации функций и задач органов государственного управления (в первую очередь, органов исполнительной власти).
Классификация правовых актов:
- По юридическим свойствам:
- Нормативные, т.е. правоустанавливающие;
- Индивидуальные, т.е. правоприменительные.
- По юридическим последствиям:
- Обязывающие;
- Запрещающие;
- Наделяющие полномочиями;
- Поощряющие;
- Содержащие отказы.
- По времени вступления в силу:
- С момента принятия;
- С момента подписания;
- С момента официального опубликования;
- С момента включения в национальные и иные реестры;
- Со специально предусмотренного в правовом акте срока;
- С даты, специально определенной для некоторых категорий правовых актов.
- По действию в пространстве:
- Республиканские;
- Местные (действующие в конкретной административно территориальной единице).
- По действию во времени:
- Постоянные (бессрочные);
- Временные (срочные).
- По порядку принятия:
- Коллегиальные;
- Единоличные.
- По виду госоргана, издающего правовой акт:
- Акты президента (декреты, указы, директивы и распоряжения);
- Акты правительства (постановления, протоколы совещаний);
- Акты министерств, госкомитетов, департаментов (приказ, постановления, инструкции, стандарты, уставы, методические правила, положения, программы);
- Акты органов местного управления и самоуправления – исполкомы, местная администрация, советы депутатов (решения);
- Акты руководителей государственных органов, организаций, предприятий, учреждений (приказ, распоряжения, инструкция).
- По характеру компетенции государственного органа:
- Акты общей компетенции (исполкомами, местными советами депутатов);
- Акты отраслевой компетенции (органами здравоохранения, связи и т.д.);
- Акты специальной и межотраслевой компетенции (органами кредита и т.д.);
- Акты с административной санкцией (советами депутатами, президентом, исполкомами);
- По объемы полномочий государственных органов:
- Дискреционные акты – это акты, предполагающие широкий выбор вариантов управленческих решений;
- Акты, изданные на альтернативной основе, т.е. предполагающие 2 взаимоисключающих варианта управленческих решений;
- Акты «связанного администрирования» (управления), т.е. предполагающий один возможный вариант управленческого решения.
- По степени сложности акта:
- Простые;
- Сложные;
- Уникальные.
- По целям принятия:
- Оперативно-исполнительные (регулятивные);
- Правоохранительные.
- По форме принятия:
- Словесные (устные, письменные);
Конклюдентные акты, т.е. акты, выражающие намерения лица или государственного органа, проявляющиеся в системе знаков, символов, жестов.
Признаки нормативных и индивидуальных нормативных актов.
Основным юридическим свойством правовых актов является их нормативный или индивидуальный (нерегламентарный) характер.
Признаки нормативных актов:
- Конкретизирует правовые нормы актов более высокой юридической силы.
- Определяет типовые правила поведения в сфере государственного управления.
- Адресованы неопределенному кругу лиц.
- Рассчитанные на неоднократные применения.
- Содержат запреты и ограничения.
- Устанавливают правовой статус государственных органов и должностных лиц.
- Обеспечивают реализацию прав и свобод граждан.
Обеспечивают охрану установленного правопорядка в сфере государственного управления.
Признаки индивидуальных правовых актов:
- Должны соответствовать законам и иным нормативным правовым актам.
- Выражает конкретные властные требования юридического характера.
- Данные акты имеют персонифицированный характер.
- В большинстве случае, рассчитаны на однократное применение.
- Служат юридическими фактами, которые влекут возникновение, изменение или прекращение правовых отношений.
- Являются правоисполнительными, распорядительными актами.
- Обеспечивать оперативное решение конкретных административных дел.
Обеспечивают реализацию правоохранительной функции органов государственного управления.
Требования, предъявляемые к правовым актам.
Все требования можно разделить на 3 группы:
- Общие требования законности.
- Специальные требования.
Организационно-технические требования.
К общим требованиям относят:
- Соответствие Конституции с законом и вышестоящим актом органов управления.
- Соответствие компетенции органа или лица издающего акты.
- Соответствие акта управления в форме, установленной для него законом.
- Соответствие акта установленному для него порядку принятия.
- Официальное опубликование правового акта или доведение его до сведения адресата.
- Экономическая и юридическая обоснованность правового акта.
- Недопустимость нарушения актом конституционных прав и свобод граждан.
Наличие в правовом акте установленных законом реквизитов (название органа; название акта; место и дата издания; регистрационный номер; должность лица, уполномоченного подписать акт; фамилия уполномоченного лица).
Данные требования распространяются на любые виды правовых актов, не зависимо кто, где, когда их издает.
Специальные требования, установлены для отдельных видов правовых актов:
- В ряде случаев правовой акт должен быть издан в строго установленные для него сроки (постановления об административном взыскании в срок до 2 месяцев).
- В ряде случаев правовой акт требует предварительного согласования с уполномоченным государственным органом (указ президента о назначении премьер-министра предварительно согласовывается с Палатой представителей).
- В ряде случае правовой акт после своего издания должен быть утвержден уполномоченным государственным органом (указ президента о введении чрезвычайного положения утверждается Советом республики).
- Ряд правовых актов обязаны проходить юридическую экспертизу (в Министерстве юстиции, в администрации президента, с 2009г. в Конституционном суде).
- Ряд правовых актов должны включаться в национальный и иные реестры.
Ряд правовых актов должны содержать ссылки на иные правовые акты для иллюстрации их правовой основы и взаимосвязи.
К организационно-техническим требованиям относят следующие:
Правовой акт должен быть изложен юридически грамотным языком и не содержать двусмысленных толкований
Правовой акт не должен содержать орфографических, синтаксических и иных ошибок и исправлений
Правовые акты должны быть изданы в печатном виде на специальных бланках и формулярах
Правовые акты должны быть структурированы на разделы, части, главы, статьи, параграфы и т.д. для удобства работы с ними, восприятия и ссылок
Правовой акт должен содержать четкие оттиски печати, штампов, разборчивые подписи.
Отличие от управления от иных правовых актов
На ряду с актами управления существует широкий диапазон правовых актов. Например: законодательные акты, судебные акты, акты прокурорского надзора, гражданско-правовые акты, официальные документы и т.д. Проведем сравнение актов управления с некоторыми из них.
Отличие от законов:
- Если законы принимает только Парламент РБ, то акты управления имеют право издавать различные органы всех ветвей власти, в первую очередь органы исполнительной власти.
Если законы всегда имеют нормативный характер, то акты управления могут быть как нормативными, так и индивидуальными.
Акты управления в большинстве случаев издаются во исполнение законов и не должны им противоречить (исключение связано с актами президента).
Отличие от судебных актов:
Если акты управления могут быть и нормативными и индивидуальными, то судебные акты в подавляющем большинстве случаев имеют индивидуальный характер.
Отличие связано только с рядом актов Конституционного суда и постановлениями пленумов Верховного и Высшего Хозяйственного Судов.
Если судебные акты имеют право изменять или отменять акты управления, о акты управления в отношении судебных актов таким правом не обладают.
Если судебные акты издаются только на основе закона, то акты управления могут также издаваться на основе подзаконных актов, в том числе устных распоряжений.
Отличие от актов прокурорского надзора:
Акты прокурорского надзора, в отличии от актов управления не могут изменить или отменить несоответствующий закону акт управления, они только выдвигают требования к уполномоченным органам и лицам осуществить подобные изменения.
Акты прокурорского надзора издаются только во исполнение закона, а акты управления могут быть основаны на подзаконных актах
Акты прокурорского надзора всегда адресованы органам и лицам не связанным с прокуратурой служебной подчиненностью. В то время как акты управления в первую очередь адресованы подчиненным органам и лицам.
Источник: http://bip-ip.com/pravovyie-aktyi-upravleniya/