Упровомочивающая норма муниципального права

Система и нормы муниципального права

Упровомочивающая норма муниципального права

Любой крупный массив нормативно-правового регулирования, к которому прежде всего относятся самостоятельные и комплексные юридические отрасли, наряду с рядом традиционных признаков (предмет, метод, и т.д.), характеризуется наличием собственной системы, которую применительно к отрасли муниципального права, в наиболее общем виде, можно определить следующим образом:

Определение 1

Система муниципального права – это обособленное объединение муниципально-правовых норм и институтов, определенных в конкретной упорядоченной последовательности, в зависимости от их значения и роли в вопросе правового регулирования отношений, входящих в предмет рассматриваемой отрасли.

Иными словами, система муниципального права формируется с опорой на логическое, последовательное разделение совокупности норм муниципального права и их объединений, регулирующих группу сходных, однородных общественных отношений, с учетом их характера и содержания. В связи с данным признаком, в рамках одного из существующих в научной и учебной литературе подходов предлагается выделять следующие элементы в системе муниципального права:

  • Курсовая работа 490 руб.
  • Реферат 220 руб.
  • Контрольная работа 240 руб.
  • Нормы, регулирующие вопросы установления и реализации местного самоуправления, как формы народовластия;
  • Положения, устанавливающие территориальные, организационные и финансово-экономические основы местного самоуправления;
  • Юридические предписания, закрепляющие предметы ведения и полномочия органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц, а также различные гарантии их осуществления и реализации;
  • Ответственность субъектов муниципального права – в первую очередь органов местного самоуправления и их должностных лиц.

Элементы системы муниципального права

Наряду с рассмотренной точкой зрения о целесообразности характеристики системы муниципального права путем последовательного перечисления вопросов, регулируемых в рамках рассматриваемой отрасли, в юридической литературе предлагается точка зрения о целесообразности более традиционного рассмотрения системы муниципального права. В рамках такого подхода обуславливается целесообразность выделения общей и особенной частей муниципального права:

При этом к общей части рассматриваемой отрасли следует относить общие положения, применимые ко всей отрасли в целом, в том числе: общие положения о муниципально-правовом регулировании, о местной публичной власти (местном самоуправлении), а также об особенностях и правовом положении субъектов рассматриваемой отрасли. При этом в общей части муниципального права, как науки и учебной дисциплины, предлагается также выделять характеристику исторического развития муниципально-правового регулирования и местного самоуправления в нашей стране.

В свою очередь, в особенной части муниципального права предлагается выделять две группы юридических предписаний:

  1. Относительно самостоятельные группы норм публичного и частного права, направленные на общее правовое регулирование вопросов, связанные с отправлением местного самоуправления в РФ;
  2. Группы норм, детально регламентирующие каждую из основ местного самоуправления в отдельности.

Замечание 1

В этой части необходимо сделать важное замечание, связанное с тем, что поскольку правовое регулирование отношений, входящих в предмет муниципального права осуществляется в нашей стране нормами различных юридических отраслей (конституционного, административного, финансового, налогового, гражданского и т.д.

), в связи с чем выделение элементов особенной части рассматриваемой отрасли гораздо более затруднительно, нежели, к примеру, в гражданском или уголовном праве, институты которых прямо обособлены в рамках соответствующих кодифицированных источников правового регулирования отношений, входящих в предмет указанных юридических отраслей.

Сущность и виды норм муниципального права

Ключевым, базовым элементом системы муниципального права выступают нормы рассматриваемой отрасли, определение которых, в наиболее общем виде может быть сформулировано следующим образом:

Определение 2

Нормы муниципального права – это самостоятельные юридические предписания, посредством которых происходит закрепление и урегулирование общественных отношений, возникающих и реализуемых в процессе организации и деятельности местного самоуправления в Российской Федерации.

При этом в юридической литературе предлагаются различные классификации норм муниципального права в зависимости от различных критериев. Так, по характеру устанавливаемых предписаний принято выделять управомочивающие, обязывающие и запрещающие нормы муниципального права.

Например, управомочивающей нормой муниципального права может быть признано положение действующего законодательства о праве органов местного самоуправления самостоятельно владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальной собственностью.

Обязывающая норма – положение ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления», устанавливающая обязательность наличия выборных органов местного самоуправления в каждом муниципальном образовании.

Наконец в качестве примера запрещающей нормы муниципального права можно привести конституционное положение о запрете на ограничение прав местного самоуправления.

Также нормы муниципального права могут быть подразделены по степени их обязательности для субъектов рассматриваемой отрасли.

В соответствии с данной классификацией выделяют императивные нормы, то есть нормы обязательные для субъектов, которым адресовано соответствующее регулятивное предписание, и диспозитивные нормы, реализация которых зависит от собственного усмотрения и волеизъявления участников правоотношений, регулируемых муниципальным правом.

Кроме того, в юридической науке различают материально-правовые нормы, посредством которых устанавливается положение органов местного самоуправления и соответствующих должностных лиц, и процессуальные нормы, в которых регламентируются процедурные вопросы формирования выборных органов местного самоуправления, последующего осуществления ими собственных полномочий, а также вопросы, связанные с принятием решений населением муниципального образования по вопросам местного значения и т.д.

Источник: https://spravochnick.ru/pravo_i_yurisprudenciya/chto_takoe_municipalnoe_pravo/sistema_i_normy_municipalnogo_prava/

Шпаргалка по муниципальному праву | Страница 1 | Онлайн-библиотека

Упровомочивающая норма муниципального права

Муниципальное право подобно любой другой отрасли права представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих особый круг общественных отношений. Известно, что отрасли права различаются прежде всего по предмету регулирования.

Поэтому, чтобы сформулировать понятие муниципального права, необходимо выявить специфику общественных отношений, составляющих его предмет.

Это позволит отграничить муниципальное право от других отраслей права и определить, что же обусловливает объединение данных отношений в самостоятельный вид, объективно требующий муниципально-правового регулирования.

В связи с этим важно уяснить, что представляет собой местное самоуправление, в чем его специфика.

Согласно ст. 130 Конституции РФ местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Местное самоуправление осуществляется населением путем референдума, выборов, с помощью других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Федеральный закон от 28 августа 1995 г.

«Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» именует городское, сельское поселение, иную населенную территорию, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, муниципальным образованием.

Каждое муниципальное образование имеет необходимые для решения вопросов местного значения муниципальную собственность, местный бюджет и выборные органы самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление – это гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения муниципальных образований (непосредственно или через органы местного самоуправления) по решению вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Деятельность носит публично-властный характер: решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан.

Также решения органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам своего ведения обязательны для исполнения всеми расположенными на территории муниципального образования предприятиями, учреждениями и организациями независимо от их организационно-правовых форм, органами местного самоуправления и гражданами. Поэтому местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве.

В соответствии со ст. 3 Конституции РФ народ осуществляет свою власть через государственные органы (государственная власть), а также через органы местного самоуправления (власть местного самоуправления – муниципальная власть).

Кроме того, народ осуществляет свою власть (как государственную, так и муниципальную)непосредственно: через референдумы, выборы и другие формы прямого волеизъявления.

Именно на местном, муниципальном уровне право граждан участвовать в управлении может быть осуществлено наиболее непосредственно.

2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких правовых приемов (способов), как предписание, дозволение, запрет, сочетание которых и определяет характер правового регулирования.

В зависимости от преобладания в системе юридических способов регулирования общественных отношений, которые используются в отрасли права, того или иного правового приема различают два основных метода правового регулирования – императивный (властный) и диспозитивный.

Преобладание предписания в комплексе способов юридического воздействия на общественные отношения характерно для императивного регулирования. Императивный метод регулирования предполагает правовое положение субъектов, построенное на субординации, прямом подчинении.

Дозволение, предоставляющее субъектам отношений право на самостоятельный выбор своего поведения, признающее их равноправие, лежит в основе диспозитивного регулирования. Основанием возникновения правоотношений при этом выступает обычно договор.

Диспозитивный метод регулирования присущ отраслям частного права: гражданскому, семейному.

Характер правового регулирования муниципальных отношений обусловлен спецификой предмета муниципального права, который охватывает сферы и публичного, и частного права. Местное самоуправление – это форма реализации власти народа.

Законодательство о местном самоуправлении устанавливает обязательность решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления. Неисполнение или ненадлежащее исполнение данных решений влечет ответственность в соответствии с законами.

Вместе с тем предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права. Органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования.

Они вправе передавать объекты муниципальной собственности во временное или постоянное пользование физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, отчуждать, а также совершать с имуществом, находящимся в муниципальной собственности, иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов. Дозволение, определяющее диспозитивный характер правового регулирования, широко используется в муниципальном праве.

Используются в муниципальном праве и запреты – способ юридического воздействия на поведение субъектов права, применяемый и при императивном, и при диспозитивном регулировании. Так, ст.

133 Конституции РФ содержит запрет на ограничение прав местного самоуправления; ст.

12 Закона об общих принципах организации местного самоуправления запрещает лишать население городского, сельского поселения независимо от его численности права на осуществление местного самоуправления.

Кроме императивного и диспозитивного методов, в муниципальном праве используется метод гарантий, который широко применяется прежде всего на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления.

3. МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ПРАВОВЫЕ НОРМЫ

Правовые нормы – это правила поведения, устанавливающие, закрепляющие и регулирующие общественные отношения, возникающие в процессе организации и деятельности местного самоуправления. В совокупности они образуют муниципальное право как отрасль российского права.

Нормам муниципального права присущи те общие черты, которые характерны для всех правовых норм. Вместе с тем муниципально-пра-вовым нормам присущи и свои особенности.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления закрепляет право принимать, издавать правовые акты по вопросам ведения местного самоуправления.

Нормы муниципального права классифицируются по видам. В основу классификации могут быть положены различные критерии.

По объекту правового регулирования, т. е. по кругу регулируемых отношений, муниципально-право-вые нормы бывают закрепляющими: основы деятельности местного самоуправления (территориальная, организационная, финансово-экономическая основы).

По характеру предписаний они делятся:

– на управомочивающие (нормы-разрешения, устанавливающие, что можно делать, определяющие предметы ведения местного самоуправления);

– обязывающие (содержащие предписания, что нужно делать.

Так, органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина.

Данные нормы устанавливают также обязанности государственных органов по отношению к муниципальным органам, обязанности других субъектов муниципального права);

1

Источник: https://litrus.net/book/read/169621

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: