Угон воздушного судна с совершением террористического акта

Содержание
  1. 10 крупнейших терактов на авиатранспорте
  2. Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)
  3. Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)
  4. Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)
  5. Рейс 9268 Metrojet («Когалымавиа»), 31 октября 2015 года (катастрофа над Синайским полуостровом)
  6. Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)
  7. Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)
  8. Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года (взрыв над Ростовской областью)
  9. Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)
  10. Рейс 1303 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», 24 августа 2004 года (взрыв над Тульской областью)
  11. Угон воздушного судна или водного транспорта: статья 211 УК РФ, ответственность, наказание
  12. Особенности злодеяния
  13. Понятие и статистика
  14. Виды
  15. Состав преступления
  16. Методика расследования
  17. Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта
  18. Судебная практика
  19. Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава
  20. Характеристика злодеяния
  21. Понятия и статистика
  22. Виды и квалифицирующие признаки
  23. Состав преступления
  24. Уголовно-правовая характеристика преступления
  25. Алгоритм расследования
  26. Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта
  27. Примеры судебной практики
  28. Пять самых громких захватов самолетов в истории советской авиации
  29. Угон АН-24 и полет в Турцию
  30. Крушение Ту-104 в Ленинграде
  31. Катастрофа Ту-104 под Читой
  32. Попытка угона самолета на рейсе Тбилиси — Батуми в 1983-м
  33. Захват Ту-154 семьей Овечкиных в 1988 году
  34. Угон воздушного судна
  35. Назначаемая ответственность
  36. Пример судебной практики
  37. Характеристика злодеяния
  38. Определения и статистика
  39. Классификация и разновидности
  40. Состав преступного деяния
  41. Особенности уголовно-правовой характеристики

10 крупнейших терактов на авиатранспорте

Угон воздушного судна с совершением террористического акта

От взрыва над Локерби и атак на башни-близнецы до катастрофы над Синаем

Глава ФСБ России Александр Бортников накануне заявил, что российский лайнер А321 разбился на Синайском полуострове в результате теракта. По его словам, эксперты нашли на обломках лайнера и в багаже следы взрывчатых веществ. «Реальное время» вспомнило самые громкие произошедшие теракты на авиалайнерах.

Boeing 767 авиакомпании American Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Через 15 минут после взлета пять членов террористической организации «Аль-Каида» выломали дверь в кабину экипажа, убили обоих пилотов и захватили управление самолетом. Один из террористов, египтянин Мухаммед Атта, являясь лицензированным коммерческим пилотом, взял на себя управление самолетом.

Спустя примерно полчаса после захвата самолет на скорости 748 км/ч врезался в северную башню Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, между 93-им и 99-ым этажами. Погибли 92 человека в самолете и 1 366 – в здании в результате столкновения, пожара и разрушения башни.

Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77 и 85 этажами. Фото ap.org

Рейс 175 United Airlines, 11 сентября 2001 года (столкновение с южной башней ВТЦ, Нью-Йорк)

Boeing 767 авиакомпании United Airlines выполнял регулярный рейс из Бостона в Лос-Анджелес. Сценарий авиакатастрофы аналогичен рейсу 011 American Airlines: спустя полчаса после взлета пятеро террористов проникли в кабину экипажа, убили пилотов и захватили контроль над самолетом. Среди террористов был один пилот – гражданин ОАЭ Марван Аль-Шеххи, который и управлял воздушным судном.

Спустя полчаса после захвата Boeing врезался в южную башню Всемирного торгового центра на скорости 950 км/ч на уровне между 77-ым и 85-ым этажами. На борту погибли 65 человек, 637 – в здании Всемирного торгового центра.

Рейс 182 Air India, 23 июня 1985 года (взрыв над Корком)

Boeing 747 выполнял регулярный рейс по маршруту Монреаль — Лондон — Дели — Бомбей. Когда самолет пролетал над океаном в 70 км от города Корк на юго-западе Ирландии, в переднем грузовом отсеке произошел взрыв, в результате которого оторвался хвост и самолет разрушился.

В теракте были обвинены сикхские сепаратисты – Аммана и Лал Сингх, зарегистрировавшиеся на рейс, но не летевшие на нем. Террористы также подозревались в попытке покушения на премьер-министра Индии Раджива Ганди во время его визита в США.

В результате взрыва погибли 329 человек.

В результате катастрофы над Локерби погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле. Фото Greg Bos (r euters.com)

Рейс 103 Pan American, 21 декабря 1988 года (взрыв над Локерби)

Boeing 747 совершал регулярный рейс по маршруту Лондон — Нью-Йорк. Спустя час после вылета из Лондона в грузовом отсеке произошел взрыв. В результате носовая часть самолета оторвалась, а при падении воздушного судна загорелось топливо. Огонь уничтожил несколько жилых домов. В результате катастрофы погибли 270 человек – 259 на борту и 11 на земле.

По результатам расследования, взрывное устройство находилось в чемодане, следовавшем из Франкфурта без пассажира. Обвинение было выдвинуто против двух ливийцев – Али Махмеда Аль-Меграхи и Ламина Халифа Фимаха.

Аль-Меграхи являлся начальником службы безопасности национального ливийского перевозчика в аэропорту Луки на Мальте, а также сотрудником ливийских спецслужб и двоюродным братом одного из соратников Муаммара Каддафи, лидера Ливии.

Рейс 9268 Metrojet («Когалымавиа»), 31 октября 2015 года (катастрофа над Синайским полуостровом)

Airbus A321 выполнял чартерный рейс Шарм-эш-Шейх – Санкт-Петербург для туроператора Brisco. Через 23 минуты после вылета связь с экипажем была потеряна, а самолет пропал с экранов радаров.

Обломки самолета были обнаружены около египетского города Нехель. Погибли 217 человек.

17 ноября 2015 года глава ФСБ Александр Бортников заявил, что Airbus разбился в результате теракта – об этом свидетельствуют следы взрывчатых веществ на обломках лайнера и в багаже.

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании. Фото minnesota.publicradio.org

Рейс 77 American Airlines, 11 сентября 2001 года (падение на Пентагон в Вашингтоне)

Третий самолет, захваченный во время терактов в США 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Вашингтона в Лос-Анджелес. Захват проходил по тому же сценарию, что и захват самолетов, столкнувшихся со зданиями Всемирного торгового центра в Нью-Йорке: пять террористов, один из которых прошел подготовку пилотов (Хени Хенджор из Саудовской Аравии).

Самолет врезался в западное крыло Пентагона. Погибли 64 человека на борту и 125 человек в здании.

Рейс 772 Union de transports aériens, 19 сентября 1989 года (взрыв над пустыней Тенере)

McDonnell Douglas DC-10-30 выполнял регулярный рейс по маршруту Браззавиль — Нджамена — Париж. Самолет совершил промежуточную посадку в Нджамене (Чад) и пропал в 14:30, на пути в Париж.

Следующим утром в пустыне Тенере, около нигерийского города Бильма, были обнаружены обломки судна. Погибли 170 человек.

Впоследствии выяснилось, что в 13:59 в грузовом отсеке взорвалась бомба, в результате чего самолет развалился на несколько частей. Бомба была заложена в аэропорту Браззавиля (Республика Конго). В ходе дальнейшего расследования было установлено, что взрыв был организован по указанию властей Ливии в связи с военной помощью Франции Чаду во время чадско-ливийского конфликта.

Ту-154 авиакомпании «Сибирь» рухнул в Каменском районе Ростовской области. Фото avia.pro

Рейс 1047 авиакомпании «Сибирь», 24 августа 2004 года (взрыв над Ростовской областью)

Самолет Ту-154 авиакомпании «Сибирь» выполнял рейс между московским аэропортом Домодедово и Сочи. Во время пролета над Ростовской областью 37-летняя террористка-смертница Сацита Джебирханова привела в действие взрывное устройство. В результате взрыва в хвостовой части образовалась дыра, и та оторвалась. Самолет рухнул в Каменском районе Ростовской области. Погибли 46 человек.

Это – второй из взрывов самолетов, произошедших в этот день в рамках одного теракта. Ответственность за теракт на себя взяла террористическая организация «Бригады Исламбули». Впоследствии ответственность также взял на себя чеченский террорист Шамиль Басаев.

Рейс 93 United Airlines, 11 сентября 2001 года (падение в Пенсильвании)

Четвертый самолет, захваченный во время терактов 11 сентября 2001 года. Boeing 757 выполнял регулярный рейс из Ньюарка (Нью-Джерси) в Сан-Франциско.

Захваченный по «стандартному» для того дня сценарию, самолет под управлением одного из террористов – Зияда Джарраха – взял курс на Вашингтон через 46 минут после взлета.

В отличие от других самолетов 11 сентября, пассажиры рейса попытались взять под свой контроль управление судном. Они предпринимали попытки ворваться в кабину пилотов, захваченную террористами. Однако Джаррах, управлявший лайнером, успел раньше ввести Boeing в штопор. Самолет врезался в поле в 20 минутах полета от столицы США.

Погибли 44 человека.

Над территорией Тульской области 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство. Фото Светланы Елисеевой (tass.ru)

Рейс 1303 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс», 24 августа 2004 года (взрыв над Тульской областью)

Самолет Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» выполнял рейс из московского аэропорта Домодедово в волгоградский аэропорт Гумрак. Спустя 15 минут после вылета, находясь над территорией Тульской области, 30-летняя террористка-смертница Аминат Нагаева привела в действие взрывное устройство.

Самолет развалился на две части и упал около населенного пункта в Кимовском районе Тульской области. Погибли 43 человека.

Взрыв на борту рейса 1047, упавшего в Ростовской области, произошел одновременно с этим. Ответственность за оба теракта взяли на себя «Бригады Исламбули» и Шамиль Басаев.

Спустя неделю, 31 августа, произошел взрыв у станции метро «Рижская» в Москве, в результате которого погибло 10 человек и 33 получили ранения. 1 сентября начался захват заложников в школе в Беслане, в результате которого погибли 333 человека.

Источник: https://realnoevremya.ru/articles/17856

Угон воздушного судна или водного транспорта: статья 211 УК РФ, ответственность, наказание

Угон воздушного судна с совершением террористического акта

Чужое имущество, особенно крупных размеров, всегда привлекало завистников и лиц, тесно связанных с криминальными структурами. Поэтому надеяться на то, что большой корабль или самолет никуда не денется, не безопасно, а если факт угона уже установлен, следует знать, как найти и наказать по статье УК РФ виновного.

Особенности злодеяния

Первое, что отличает это происшествие от других – предмет преступления. Не каждый день услышишь, что произошел угон корабля или самолета. Но факты захвата проявляются с каждым годом все чаще.

Отметим, что маломерные суда не относятся к водному транспорту, если рассматривать их в контексте ч. 1 и 2 ст. 211 УК РФ, определяющей суть преступления и меру наказания. Важно дать точное определение терминам, используемых при расследовании дел об угоне судов воздушного и/или водного транспорта.

О том, почему не стоит устраивать дебош в самолете и грозить захватом судна, расскажет следующее видео:

Понятие и статистика

Необходимо знать четыре основных термина для полного представления о предмете и объективной стороне правонарушения:

  • Водный транспорт (или водное судно) – средство перемещения грузов, пассажиров, других объектов по водоему (реке, озеру, пруду, океану и т.д.) или под водой, приводимое в движение различными средствами тяги.
  • Воздушный транспорт (или воздушное судно) – средство перемещения грузов и/или пассажиров, передвигаемое при помощи двигателя, потоков газов, воздушных потоков.
  • Угон – завладение с насилием или без насилия предметом преступления (судном) во время стоянки или следования по маршруту и дальнейшее использование, передвижение по маршруту угонщика этого судна.
  • Захват – завладение судном с насилием и без во время стоянки или следования по маршруту.

Исследование судебных практик Российской федерации показало, что за последние годы фактов хищения водного или воздушного судна крайне мало. Несколько дел вскользь касаются данной статьи, если есть подозрения на совершение террористического акта.

Виды

Существует несколько видов такого транспортного преступления:

  • Совершенное одним лицом;
  • Организованной группой;
  • Совершенное лицом или группой, повлекшее тяжкие повреждения или смерть потерпевшего;
  • Все виды, сопряженные с совершением террористического акта или подобной деятельности.

О новых видах и способах угона воздушного судна расскажет следующее видео:

Состав преступления

Вся суть преступления заключается в оконченном и установленном угоне.

  • Состав преступления формален и полностью исчерпывается определением угона или захвата.
  • Субъективной стороной преступления является вина субъекта — физического лица, достигшего 16 лет – с наличием умысла.

Методика расследования

В расследовании угона воздушного или водного судна рассматривается несколько ситуаций:

  • Отсутствие предмета преступления и виновного на месте совершения преступления;
  • Расследование по факту задержания обвиняемого после совершения преступления.

Независимо от вида ситуации происходит осмотр места преступления и опрос очевидцев, допрос потерпевшего.

  1. В первом случае список дополняется распоряжением о старте розыскных мероприятий.
  2. Во втором – дополняется допросом обвиняемого.

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Наказания, предусмотренные статьей 211 Уголовного Кодекса:

  • Угон водного или воздушного судов – 4-8 лет лишения свободы (с возможным назначением ограничения свободы сроком на год);
  • Угон группой лиц, или с применением насилия, или с применением оружия – 7-12 лет лишения свободы с ее ограничением на 2 года;
  • Первые два вида, повлекшие смерть человека – 8-15 лет с ограничением 1-2 года;
  • Все виды, связанные с террористической деятельностью – 15-20 лет с ограничением 1-2 года, либо высшая мера наказания – пожизненное.

Судебная практика

  1. Подсудимый, находясь в составе подразделения в полевом лагере, совершив несколько преступных действий, захотел перебраться на другой берег реки. Реализовал он это при помощи водного транспорта (буксирно-моторный катер), который принадлежал воинской части.

    Подсудимый вину признал, по статье 211 получил 4 года лишения свободы без ее ограничения.

  2. Находясь в нетрезвом состоянии, мужчина пытался угнать буксирный теплоход. После проникновения на борт теплохода, отвязал его и оттолкнул руками от причала. Но ему не хватило навыков завести судно.

    В дальнейшем под действием ветра и течения оно село на мель. Подсудимый вину признал, но суд не обнаружил в действий, подходящих под статью 211, так как завладения судном не было. Виновный осужден по другим статьям.

Еще чаще чем самолеты, угоняют автомобили, впрочем нередко попытка такого угона ни к чему не приводит.

Следующее видео также содержит случай из судебной практики по вопросу угона самолета и действия статьи 211 УК РФ:

Источник: http://ugolovka.com/prestupleniya/protiv-transportnyh-sredstv/ugon-vozdushnogo-sudna-ili-vodnogo-transporta.html

Угон воздушного судна или водного транспорта, железнодорожного состава

Угон воздушного судна с совершением террористического акта

Чужое имущество всегда привлекало преступников, но иногда жажда получения большей наживы подталкивает их к совершению более дерзких и серьезных преступлений. Они решаются совершить угон, но речь не идет об обычном автомобиле, их объектом становится более крупные и дорогостоящие объекты: поезд, корабль или даже самолет.

Конечно, сейчас довольно редко можно услышать о том, что произошел угон судна, воздушного или водного транспорта, но такие преступления случаются. Главной их опасностью считается не само завладение тем или иным видом транспорта, а создание угонщиками угрозы жизни и здоровью пассажиров и экипажу, а также риск возникновения аварий и катастроф.

Характеристика злодеяния

Основная особенная черта этого вида преступления, отличающая его от прочих — предмет посягательства.

Особенность преступного деяния в том, что причина его совершения не важна. Главное сам факт, а для какой цели совершены действия, не существенно.

Важно! Уголовная статья не распространена на все виды указанного транспорта, к примеру, в понятие водного (в понимании статьи 211 УК РФ), не входят маломерные суда.

Именно по этой причине, для начала следует привести основную терминологию, используемую при рассмотрении дел, касающихся угона злоумышленниками судна, воздушного или водного транспорта.

Скачать для просмотра и печати:

Статья 211. Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава УК РФ

Понятия и статистика

В указанной уголовной статье фигурирует всего 5 основных понятий, входящих в структуру предмета нарушения и его объективной стороны.

Водный — вид транспорта, используемый в целях перемещения по различным видам водоемов (над водой или под водой), пассажиров, объектов, относящихся к грузам и прочего, и который приводится в движение различными видами тяги (двигателем или ветром).

Сюда также можно отнести:

  1. Баржи с паромами.
  2. Разные виды плавучих сооружений.
  3. Подводные лодки.

Подобный транспорт может иметь различное назначение: исследовательское, спортивное, строительное и т. д.

Преступления совершаются на воздушном транспорте, следовательно, нужно рассмотреть и это понятие.

Воздушный — один из видов транспортных средств (летательных устройств), используемых в целях перемещения пассажиров (разных грузов), приводящихся в движение двигателями, силой воздушных потоков, выталкивающей силой газовых потоков.

К авиатранспорту также относят:

  1. Дирижабли.
  2. Воздушные шары.
  3. Мотодельтапланы.

Назначение его также может быть различным.

Железнодорожный подвижный состав — одно из средств передвижения, перемещающееся на рельсах, используемое для грузоперевозок, перевозок пассажиров, в строительных целях.

К нему отнесен и иной состав, предназначенный для надлежащего функционирования железнодорожной инфраструктуры, выполнения указанных видов ж/д перевозок:

  1. Вагоны.
  2. Электро -, или автодрезины.
  3. Мото-, тепло-, электровозы.

Угон — способ противоправного завладения указанными объектами, соединенный с насилием или без такового, примененный в период стоянки объекта или движения его по установленному маршруту, с дальнейшим использованием его угонщиком по маршруту следования или вне его.

Вид завладения относится к каждой разновидности транспорта: совершение угона преступниками воздушного суда, угон злоумышленниками железнодорожного состава, или угон ими водного транспорта — во всех трех случаях способ завладения один.

Расстояние перемещения угнанных средств передвижения роли не играет.

Захват преступниками воздушного, водного судна, состава — незаконное обеспечение контроля указанными видами транспорта, с использованием насильственных действий и без таковых, в ходе остановки или движения средства по заданному маршрутом пути.

Захват предполагает контроль над захваченным судном (составом), при котором дальнейшее его передвижение определяет сам угонщик, самостоятельно управляющий им, или принуждающий сделать это путем угроз или применения насильственных действий, пассажиров, представителей экипажа, прочих лиц. Выполнение по указанию угонщика иных действий в отношении захваченного объекта, также входит в понятие захвата. До угона обычно выполняют захват.

Бывают и ситуации, когда все ограничивается только угоном, без захвата:

  • если преступниками являются посторонние лица, угоняющие пустое средство передвижения (в отсутствие экипажа, машиниста состава или представителей охраны);
  • когда угонщиками становится машинист или кто-то из экипажа, обслуживающего средство;
  • за угон ТС ответственны сторонние лица, вступившие в сговор с машинистом, кем-то из охраны или экипажа.

Статистика указывает лишь на незначительное количество фактов совершения таких преступлений за последнее время. Отдельные дела поверхностно затрагивают статью, но только при наличии подозрений о возможном совершении акта терроризма.

Виды и квалифицирующие признаки

Преступление в соответствии со статьей может совершаться при различных обстоятельствах, что позволяет разделить его на несколько видов:

  • когда угонщик совершает незаконные действия в одиночку (первая часть).

Остальные виды относятся к квалифицирующим составам;

  • когда угонщиков несколько — группа (вторая часть);

Группой лиц могут признаваться двое и больше преступников, решившихся на преступление, но заранее не договорившись об этом. Однако в этом случае речь идет о действии в группе лиц по предварительному сговору.

  • когда применено насилие, вызвавшее опасность для здоровья и жизни граждан, либо применялась угроза его использования (вторая часть);
  • когда для достижения преступной цели использовалось оружие и другие, заменяющие его предметы (вторая часть).

Используемое оружие может быть любым, даже если оно не внесено в перечень определенный соответствующим законом. Вид приспособленного под оружие предмета может быть любым, если виновник решил использовать его в целях нанесения вреда потерпевшему, принеся его заблаговременно или взяв на месте;

  • когда действует организованная группа — устойчивая группа лиц, целью объединения которых является совершение незаконных действий (+ 2 часть статьи);
  • когда преступные действия привели к смерти человека, при неосторожности виновных лиц (+2 часть статьи);
  • когда преступление привело к иным последствиям, отнесенным к категории тяжких (+2 часть статьи).

Последствия тяжкого характера — оценочный термин. К таким можно отнести: факты крушения или попадание захваченного транспорта в аварию, причинение значительного финансового ущерба (уничтожен, поврежден транспортируемый груз, имущество), пострадало здоровье нескольких граждан, была загрязнена природа, нарушена работа транспортной структуры и прочее;

  • если противозаконный акт сопряжен с актом терроризма (+2-3 часть статьи);
  • если преступление сопряжено с другими видами террористических действий (+2-3 часть статьи).

Важно! Действия, охваченные частью 1, являются тяжким преступлением, остальные — особо тяжким.

Состав преступления

Предмет посягательства ограничен тремя объектами:

  1. Авиатранспортом.
  2. Водным транспортом.
  3. Ж/д составами.

Объективную сторону определяют действия, направленные на угон судна, железнодорожного состава на пути его следования или же в период стоянки, и в равной степени — факт захвата для дальнейшего угона.

Состав — формальный. Завершенным деяние считают, как только захваченное ТС будет приведено в движение или же при получении злоумышленником полного контроля над судном (составом), возможности управлять им, в том числе и через других лиц и распорядиться по своему желанию.

Субъективную сторону отражает прямой умысел преступного элемента. То есть, последний осознанно идет на преступление, планируя завладеть судном (составом).

Если допущена смерть человека от неосторожных действий угонщика и прочие тяжелые последствия, вина приобретает двойную форму — в одной части умысел прямой, во второй, идет речь о наступлении непредвиденных, но сопутствующих последствий по неосторожности, выраженной в виде небрежного поведения или легкомыслия.

Обязательная черта субъективной стороны — совершение захвата объекта для последующего его угона.

За последствия отвечает только лицо с 16 лет, при условии его вменяемости.

Уголовно-правовая характеристика преступления

Этот вид преступлений законодателем размещен в отдельном разделе преступлений, нацеленных на нарушение общественной безопасности (наряду с бандитизмом и терроризмом).

Отвечать виновным лица придется по ст. 211, предусмотренной УК РФ.

Из-за угонщиков часто:

  • гибнут люди, наносится урон их здоровью;
  • причиняется различный вред (материальный, моральный и т. д.);
  • незаконно пересекаются границы страны;
  • незаконные действия приводят к захвату заложников из числа пассажиров и других лиц.

Угон водного судна или транспортных средств, определенных статьей, нарушает определенный законом режим пространства (водного, воздушного) использования транспортных линий, и потенциально опасен для каждого человека, волей случая оказавшегося в захваченном транспорте.

Алгоритм расследования

В ходе расследований дел этой категории обычно вырисовываются такие обстоятельства:

  • Виновного на месте не обнаружено, также отсутствует предмет преступления;
  • Подозреваемого (и его сообщников) задержали после совершения ими незаконных действий.

Вне зависимости от указанных обстоятельств, правоохранители организовывают осмотр места, где было совершено преступление. Обязательно допрашиваются очевидцы. Устанавливаются потерпевшие и организовывается их допрос.

Первый случай обязывает инициировать розыскные меры, о чем выдается соответствующее распоряжение с оформлением процессуальных документов.

Второй — в дополнение к указанным шагам расследования, происходит допрос подозреваемого лица (лиц).

Ответственность по статье 211 УК РФ за угон воздушного судна или водного транспорта

Для лиц, чью вину в угоне воздушного и иного судна докажут, в УК РФ предусматриваются такие наказания: *

  • Угон судна воздушного или водного транспорта либо железнодорожного подвижного состава, а равно захват такого судна или состава в целях угона —

наказываются лишением свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового.

(в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ)

Федеральный закон от 27 декабря 2009 г. N 377-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

(см. текст в предыдущей редакции)

  • Те же деяния, совершенные:
    • группой лиц по предварительному сговору;
    • утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 162-ФЗ;
    • с применением насилия, опасного для жизни или здоровья, либо с угрозой применения такого насилия;
    • с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия, – наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с ограничением свободы на срок до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)

Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации

  • Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, если они совершены организованной группой либо повлекли по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия, – наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет. (в ред. Федерального закона от 27.12.2009 N 377-ФЗ) (см. текст в предыдущей редакции)
  • Деяния, предусмотренные частями первой, второй или третьей настоящей статьи, сопряженные с совершением террористического акта либо иным осуществлением террористической деятельности, – наказываются лишением свободы на срок от пятнадцати до двадцати лет с ограничением свободы на срок от одного года до двух лет или пожизненным лишением свободы. (часть 4 введена Федеральным законом от 05.05.2014 N 130-ФЗ)

Скачать для просмотра и печати:

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 130-ФЗ О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ

Примеры судебной практики

Подсудимый нес службу в составе своего подразделения и, находясь в лагере, умышленно совершил ряд незаконных действий. Затем ему потребовалось добраться до противоположного берега реки, для чего он использовал находящийся поблизости буксировочный катер. Судном владела воинская часть. После признания вины, обвиняемый был осужден по ст. 211 УК РФ к четырем годам тюрьмы.

Мужчина в состоянии алкогольного опьянения, захотел самостоятельно угнать теплоход буксировочного типа. Он перепрыгнул к нему на борт и, отвязав судно, оттолкнул его от берега.

Так как судно не было приведено в движение, то вскоре попросту село на мели.

Несмотря на то, что вина полностью признавалась подсудимым, суд не усмотрел в его действиях признаков статьи 211, поскольку отсутствовал факт завладения — мужчина не завел судно. Статья была переквалифицирована.

Источник: https://PravoNarushenie.com/transportnye/transportnye-sredstva/ugon-vozdushnogo-sudna-zhd-sostava-i-vodnogo-transporta-i-otvetstvennost-po-uk-rf

Пять самых громких захватов самолетов в истории советской авиации

Угон воздушного судна с совершением террористического акта

Стюардесса попыталась сгладить ситуацию — она передала мужчине, что пилот согласен изменить маршрут, но нужно дозаправить судно. В итоге потенциально опасный пассажир уснул, самолет сел в Ханты-Мансийске, нарушителя спокойствия задержали, а 70 человек на борту отделались лишь испугом.

В этот раз все закончилось благополучно, но так происходило не всегда. Вспомним самые громкие захваты самолетов в истории СССР.

Угон АН-24 и полет в Турцию

45-летний Пранас Бразинкас имел богатую биографию — он успел послужить в немецких войсках, работал на переправах, собирая понтонные мосты. В то же время помогал литовским националистам, снабжая их оружием.

В мирной жизни Бразинкаса один раз осудили за злоупотребление служебным положением, а позднее приговорили к пяти годам заключения за хищение имущества — мужчина тогда работал директором магазина.

Его сыну Альгирдасу было всего пятнадцать лет, когда семья решила покинуть СССР.

www.globallookpress.com

На борту самолета, вылетевшего из Батуми в Сухуми, Пранас и Альгирдас сидели на передних сидениях, прямо перед кабиной пилотов. Когда самолет стал набирать высоту, они подозвали бортпроводницу и передали ей лист бумаги с напечатанным требованием изменить маршрут.

Через несколько секунд 19-летняя Надежда Курченко вбежала в кабину с криком «Нападение!» — старший Бразинкас выстрелил в нее дважды. Захватив кабину Бразинкасы заставили экипаж развернуться и лететь в Турцию.

Пранас остался контролировать экипаж, его сын следил за пассажирами.

В Турции Бразинкасов арестовали, в СССР вернули выживших и раненых, а также тело погибшей Надежды Курченко и сам самолет. Бразинкасов оставили в Республике. Они отсидели около двух лет, вышли на свободу и переехали в США.

Впрочем, жизнь у них так и не удалась — местная литовская община сторонилась отца и сына, и им приходилось приторговывать оружием.

Через какое-то время Пранас превратился в агрессивного, хоть и практически неподвижного безумца.

В процессе одного из его многочисленных приступов ярости Альгирдас, ставший Альбертом, забил отца до смерти — нанес ему восемь ударов гантелей по голове. Американский суд приговорил мужчину к 16 годам тюрьмы.

Крушение Ту-104 в Ленинграде

23 апреля 1973 года из Ленинграда в Москву вылетел самолет, выполнявший рейс 2420, на его борту находился 51 пассажир. Один из них — 47-летний Иван Бидюк попросил у бортпроводника пересесть с 13-го ряда на первый, и ему не отказали. После он передал экипажу листок с требованием перенаправить самолет в Швецию, иначе все взорвется.

www.globallookpress.com

К Бидюку вышел вооруженный пистолетом бортмеханик Вениамин Грязнов — он убедился, что мужчина действительно опасен — тот держал палец на кнопке устройства, которое вполне могло оказаться бомбой. Грязнов принял решение отвлечь Бидюка разговорами, а в это время командир экипажа Вячеслав Янченко невозмутимо запросил у Ленинграда разрешение на посадку и подал сигнал бедствия.

Чтобы захватчик не понял, что самолет возвращается, Янченко приказал не выпускать шасси до последнего — колеса встали на места лишь когда самолет снизился до 150 метров.

Толчок, шум, аэропорт в иллюминаторах — Бидюк понял, что его обманули, и отпустил кнопку. Устройство действительно было бомбой — раздался взрыв. В результате теракта погибли сам преступник, а также бортмеханик Грязнов.

Самолет из-за произошедшего едва не завалился на нос, но экипаж выровнял его.

Катастрофа Ту-104 под Читой

Сейчас захват самолета в Ленинграде многие мрачно называют «репетицией» — меньше, чем через месяц, случился самый страшный авиатеракт в истории СССР, но известно о нем немного.

Wikipedia.org

Рейс 109, Москва — Челябинск — Новосибирск — Иркутск — Чита, 81 человек на борту. Подлетая к пункту назначения пилот сообщил диспетчеру о том, что машина снижается, а уже через несколько минут — об опасности на борту и изменении курса.

Снижение началось в 3:32, в 3:36 поступил первый сигнал об опасности, а последний, девятый — в 3:38. После этого на экипаж уже не выходил на связь. Его отметка на радаре исчезла, а утром спасатели обнаружили первые обломки рейса 109.

© РИА Новости

Сейчас известно, что террористом был поднявшийся на борт в Иркутске Тенгиз Рзаев, он пронес с собой в салон самодельное взрывное устройство. Мужчина планировал лететь в Китай, где, как он думал, по достоинству оценят его таланты.

Ранее Рзаев неоднократно пытался поступить в МГИМО, но безуспешно — он не знал иностранных языков, но причиной неудач все же считал некий заговор против него.

Молодой человек отслужил в армии, обучился на сапера, а после работал на строительстве дорог, где понемногу подворовывал взрывчатку, готовясь к совершению теракта.

Позднее, при обследовании места крушения специалисты обнаружили тело Рзаева с несколькими пулевыми ранениями. Рядом было найдено тело младшего лейтенанта милиции Владимира Ежикова, сопровождавшего рейс.

В магазине его табельного пистолета не хватало нескольких патронов. Очевидно, Рзаев попытался вынудить экипаж сменить курс, а Ежиков застрелил его.

Похоже, умирая террорист все же успел активировать взрывное устройство.

Попытка угона самолета на рейсе Тбилиси — Батуми в 1983-м

Идейным вдохновителем преступления был тбилисский священник Теймураз Чихладзе. Тогда вокруг него объединилась группа грузинской «золотой молодежи». Молодые люди и так жили неплохо, но мечтали о лучшем — о западной жизни, какой ее представляли в перестроечном СССР.

www.globallookpress.com

Именно святой отец полагал, что на Запад необходимо ворваться на угнанном самолете. Как Бразинкасы. И его друзья воплотили план в реальность, а сам Теймураз Чихладзе остался в стороне — у него появилась возможность покинуть страну по церковной линии. В итоге лидером акции был 25-летний Сосо Церетели, художник киностудии «Грузия-фильм».

Молодые люди раздобыли оружие и гранаты (гранаты были учебными, но об этом никто не знал, преступники планировали их применить). Погода была плохой.

Террористы собирались захватить самолет ближе к Батуми, почти на границе с Турцией, однако из-за погодных условий экипаж принял решение вернуться в Тбилиси.

Именно этот момент поворота террористы и сочли началом спуска в Батуми, они начали захват.

Стюардессу Валентину Крутикову взяли в заложники, начали стрелять по пассажирам, которые напоминали представителей авиационной безопасности. К слову, их вообще не было на борту, но одного человека террористы убили, еще двоих — тяжело ранили.

Ворвались в кабину, попытались заставить экипаж лететь в Турцию, но безуспешно. Преступники открыли огонь, убив бортмеханика и тяжело ранив еще одного члена экипажа.

Штурман Владимир Гасоян начал стрелять в ответ — он убил одного из захватчиков и тяжело ранил Церетели.

Оставшиеся в салоне террористы устроили настоящую бойню — они расстреляли пятерых пассажиров, в том числе и своих знакомых, и начали издеваться над ранеными стюардессами Ирой Химич и Валентиной Крутиковой.

Тем временем пилот, воспользовавшись темнотой и непогодой, посадил воздушное судно в Тбилиси. Ирина Химич сумела выпрыгнуть на взлетно-посадочную полосу, открыв люк во время «пробежки» самолета. Валентина Крутикова помогала ей, но сама спастись не успела — ее застрелил террорист Микаберидзе.

Позднее молодой человек убил и себя, когда осознал, что самолет приземлился в СССР.

Давид Микаберидзе. www.globallookpress.com

Оставшиеся в живых террористы заявили, что самолет будет взорван, если их требования — дозаправка и вылет в Турцию — не будут выполнены. Переговоры длились много часов, а сама операция по обезвреживанию — восемь минут. Тогда-то и выяснилось, что гранаты у террористов учебные.

В итоге в результате теракта погибли трое членов экипажа, двое пассажиров и двое террористов. Стюардесса Ирина Химич осталась инвалидом до конца жизни.

За проявленную отвагу и мужество штурман Владимир Гасоян и командир экипажа Ахматгер Гардапхадзе получили звания Героев Советского Союза.

Захват Ту-154 семьей Овечкиных в 1988 году

На тот момент семья Овечкиных состояла из матери Нинель и одиннадцати ее детей, семеро из которых выступали джазовым ансамблем «Семь Симеонов». Жили они в Иркутске, гастролировали по всему миру.

После гастролей в Японии Симеоны и решили бежать за границу. Участвовала в этом вся семья, кроме старшей дочери Овечкиной — Людмилы. Девушка вырвалась из семьи, выйдя замуж и живя отдельно обычной жизнью.

Младшим детям Овечкиной было тринадцать, десять и девять лет.

/ Kakmagazine

Оружие на борт они пронесли в футляре с контрабасом. В салоне, угрожая обрезами, старшие Овечкины потребовали изменить курс и лететь в Лондон.

Однако топлива не хватало не то что до Лондона, даже до Финляндии. Но экипаж все же объявил, что самолет летит в финский город Котка, на деле — на военный аэродром Вещево.

В итоге только при приземлении Овечкины увидели советских солдат на полосе и все поняли.

www.globallookpress.com

Они застрелили бортпроводницу Татьяну Жаркую и потребовали дозаправить самолет. Самолет заправили. Переговоры длились долго и безуспешно, группа захвата пошла на штурм. Овечкины стали стрелять по ним, а позже приняли решение взорвать бомбу.

Раздался громкий хлопок, самолет загорелся, пассажиры начали в панике выпрыгивать из салона. Старший брат Василий Овечкин попросил сестру Ольгу вывести младших — 14-летнюю Таню, 13-летнего Мишу, 10-летнюю Ульяну и 9-летнего Сережу. После, по приказу матери, он убил ее саму, Дмитрия, Александра и Олега.

17-летний Игорь Овечкин все это время прятался в уборной, он выжил.

Wikipedia.org

Кроме пятерых террористов и бортпроводницы, погибло трое пассажиров — две пенсионерки и молодой парень, который отравился угарным газом. Самолет сгорел, а действия группы захвата впоследствии были признаны безграмотными.

Анна Долгарева

Источник: https://www.5-tv.ru/news/237095/pat-samyh-gromkih-zahvatov-samoletov-vistorii-sovetskoj-aviacii/

Угон воздушного судна

Угон воздушного судна с совершением террористического акта

Угон любого вида транспорта – воздушного, водного, железнодорожного представляет общественную опасность.

Причины этого в нарушении правил эксплуатации подобного вида транспорта, что существенно увеличивает угрозу жизни и здоровья людей и может привести к катастрофе с большим количеством жертв.

Подобные преступления имеют ряд особенностей в области состава преступления и уголовно-правовых характеристик.

Назначаемая ответственность

Статья 211 УК РФ включает в себя все нормы, ответственность и возможное наказание при осуществлении захвата или угона транспорта для доставки пассажиров:

  • Угон воздушного судна или водного транспорта организованный и осуществленный одним человеком предусматривает заключение под стражу на срок от 4 до 8 лет. Дополнительно может быть назначено ограничение свободы на период 12 месяцев.
  • Совершение подобного деяния группой лиц с использованием оружия и применение насильственных действий, предусматривает минимальный срок наказания 7 лет, максимальный 12 лет. Ограничения свободы достигает два года.
  • Если в результате выше перечисленных преступлений произошла смерть человека, предусмотрено наказание в пределах 8-15 лет, с ограничением свободы от одного до двух лет.
  • Если угон воздушного судна и водного транспорта был связан с террористической деятельностью, продолжительность заключения под стражей начинается с 15 лет, а при определенных обстоятельствах, назначается высшая мера наказания.

Пример судебной практики

  1. Служащий вооруженных сил совершил несколько незаконных деяний. Чтобы избежать по ним наказания, он решил переправиться через реку на принадлежащем воинской части катере. После пересечения реки, его задержал военный патруль.

    Злоумышленник полностью признал свою вину и получил наказание на срок 4 года, без дополнительного ограничения, по статье 211 УК РФ.

  2. В состоянии сильного алкогольного опьянения, мужчина предпринял попытку угнать буксирный катер.

    Проникнув на борт судна, он отвязал его и попытался завести двигатель, но из-за отсутствия необходимых навыков сделать это не получилось. Водным течением катер отнесло на мель, где он и остановился. Злоумышленник полностью признал свою вину.

    В ходе рассмотрения материалов дела в суде не было выявлено действий попадающих под статью 211 УК РФ. Причина в отсутствии факта завладения водным транспортом. Мужчину осудили по другим статьям Уголовного Кодекса.

Характеристика злодеяния

Отличительной особенностью преступлений попадающих по статью 211 УК РФ, является его предмет. Угон воздушного судна происходит достаточно редко, а осуществить подобное деяние сможет далеко не каждый.

Характерной чертой преступления связанного с угоном самолета, является отсутствие необходимости определять причину вызвавшую подобное деяние. Нет необходимости определять, зачем злоумышленник захватил самолет. Определяющей характеристикой является сам факт осуществленного преступления.

Определения и статистика

Для полноценного определения сути преступлений, наказание по которым предусматривает статья 211 УК РФ, необходимо правильно понимать следующие определения:

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 394-37-20

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 305-28-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 550-93-75

  • Водное транспортное средство. Объект перемещения людей и грузов по различным водоемам, рекам, морям, океанам. Приводиться в движение вводный транспорт может различными вариантами тяги.
  • Воздушное транспортное средство. Самолет, вертолет и другие средства перемещения людей и грузов с помощью специальных двигателей, потоков газа и воздуха.
  • Угон. Получение контроля с применением насильственных методов или без них над различными средствами передвижения, которые находятся на стоянке или следуют по установленному маршруту. После угона транспортное средство меняет свой первоначальный маршрут на тот, который необходим злоумышленнику.
  • Захват. С применением насилия или без него, злоумышленник завладевает средством передвижения, находящегося на стоянке или во время следования по маршруту. По статистике за последние несколько лет фактов хищения воздушных или водных средств передвижения зафиксировано не было. Максимальное количество случаев угона самолетов в РФ, было зафиксировано в 1994 году – их было 5.

Классификация и разновидности

Преступления, описанные в статье 211 УК, подразделяют на следующие виды:

  • Незаконное деяние совершено единолично.
  • Процесс организации и реализации преступления осуществлялся группой лиц.
  • При совершении захвата водного или воздушного транспорта одним человеком или группой лиц, был нанесен тяжкий вред здоровью или причинена смерть.
  • Различные виды деяний, касающиеся террористической деятельности.

Состав преступного деяния

При совершении преступления, связанного с угоном воздушного и водного транспорта, в качестве объекта преступления выступает общественная безопасность. В качестве предмета совершенного деяния, выступают различные виды транспорта:

  • Водный.
  • Воздушный.
  • Железнодорожный.

Перечисленные ниже действия определяют объективную сторону незаконного поступка:

  • Угон транспортного средства.
  • Захват транспортного средства для дальнейшего угона.

Преступления подобного характера определяет формальный состав. Со времени угона или захвата судна признается факт свершения незаконного деяния. Прямой умысел характеризует субъективную сторону захвата воздушного или морского судна. Злоумышленник понимает, что производит захват судна и хочет это сделать. К одному из основных признаков захвата относится цель по угону судна.

Особенности уголовно-правовой характеристики

В смысл уголовно-правовой характеристики включают суть осуществленного преступного деяния и сопутствующие преступлению особенности и нюансы.

Отличительной чертой от других преступлений является субъект незаконного деяния при захвате воздушного или водного транспорта. В подавляющем большинстве случаев подобные деяния осуществляются террористами и пиратами.

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: