Угроза жизни и здоровью ребенка

Содержание
  1. Угрозы несовершеннолетнему ребенку: понятие правонарушения, нормативное регулирование и меры ответственности
  2. Понятие угрозы жизни и здоровью ребенка
  3. Что следует понимать под угрозами жизни и здоровью?
  4. Нормативное регулирование и меры ответственности
  5. Порядок действий для привлечения к ответственности
  6. Поправки в действии: Госдума запретит отбирать детей из семьи
  7. С “реинкарнацией гестапо” в виде беспредела органов опеки надо покончить
  8. Решили отобрать? Попробуйте: через суд – и предоставьте реальные основания!
  9. Конкретно: какие изменения собираются внести
  10. Суд об отобрании ребенка за 24 часа. Как определят угрозу и другие вопросы к законопроекту
  11. Будет сложнее как опеке, так и семье
  12. Семья сможет представить свои доказательства
  13. Угроза несовершеннолетнему ребенку – статья 151 УК РФ: состав преступления и ответственность
  14. Краткое содержание статьи 151 с ми
  15. Состав преступления: что считается угрозой
  16. Как доказывается
  17. Квалификация преступления
  18. Ответственность со смягчающими и отягчающими обстоятельствами
  19. Заключение
  20. Отобрание ребенка
  21. Основания для отобрание ребенка из семьи
  22. Угроза жизни ребенка и его здоровью
  23. Порядок отобрания детей
  24. Изъятие детей из семьи органами опеки
  25. Передача детей органам опеки

Угрозы несовершеннолетнему ребенку: понятие правонарушения, нормативное регулирование и меры ответственности

Угроза жизни и здоровью ребенка
Угрозы жизни и здоровью в качестве преступления рассматриваются в Уголовном Кодексе Российской Федерации. Таким угрозам посвящена статья 119 данного нормативного акта.

Однако в отношении угроз жизни и здоровью ребенка такого определения в указанном нормативном акте не содержится.

Что следует понимать под такими угрозами и как привлечь к ответственности человека, который такие угрозы высказывает или пытается создать обстоятельства, угрожающие жизни и здоровью ребенка?

Понятие угрозы жизни и здоровью ребенка

В статье 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации определения понятия угроз жизни и здоровью не содержится, однако, на основании правоприменительной практики, можно сформулировать определение такого явления. Под угрозой жизни и здоровью ребенка следует понимать складывающиеся особым образом обстоятельства существования ребенка, которые могут привести к летальному исходу его жизни.

При этом, такие обстоятельства формируются в виде возможного события, на которое должны реагировать соответствующие государственные органы (в зависимости от реальности такой угрозы).

Угроза жизни и здоровью может носить медицинский, криминальный, социальный или семейный характер.

При этом к ответственности привлекаются только те лица, которые создают обстоятельства, угрожающие ребенку, в криминальном, семейном и социальном аспекте.

Медицинский аспект разрешается также при участии государства, например, с помощью предоставления медицинских услуг в соответствующих учреждениях, а также в виде предоставления специальных медицинских препаратов и лекарств.

Что следует понимать под угрозами жизни и здоровью?

Кроме понятия угроз жизни и здоровью ребенка, есть также и непосредственное содержание таких угроз. Оно может различаться в зависимости от того, о каком именно аспекте идет речь.

Если речь идет о медицинском аспекте, то он выражен в наличии у ребенка тяжелых заболеваний, которые должны быть вылечены или в отношении них должны применяться специальные медицинские мероприятия.

В случае, если родители или другие уполномоченные лица, которые отвечают за представление интересов ребенка, отказываются от оказания медицинских услуг надлежащего качества, считается, что такие действия несут угрозу жизни и здоровью ребенка медицинского характера.

Социальный и семейный аспект по своему содержанию сходны, так как оба предусматривают создание для детей условий, которые являются несовместимыми с жизнью для ребенка.

Одним из таких вариантов является оставление ребенка или нескольких детей в неотапливаемом помещении на длительное время или без еды и воды, что может оказаться причиной смерти детей.

Реакция на такие действия должна быть предпринята органами опеки и попечительства.

Криминальный аспект – это создание угрозы для ребенка в ее реальном виде со стороны окружающих людей, в том числе если такие обстоятельства были созданы непредумышленно, и которые могут привести к гибели ребенка по различным причинам. Нередко такие угрозы могут быть сопряжены с другими преступлениями в отношении жизни ребенка, например, похищением, угрозами, которые были высказаны с помощью сетей интернет или по телефону.

Такие обстоятельства должны изучаться органами полиции и следственного комитета, так как у них есть для этого все полномочия, в том числе направленные на осуществление необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

Нормативное регулирование и меры ответственности

В случае, если выявлено криминальное создание угрозы жизни и здоровью любого несовершеннолетнего лица, ответственность будет определяться в соответствии с пунктом 1 указанной статьи.

Если имеются основания считать угрозы реальными и опасаться их реализации, такие угрозы наказываются обязательными работами (максимальное количество часов не может превышать четыреста восемьдесят часов), ограничением свободы (максимальный срок не превышает двух лет), принудительными работами (максимальный срок не может превысить двух лет), арестом (до шести месяцев) или лишением свободы (максимальный срок не может превышать двух лет).

Все эти виды наказания могут быть увеличены, если будут выявлены дополнительные признаки, которые ухудшают положение того человека, в отношении которого совершаются такие угрозы.

Что касается привлечения к ответственности в отношении лиц, которые создают угрозы ребенку в рамках нахождения в семье, то здесь главной мерой ответственности является использование статьи 77 Семейного Кодекса Российской Федерации, посвященная отобранию ребенка в случае выявления непосредственной угрозы его жизни и здоровью.

В соответствии с положениями этой статьи ребенка можно изъять без предварительной подготовки документов, если выявлен факт действительных угроз жизни и здоровью ребенка, либо становится известно, что ребенок действительно может погибнуть.

Порядок действий для привлечения к ответственности

Привлечь к ответственности за высказывание или фактическое создание угрозы для жизни и здоровья несовершеннолетних может только суд.

Для того, чтобы в этой инстанции дело было рассмотрено, необходимо предпринять определенный порядок действий.

Все мероприятия, направленные на привлечение к ответственности виновных лиц, осуществляют органы опеки и попечительства, так как этот государственный орган представляет интересы ребенка (в некоторых случаях самостоятельно, в некоторых – совместно с родителями или законными представителями ребенка).

Порядок действий в этом случае выглядит следующим образом:

  • Направление информации в органы опеки и попечительства о выявленном или известном факте создания таких условий, в которых ребенку угрожает непосредственная опасность гибели. Направить такую информацию может должностное лицо медицинского или образовательного учреждения, родственники ребенка, его опекуны или другие лица, которым не безразлична жизнь ребенка, а также состояние его здоровья.
  • Проведение проверки сотрудниками органов опеки и попечительства по факту предоставленной информации. Такая проверка, в случае, если угроза для ребенка является реальной, проводится параллельно с процедурой изъятия ребенка из семьи.
  • В течение семи дней после того, как ребенок был изъят из семьи, сотрудники органов опеки и попечительства обращаются в судебные органы для вынесения решения о лишении родительских прав. Ограничение в таких случаях не используется в качестве меры наказания, так как создание угрозы жизни и здоровью ребенка является основанием для лишения родительских прав тех лиц, которые допустили создание такой угрозы.

Если речь идет о криминальном аспекте создания угрозы жизни и здоровья ребенку, то здесь рассмотрение будет происходить не только с привлечением органов опеки и попечительства, но и при полном содействии органов полиции, а также следственного комитета Российской Федерации. Но представление интересов ребенка осуществляется в суде, сотрудниками органов опеки и попечительства и прокурором района (присутствие последнего является обязательным и в гражданских, и в семейных делах, в которых затронуты в какой-то степени интересы ребенка).

Угроза жизни и здоровью ребенка в настоящее время – это совокупность событий, которые влекут за собой определенные правовые последствия.

Для того, чтобы привлечь к ответственности лиц, которые создают такие угрозы, есть две ключевые нормы права – статья 77 Семейного Кодекса и статья 119 Уголовного Кодекса Российской Федерации. Привлечение к ответственности осуществляется в соответствии с положениями Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального Кодексов Российской Федерации.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/uk-i-koap/protiv-lichnosti/ugrozy/zhizni-i-zdorovyu-rebenka.html

Поправки в действии: Госдума запретит отбирать детей из семьи

Угроза жизни и здоровью ребенка

Всего неделя прошла с того момента, как глава государства подписал указ, в соответствии с которым вступают в силу принятые в ходе всенародного ания 1 июля поправки в Конституцию, а один из пакетов принципиальных изменений, прописанных в обновлённом Основном законе страны, уже готовится к воплощению в жизнь.

Как стало известно Царьграду, члены рабочей группы по разработке поправок в Конституцию – депутат Госдумы Павел Крашенинников и сенатор Совета Федерации Андрей Клишас внесли на рассмотрение парламента проект федерального закона о корректировке положений Гражданско-процессуального и Семейного кодексов, а также закона “О полиции”.

Речь идёт о корректировках в части защиты института семьи от безосновательных посягательств органов опеки.

С “реинкарнацией гестапо” в виде беспредела органов опеки надо покончить

Проблема, напомним, была (и пока, кстати, ещё остаётся) вопиющей. Зачастую бездумное подражание западным моделям органов ювенальной юстиции, исключительно на своё усмотрение принимающих решения об изъятии детей из семьи, превратилось в настоящий бич общества – и одновременно в вариант подпитки того “сиротпрома”, о котором не раз говорили и общество, и Церковь.

О примерах этого беспредельного идиотизма не раз рассказывал Царьград.

Одним из последних громких случаев – то, как отбирали четверых ребятишек из многодетной семьи в Оренбургской области. Всё потому, что чиновники сочли, будто дом находится в аварийном состоянии, поэтому детворе, мол, там небезопасно. Глава района вынес постановление – и этого оказалось достаточно, чтобы отнять детей.

На самом деле – протекал потолок. А денег починить самостоятельно у семьи не было. Но разве это повод для “реинкарнации гестапо”, как прозвали в Сети позже произошедшее безобразие.

И никому никакого дела не было до того, что сами же супруги, Анна и Николай, объясняли: они просили местные сельские власти помочь с ремонтом, но не получили поддержки.

В итоге к ним в дом ввалились сотрудники опеки и полиции и силой отобрали ребятишек: женщине скрутили руки и нацепили наручники, отрывая от неё одного из малышей. Безобразие, впрочем, получило огласку: родителям угрожали подобным поворотом событий (правда, никто не ожидал, что выйдет именно так – грубо и отвратительно), и они установили камеру, поэтому всё оказалось снято на видео.

И разразился скандал. Ну ведь правда же, чушь: какой-то глава, который сам, конечно, ничего толком не знает, лично никуда не ездивший, на основании каких-то докладных от органов опеки, не разобравшихся толком в ситуации (семья-то, между прочим, благополучная, просто небогатая), выносит росчерком шариковой ручки, словно эдакий поместный властитель, вердикт: несовершеннолетних – изъять.

А сколько ещё таких историй, не ставших достоянием общественности? Кто-то из соседей по лестничной площадке накляузничал – из вредности либо по причине бытовой размолвки, что, мол, такие-то своих чад голодом морят. И – о-па! – тут появляются опечные блюстители: показывайте-ка холодильник! А, масла нет и сметаны с творогом, значит – точно, изверги-мучители, отдавайте детей.

И плевать им, что только сегодня не успели ещё купить (или вообще не собирались). Забрать – и точка.

Решили отобрать? Попробуйте: через суд – и предоставьте реальные основания!

Нет, безусловно, есть случаи, когда изъятие ребёнка бывает продиктовано необходимостью: негодяи-истязатели, подонки существуют, отрицать это глупо.

Но вопрос в том, что, во-первых, нельзя грести всех под одну гребёнку, а во-вторых, если ситуация не является экстренной, то уж точно требуется нечто большее, чем оценка мелкого чиновника, которому, по большому счёту, и дела-то нет, что там реально происходит в какой-то семье. Он просто желает прикрыть, простите, свой зад на тот случай, “если что-нибудь случится”.

Действующее семейное законодательство предусматривает возможность немедленного отобрания ребёнка на основании административного акта – решения органа опеки и попечительства, до принятия судом решения, в случае непосредственной угрозы жизни и здоровью ребёнка, объясняет сенатор Андрей Клишас.

А нынешним законопроектом предлагается исходить прежде всего из интересов семьи, родительского воспитания при соблюдении прав детей. С этой целью изменения предусматривают возможность отобрания ребёнка на основании решения районного суда, выносимого в порядке особого производства,

– подчёркивает Клишас.

Ведь допуская изъятие несовершеннолетних без судебного решения, по сути, создаётся риск серьёзного нарушения прав и интересов – как родителей, так и самих детей: их разлучение и, как следствие, невосполнимая утрата личного общения.

Кроме этого, нынешний механизм содержит признаки неопределённости – например, “непосредственная угроза жизни ребёнка или его здоровью”, что позволяет принимать решения по усмотрению органов опеки и попечительства, продолжает Клишас.

Проект закона внесли депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. телеканал Царьград.

Так вот, предлагаемая редакция, по его словам, как раз-таки конкретизирует основания и критерии для изъятия ребёнка у родителей (или у других лиц, на попечении которых он находится), что сужает свободу “усмотрения” органов опеки и попечительства, когда они предоставляют соответствующие основания, чтобы отобрать ребёнка.

“Например, законопроектом предусмотрена в качестве основания для немедленного отобрания ребёнка возможность наступления его смерти в течение нескольких часов”, – уточняет сенатор.

Главное же, по мнению разработчиков, это то, что вносимые законопроектом изменения “будут способствовать созданию условий для максимально эффективной охраны прав и интересов ребёнка, а также обеспечению для него возможности воспитываться в своей семье”.

Конкретно: какие изменения собираются внести

В Гражданский процессуальный кодекс предлагается ввести ряд дополнений.

В частности, статью 319-1, которая предусматривает подачу заявления “об отобрании ребёнка при непосредственной угрозе жизни ребёнка или его здоровью”, но – с обязательным указанием обстоятельств, обосновывающих просьбу заявителя и свидетельствующих о необходимости таких жёстких действий.

А также статью 319-3, позволяющую принимать решение об изъятии только по решению суда. Причём, указывается в ней, “суд, рассмотрев по существу заявление об отобрании ребёнка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится, выносит решение, которым удовлетворяет заявление или отказывает в его удовлетворении”.

В Семейном кодексе предстоит отредактировать статью 77: там теперь появится строчка о том, что орган опеки и попечительства или ОВД, получившие сообщение об угрозе жизни или здоровью ребёнка, “обязаны незамедлительно проверить указанную информацию и при установлении такой угрозы обратиться в суд”.

Процедуру изъятия поручат судебным приставам, но с участием не только органа опеки и попечительства и полиции, но и прокурора – причём на основании, опять-таки, решения суда.

Исключительные случаи, когда действовать нужно незамедлительно, также прописываются – это если есть “основания полагать, что смерть ребёнка может наступить в течение нескольких часов”. Но тоже должен быть составлен “акт об отобрании ребёнка с указанием обстоятельств, свидетельствующих о непосредственной угрозе жизни ребёнка”.

И – действия официальных органов могут быть оспорены родителями, усыновителями или попечителями.

В законе “О полиции” коррективы внесут в часть 1 статьи 12, где появится пункт 46, вполне конкретно расписывающий действия сотрудников внутренних органов в подобных ситуациях.

Источник: https://tsargrad.tv/articles/popravki-v-dejstvii-gosduma-zapretit-otbirat-detej-iz-semi_266079

Суд об отобрании ребенка за 24 часа. Как определят угрозу и другие вопросы к законопроекту

Угроза жизни и здоровью ребенка

Авторы инициативы — депутат Павел Крашенинников и сенатор Андрей Клишас. Они считают, что законопроект защитит семью. Но уже появилась петиция против принятия закона, за две недели под ней подписались более 50 тысяч человек. Авторы петиции называют проект антисемейным.

Будет сложнее как опеке, так и семье

Елена Альшанская, руководитель благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»:

Елена Альшанская

— У меня к законопроекту Крашенинникова-Клишаса очень двойственное отношение. С одной стороны, я давно говорила о том, что процедура подтверждения отобрания должна быть судебной.

Потому что действия опеки должны фиксироваться и подтверждаться какой-то более серьезной инстанцией с возможностью аргументов «за» и «против» этого события, чтобы это не было чем-то, что можно сделать как попало, на скорую руку, чтобы не принималось невзвешенное решение.

С другой стороны, как раз в этом законопроекте предлагается не судебное подтверждение отобрания. Само отобрание делают судебным, что очень странно, потому что опека выходит в семью, принимает решение, что ребенка нужно отобрать, дальше подает документы в суд и в течение 24 часов получает ордер. 

Получается, это либо была ситуация, где никакой срочной опасности ребенку не угрожало, потому что, если она ему угрожала, зачем ждать 24 часа. И тогда возникает вопрос — зачем его вообще отбирать. Либо, если ребенку реально угрожала опасность, то почему его нужно на эти 24 часа оставлять в семье. 

Единственная оговорка, которая там существует при срочном отобрании — это в случае, если через несколько часов есть непосредственная угроза смерти. Но никакой специалист органов опеки не в состоянии оценить это.

Я себе не представляю человека, который способен на глазок определить это.

Даже если сотрудники органов опеки найдут умирающего ребенка, они не смогут спрогнозировать смерть через несколько часов, это не все медики могут сделать.

https://www.youtube.com/watch?v=rsRAYk942L0

И в целом ситуация требует серьезного медицинского обследования, чтобы такой прогноз произвести. Поэтому абсолютно непонятно, что здесь имелось в виду. Поэтому мне кажется, что сама идея — участие суда в этом процессе — однозначно положительная, а ее исполнение я пока вижу, как достаточно бессмысленное.

Если законопроект будет существенно доработан ко второму чтению, то можно будет говорить о каких-то положительных изменениях. Пока это не совсем так.

— Если он будет принят в таком виде, какими последствиями это грозит?

— Во-первых, это сильно усложнит работу органов опеки. Они вряд ли смогут спрогнозировать смерть через, условно, два часа. Непонятно, на что они будут опираться, делая такие прогнозы. 

Во-вторых, это сильно усложнит ситуацию для семьи, потому что в 24 часа найти адвоката, а иногда и получить уведомление и доехать до суда не у каждой семьи получится, потому что есть населенные пункты, где судебный участок один в районном центре, и не всегда есть общественный транспорт, чтобы добраться. 

То есть может сложиться ситуация сложная как для опеки, так и для семьи. 

То есть, на мой взгляд, это очень недоработанная, сырая идея, непродуманная в деталях, которые и являются самым главным.

— Спасет ли экспресс-суд в 24 часа ребенка, находящегося в опасности?

— Если ребенок в опасности — это долго, а если он не в опасности, то вопрос — зачем его отбирать. 

— А какой должна быть процедура изъятия ребенка из семьи?

— Идеальная конструкция связана в первую очередь с перестройкой всей социальной системы.

Это ситуация, в которой у нас есть полноценная социальная система, которая реагирует на разные запросы и трудные, кризисные ситуации индивидуальным образом. То есть одной семье нужна одна помощь, другой — другая.

Соответственно, на любые ситуации кризиса в первую очередь нужно реагировать предложением именно той помощи, которая будет этому кризису адекватна.

И реагировать экстренно опека должна исключительно на ситуацию насилия, жестокого обращения в отношении ребенка. А для этого они должны понимать, что это такое, в законе должно быть четко обозначено, что имеется в виду, от чего мы защищаем ребенка и в какой ситуации нужно экстренно, без всяких 24 часов отреагировать, а также как именно это сделать.

Во-первых, ребенка нужно переместить к близким, родственникам или знакомым, по возможности, со значимым для него взрослым. Если вообще речь идет о насилии внутрисемейном, должен быть нормальный закон, который регулирует эту ситуацию, когда именно насильника забирает полиция, а не ребенка в детский дом. 

И здесь, конечно, должна быть комплексная система: социальная работа, работа полиции и работа службы опеки. Для того, чтобы с одной стороны, мы не забирали ребенка тогда, когда семья не справляется с его содержанием, воспитанием, когда ей нужна помощь.

А с другой стороны, когда мы знаем об угрозах, мы бы не размышляли 24 часа, а аккуратно переводили ребенка к ближайшему родственнику, знакомому или в безопасное место и расследовали ситуацию, которая вызывает серьезные опасения, что в семье может быть жестокое обращение, насилие по отношению к ребенку.

Семья сможет представить свои доказательства

Адвокат по семейным делам Елена Куприянова:

Елена Куприянова

— На мой взгляд, это актуальный и нужный законопроект. Безусловно, процедура изъятия детей из семьи, которая существует сейчас, нуждается в реформировании. Судебный порядок при отобрании детей был бы, полагаю, более уместен.

Как сейчас происходит изъятие ребенка из семьи? Вопрос решается без всякого участия самой заинтересованной  стороны — родителей. Во многих случаях родителей просто ставят перед фактом, что у них забирают детей. 

В случае принятия законопроекта, у семьи будет возможность представить в свое оправдание какие-то аргументы, просто высказать свою позицию. Сейчас есть «сильная сторона» — органы опеки и есть «слабая» — семья. А в суде они формально будут равны. 

Хотя суд, как правило, прислушивается именно к мнению органов опеки, но если семья будет опровергать информацию, предоставленную органами опеки, и докажет свою правоту, то, конечно, суд должен вынести решение в пользу семьи.

Причем у нас сегодня три обязательных судебных инстанции, которые точно рассмотрят спор с опекой в случае любой жалобы родителей.

И еще две так называемых «вызывных» инстанции, в которых дело может быть рассмотрено на усмотрение самого суда.

Сегодня, когда в семью приходят органы опеки с полицией и изымают ребенка, люди в панике. Они не знают, что им дальше делать. Особенно в глубинке, где часто нет возможности обратиться за юридической помощью. Зачастую родителей, находящихся в шоковом состоянии, формально знакомят с постановлением об изъятии детей, но даже не оставляют его копию. 

Многие просто ждут, когда им вернут детей. Или ходят по бюрократическим коридорам в Комиссию по делам несовершеннолетних и в органы опеки, получают отказ, теряя драгоценное время, которое они должны были потратить на судебное обжалование постановления об изъятии детей.

Соответственно, если ребенок изначально будет изыматься по решению суда, процедура обжалования для среднестатистического гражданина будет понятнее. Все знают, что есть вышестоящие суды, люди не будут сидеть сложа руки, а сразу смогут действовать.

— Какие есть минусы у данного законопроекта?

— Неясно, какие основания суды будут принимать во внимание при  решении вопроса  об изъятии ребенка из семьи. Что будет трактоваться ими, как угроза жизни и здоровью несовершеннолетнего? Со временем будет наработана и обобщена Верховным судом сложившая практика. Но пока она будет складываться, решения будут самые разные.

Кроме того, пока непонятно, куда ребенок будет передаваться в случае изъятия его из семьи. Сейчас, если дети изымаются, они помещаются в больницу «для обследования», откуда их забирают родственники — временные опекуны. Либо по истечении некоторого времени дети передаются в соцучреждение — дом ребенка или детский дом.

Из законопроекта не видно, будет ли одновременно с изъятием ребенка решаться вопрос о его местопребывании. Кроме того, 24 часа — на подготовку такого дела — слишком малый промежуток времени.

Будет ли суд иметь возможность продлить этот срок, чтобы, например, бабушка, могла приехать и заявить, что она готова сразу забрать детей? Ей придется предоставить необходимые документы, подтверждающие, что ребенка ей передать можно.

За 24 часа такие вопросы не урегулировать.

— Чем обосновано то, что предполагается «закрытое» слушание дела?

— Интересами ребенка. Это как раз правильно, потому что здесь речь идет о личной жизни ребенка.

Открытое слушание предполагает, что в зал суда может зайти любой человек, в закрытом принимают участие только заинтересованные лица. То есть все, кто заинтересован, могут принимать участие, но не приходят зрители со стороны.

Думаю, мало кому из детей, когда они вырастут, будет приятно узнать, что их ситуация была предметом публичного слушания. Это обычная практика. Преступления против детей тоже всегда рассматриваются в закрытом судебном заседании в силу необходимости сохранить конфиденциальность.

— Поможет этот закон избежать ситуаций, аналогичных нашумевшему изъятию детей из многодетной семьи в Орловской области?

— В той конкретной ситуации действия сотрудников опеки уже признаны незаконными, но смог бы это заметить суд в скоротечном процессе, сказать сложно.

С другой стороны, думаю, что в некоторых ситуациях органы опеки или органы внутренних дел, которым нужно было бы предоставить материалы в суд, не стали бы сомнительный материал передавать, понимая, что реальных оснований для изъятия детей на самом деле нет.

Одно дело, когда органы опеки делают что-то сами по себе, а другое — когда они должны вынести дело в публичную плоскость.

— 24 часа — не слишком ли долго, если ребенку угрожает опасность?

— В обсуждении шла речь о том, что при серьезной угрозе органы опеки совместно с сотрудниками полиции будут принимать экстренные меры. В любом случае, если речь идет о необходимости госпитализации, то, я уверена, что медицинская помощь будет оказываться ребенку незамедлительно. Никто не станет ждать 24 часа.

Если в принятом законе будет установлено, что детей, как и сегодня, будут сначала отправлять «для диагностики» в медучреждение, а в это время суд будет решать, оставлять его с родителям или нет, я бы считала это правильным. Но это пока лишь мое личное предложение законодателю.

Источник: https://www.pravmir.ru/sud-ob-otobranii-rebenka-za-24-chasa-kak-opredelyat-ugrozu-i-drugie-voprosy-k-zakonoproektu/

Угроза несовершеннолетнему ребенку – статья 151 УК РФ: состав преступления и ответственность

Угроза жизни и здоровью ребенка

Насилие над несовершеннолетними является особо злостным преступлением, так как совершается в отношении еще не сформировавшихся личностей, грозя им тяжелыми расстройствами психики или провоцируя на ведение аморального и антисоциального образа жизни. В данной статье рассмотрим это преступление и его особенности.

Краткое содержание статьи 151 с ми

Статья 151 УК РФ трактует не само насилие над малолетними, а их вовлечение в различные антиобщественные действия. Под последними понимаются те, что нарушают права юных граждан, а также наносят непоправимый вред обществу.

В первой части этой статьи определяются меры пресечения за систематическое вовлечение несовершеннолетних в употребление алкоголя, бродяжничество или попрошайничество. При этом в примечании отмечено, что сюда не относятся те случаи, когда подросток скитается по улицам со своей семьей по причине тяжелого финансового положения последней.

Дети и подростки — особо уязвимая группа граждан, поэтому и преступления против них грозят лицам более серьезными наказаниями.

Во второй части трактуются меры пресечения, назначаемые за совершение того же правонарушения, но со стороны людей, ответственных за воспитание или обучение подростков.

В третьей части говорится о наказаниях, которые определяет суд, в случаях, когда вовлечение несовершеннолетнего происходило с использованием насилия или угрозы его применения.

Состав преступления: что считается угрозой

Статья предполагает, что угроза несовершеннолетнему ребенку — это его предупреждение о том, что в случае отказа от совершения действий, выгодных преступнику, его ждет расправа со стороны последнего, которая может выражаться разными путями:

  • нанесение ущерба его объектам собственности;
  • их уничтожение;
  • распространение каких-либо порочащих сведений о нем.

Объектом данного правонарушения становятся общественные отношения, которым причиняется ущерб, а объективной стороной — угроза применения насильственных действий, которые имеют под собой основания.

Субъектом является дееспособный гражданин, уже достигший 18-летия. Субъективной стороной выступает прямой умысел в действиях лица, позволившего себе подобное правонарушение.

Как доказывается

Чтобы доказать, что насилие над несовершеннолетними действительно имело место, нужно обратиться к врачу, чтобы он провел всестороннее обследование и выдал официальное подтверждение о наличии травм.

Если же преступник пока ограничился только угрозами, то нужно постараться получить именно вещественные доказательства его вины. Допустим, они имели место по телефону, тогда нужно записать их. В случае если они были в устной форме, то при следующей встрече нужно постараться включить диктофон и записать разговор.

Для доказательства вины преступника потребуются именно вещественные улики.

Вместе со всеми полученными доказательствами нужно незамедлительно обратиться в правоохранительные органы и написать заявление, чтобы привлечь виновников к ответственности.

Если у ребенка нет родителей либо угрозы насилия поступают именно от них, то нужно написать бумаги в комиссию по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и т.д.

Квалификация преступления

Главным условием, при котором определяют данное правонарушение как угрозу применения насилия в отношении ребенка, — это наличие реальной угрозы, которая бы была подкреплена какими-либо основаниями.

Также угрозой использования насильственных мер преступник может склонять ребенка к выполнению каких-либо противоправных действий. Например, имеет место быть статья за сожительство с несовершеннолетней, если правонарушитель склоняет девочку к такому поступку.

При этом такой фактор, как судимость несовершеннолетних и ее погашение, в данном случае не играет важной роли.

Ответственность со смягчающими и отягчающими обстоятельствами

По ч. 3 ст. 151 УК РФ за подобное правонарушение назначается заключение в тюрьму на период от 2 до 6 лет с ограничением передвижений на срок до 2 лет, либо без использования данной санкции.

В качестве отягчающего обстоятельства здесь может выступать применение к ребенку особо жестоких пыток или прочих подобных действий.

За подобное преступление назначается лишение свободы на срок — от 2 до 6 лет.

Смягчить наказание может тот факт, если виновник постарается возместить нанесенный им вред родителям или опекунам ребенка, а также признает свою вину в данном преступлении.

Сам малолетний не привлекается к ответственности, если только у него уже нет судимости, но в этом случае, согласно правилам сроков погашения судимости несовершеннолетних по ч. 4 ст. 18 УК РФ, они не учитываются в качестве рецидива преступлений. Это же правило действует для тех, что были уже погашены.

Заключение

Дети и подростки могут оказываться в самых разных ситуациях. Некоторые взрослые пытаются воспользоваться их беспомощностью и слабостью и попытаться угрозами использования насилия склонить их к аморальным и противозаконным действиям. Данное деяние наказывается со стороны УК РФ, а к правонарушителю применяются серьезные санкции.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер. 

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 938-86-71
+7 (812) 467-34-68
+7 (800) 350-24-63 

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://prava.expert/uk/otvetstvennost/za-ugrozu-rebenku.html

Отобрание ребенка

Угроза жизни и здоровью ребенка
Энциклопедия МИП » Семейное право » Опека и усыновление » Отобрание ребенка

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие.

При осуществлении родительских прав родители не должны своими действиями причинять ребенку физический или моральный вред и не должны влиять в отрицательном русле на их развитие. Родители имеют право на самостоятельный выбор способа воспитания ребенка, но только если он не противоречит интересам ребенка.

Исходя из действующей правовой базы, способ воспитания должен исключать пренебрежительное или грубое обращение с ребенком, а также принудительную эксплуатацию и физическое насилие.

Если будет установлено, что родители ребенка недолжным образом принимают участие в его воспитании, а их прямые или косвенные действия могут привести к появлению опасности для жизни, развития или здоровья несовершеннолетнего, то в таком случае государство оставляет за собой право произвести отобрание ребенка, чьи интересы поддаются грубому попранию.

Основания для отобрание ребенка из семьи

Нередко возникают проблемные ситуации, которые нуждаются в срочной реакции со стороны государства и уполномоченных органов по применению комплексного подхода к защите прав и интересов детей из-за существующей угрозы для их жизни и здоровья.

Отобрание ребенка у родителей регламентируется в соответствии с положениями ст.77 СК РФ. В данном нормативном документе перечислены все основания, которые могут послужить для того, чтобы ребенок был изъят из собственной семьи.

Правовым основанием для осуществления подобной меры (отобрание ребенка) выступает решение уполномоченных органов об изъятии ребенка из семьи.

Но при этом, стоит обратить внимание на то, что данная мера может быть применена исключительно в тех ситуациях, когда ребенок находится в реальной опасности, которая исходит со стороны его родителей.

Кроме того, изъятие ребенка может быть проведено только тогда, когда имеются весомые доказательства, что ребенок в собственной семье поддается неправильным и противоправным способам воспитания.

Для того, чтобы произошло отобрание ребенка, необходимо наличие следующих факторов:

  • Родители грубо нарушают права ребенка на получение образования, то есть не отдают его в школу и не проводят никаких действий для формирования интеллектуального развития несовершеннолетнего;
  • Если ребенок постоянно проживает в атмосфере страха, физического или морального воздействия;
  • Если основные потребности ребенка (в еде, отдыхе, одежде и т.д.) родителями игнорируются;
  • Если имеет место регулярное избиение детей, влекущее за собой угрозу здоровью и жизни несовершеннолетнего. Причем в данном случае будет осуществлено немедленное изъятие ребенка.
  • Если будет установлено, что в отношении ребенка применимы вышеуказанные факторы, то государство имеет право забрать его от родителей, которые недолжным образом проводят комплекс действий по воспитанию ребенка и формированию его как личности.

Угроза жизни ребенка и его здоровью

Под угрозой жизни и здоровью ребенка понимают комплекс действий со стороны его родителей, которые могут повлечь за собой опасные травмы и неправильное развитие ребенка, как в физическом, так и в моральном плане.

Стоит отметить, что отечественное уголовное законодательство предусматривает суровую ответственность за угрозу жизни и здоровью человека, даже если она и не была реализована. В случае с нарушением прав ребенка под угрозой жизни и здоровью будут понимать неправильный способ воспитания ребенка, регулярное нарушение его основных прав и не следование его интересам.

При этом ответственность родителей наступит не только в случае, если ребенок будет постоянно подвергаться физическим наказаниям, а и в тех ситуациях, когда имеет место устная угроза по осуществлению данных действий. Государство считает, что даже угроза физического наказания, высказанная в адрес ребенка, может отрицательно сказаться на его развитии и дальнейшей жизни, и потому подобное необходимо сразу же пресекать.

Тем не менее, стоит также обратить внимание и на то, что прежде, чем выполнить процесс отобрание ребенка из-за постоянно возникающих угроз его здоровью и развитию, уполномоченные органы обязаны проверить все существующие доказательства по установлению реальности данного факта. Для этого стоит предпринять следующие действия:

  • Опросить соседей и родственников ребенка относительно того, как происходит процесс его воспитания со стороны родителей;
  • Получить подтверждение опасной ситуации со стороны представителей органов опеки, детского сада и школы;
  • Провести полноценный медицинский осмотр ребенка с целью установления его травм (в том числе и психологического характера).

Порядок отобрания детей

Отобрание ребенка из семьи может иметь существенные различия по срокам. В некоторых случаях государство вынуждено назначить оперативную проверку по факту создания опасной среды воспитания для ребенка.

Немедленное отобрание ребенка производится в тех случаях, когда угроза здоровью или жизни ребенка имеет явные признаки и может возникнуть в любой момент.

В такой ситуации ребенок будет изъят незамедлительно и лишь после этого будет получен соответствующий акт.

Процесс изъятие детей из семьи органами опеки имеет некоторые ключевые особенности. В первую очередь, к ним относят вынесение официального решения со стороны муниципальных органов власти после того, как будет рассмотрено сообщение о том, что ребенок в данной семье подвергается опасности.

Процесс отобрание ребенка из семьи происходит под контролем органов опеки и попечительства. После того, как ребенок поступает к ним под юрисдикцию, его поселяют в специализированном детском учреждении, или же передают временным опекунам, в качестве которых могут выступать ближайшие родственники ребенка.

Помимо этого, изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства (отобрание ребенка) имеет свои особенности:

  • Уведомление прокуратуры об изъятии ребенка после подтверждения факта нарушения его прав и установления реально существующей угрозы для его жизнедеятельности. Прокуратура, в свою очередь, по результатам уведомления будет определять реальную степень ответственности родителей и может принять решение о возбуждении уголовного процесса;
  • В течении семи календарных дней представители органов опеки обязаны подать в суд иск о лишении родительских прав или в случае с нарушением прав ребенка в пределах приемной семьи – об отмене усыновления;
  • В кратчайшие сроки органы опеки обязаны устроить ребенка на временное попечительство в приемную семью, близким родственникам, которые изъявили желание заботится о потребностях ребенка, или же в социальный реабилитационный центр, где несовершеннолетнему будет оказана вся необходимая помощь в преодолении проблем;
  • Опросить потенциальных свидетелей, которые могут подтвердить факт надлежащего обращения с ребенком со стороны его родителей;
  • Выяснить, как характеризуют ребенка и его родителей учителя в школе (воспитатели детского сада), лечащие врачи и соседи;
  • Составить обращение в органы полиции с просьбой помощи в установлении истины со стороны местного участкового.

Если же угроза жизни ребенку исходит от лиц, у которых он находится на попечении по результатам усыновления, то в таком случае органы опеки имеют право отобрать ребенка без судебного решения, но при условии наличия существенных обстоятельств.

Изъятие детей из семьи органами опеки

Изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства, а также муниципальными властями происходит в случаях, если они получат подтверждение того факта, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая грозит отрицательным воздействием на здоровье и жизнедеятельность несовершеннолетнего, то в таком случае они получают право изъятия ребенка из семьи.

При этом стоит отметить, что изъятие детей из семьи органами опеки и попечительства должен сопровождаться оформлением документации, в качестве которой выступает акт об отобрании детей.

По сути, это письменное заявление установленного образца, в котором указываются причины для принятия подобного решения, указываются обстоятельства, при которых процесс изъятия ребенка происходит и определяются юридические и правовые последствия данной процедуры для ребенка и его родителей.

При составлении акта учитывается немало факторов, которые должны быть отображены в результатах проверки со стороны уполномоченных органов. В частности, речь идет о:

  • Обстоятельствах, которые подвигли органы опеки на проведение проверки;
  • Обеспеченности ребенка предметами первой необходимости (еда, одежда, игрушки и т.д.);
  • Санитарном состоянии помещения, в котором проживает ребенок;
  • Общем состоянии здоровья несовершеннолетнего гражданина.

В обязательном порядке в акте должен констатироваться факт того, что ребенок находится в нездоровой среде, которая может в любой момент оказать негативное воздействие на его жизнедеятельность и развитие. Чтобы акт был законодательно подтвержденным, предварительно необходимо обследовать условия жизни ребенка в его семье и вынести конкретные предписания.

Передача детей органам опеки

Если будет установлено, что ребенок растет и развивается в опасной среде, которая несет реальный вред его здоровью и жизни, то органы опеки совместно с муниципальными властными структурами имеют право изъять ребенка из опасного для него общества. После этого начинается процесс передачи ребенка под попечительство.

Если у ребенка есть близкие родственники, которые изъявили активное желание принимать участие в его жизни и воспитании, то ребенок может быть передан под их ответственность по решению суда, или по согласованию с самим ребенком, при условии что он достиг 14-летнего возраста. При этом органы опеки будут обязаны проверить условия, в которых будет проживать ребенок в приемной семье (у опекунов), и внимательно отслеживать его дальнейшую судьбу.

Если же у ребенка нет близких родственников, или же они не имеют возможности принять на попечение ребенка, а также у них нет необходимых условий для обеспечения ребенка нормальным воспитанием и качеством жизни, то в таких ситуациях ребенок будет передан под ответственность органов опеки.

В данной ситуации ребенок будет помещен в специализированное воспитательное учреждение для детей или же в приемную семью, которые и будут в дальнейшем заниматься вопросами обеспечения ребенка. Однако стоит отметить, что данное решение может быть принято исключительно судом, а до того момента попечительство органов опеки над несовершеннолетним будет временной мерой.

Источник: https://advokat-malov.ru/opeka-i-usynovlenie/otobranie-rebenka.html

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: