Учет топлива в бухгалтерском учете

Содержание
  1. Оптовая и розничная продажа топлива: налоговый учет, бухгалтерские проводки
  2. Первичка и не только
  3. Как учитываются ГСМ?
  4. Налоговый учет и отчетность
  5. Инвентаризация – головная боль бухгалтера
  6. Как минимизировать риски?
  7. Особенности учета ГСМ на предприятии в 2021 году
  8. Понятие ГСМ
  9. Порядок списания горюче-смазочных материалов
  10. Расчет нормы расхода топлива
  11. Бухучет ГСМ и проводки
  12. Практические советы по учету и списанию ГСМ
  13. Бухгалтерский учет
  14. Налоговый учет
  15. Как рассчитать собственный норматив
  16. Как провести инвентаризацию ГСМ
  17. Системы спутниковой навигации
  18. Как учесть топливо, полученное вместе с автомобилем
  19. Как учесть топливо в баке проданного автомобиля
  20. Гсм в баке арендованной машины
  21. Бухучет ГСМ по топливным картам: возмещение расходов
  22. Учет ГСМ по топливным картам (бензин) в 2021 году — бухгалтерский по топливным картам, как вести, в НКО
  23. Основные моменты
  24. Определения
  25. С какой целью ведется
  26. Правовая база
  27. Бухгалтерский учет ГСМ по топливным картам
  28. Какими проводками отображается
  29. Документальное оформление
  30. Возникающие нюансы
  31. В НКО
  32. Бюджетном учреждении
  33. Как правильно оформить списание ГСМ по топливным картам
  34. Документальное сопровождение
  35. ГСМ при учете налогов
  36. Учет топливных карт: разбираем основы
  37. Как оформить
  38. Рекомендации по учету
  39. Топливные карты в бухучете
  40. Бухучет трат на топливо
  41. Проводки по ТК для бюджетников
  42. Законодательное обоснование

Оптовая и розничная продажа топлива: налоговый учет, бухгалтерские проводки

Учет топлива в бухгалтерском учете

05 Июнь 2021

Реализация нефтепродуктов, топлива – специфический вид торговой деятельности. И не важно, опт это, розница или смешанная торговля. Каждый вид деятельности имеет свои особенности. Учет торговли нефтепродуктами осуществляется в соответствии с действующими ПБУ, а также Правилами технической эксплуатации АЗС.

Первичка и не только

Особое внимание бухгалтеру автозаправочной станции следует обратить на документооборот. В сфере транспортировки, реализации нефтепродуктов он довольно специфичен. Доставляются ГСМ на объекты преимущественно автотранспортом. На учет они принимаются по факту закачки в резервуары.

Основным документом приема-передачи является товарно-транспортная накладная. На документе при приеме топлива обязательно ставится соответствующая отметка. Если обнаружены расхождения в количественных показателях, составляется акт. Отметка на ТТН ставится и в этом случае.

Но она содержит информацию о недостаче.

По количественному принципу принимается к учету и штучный товар. Речь идет о маслах, вспомогательных жидкостях в небольших емкостях. Количественные показатели проверяются по накладным, соответствующие записи делаются в книге учета движения расфасованного товара. По каждой товарной группе учет ведется отдельно.

С разными документами бухгалтеру АЗС приходится работать при осуществлении компанией оптовой, розничной торговли. В первом случае имеют место договоры поставок, отгрузок, топливные карты, накладные, счета-фактуры. При розничной продаже оформляются чеки, в которых указываются данные об отгрузке.

Как учитываются ГСМ?

Учет нефтепродуктов на автозаправочной станции ведется по общим правилам, но с некоторыми нюансами. Последние касаются единиц объема. Принимается (закупается) товар в килограммах, отпускается (реализуется) – в литрах. Для учета в единицах объема бухгалтером задействуется счет 41.

При реализации нефтепродуктов к единице товара добавляется регламентированная торговая наценка. Для ее учета используется счет 42.

При несовпадении номенклатурных единиц отпуска и поставки учет ведется по обеим единицам одновременно. Часто такая схема применяется в отношении моторного масла.

Рассмотрим оприходование нефтепродуктов на АЗС на примере. Компания продает ГСМ в розницу. Согласно учетной политике, учет ведется по цене реализации с наценкой 20%. Бухгалтер делает в учете следующие записи:

  • Дт 41 Кт 60 – поставка нефтепродуктов.
  • Дт 19 Кт 60 – вычет по НДС.
  • Дт 60 Кт 51 – оплата поставщику.
  • Дт 41 Кт 42 – торговая наценка.

Важный момент: под воздействием температуры, других условий и сроков хранения нефтепродукты могут менять объем. Нормы естественной убыли обязательно учитываются. В практической плоскости это означает сторнирование суммы торговой наценки и первоначальной стоимости ГСМ на величину утраченной продукции.

Налоговый учет и отчетность

Поставщик нефтепродуктов, согласно действующему законодательству, может применять общую систему налогообложения и упрощенную. Последняя имеет ряд ограничений. Недоступна УСН производителям подакцизных товаров.

Если компания изготавливает топливный продукт и реализует его через собственную сеть автозаправок, она может применять только ОСНО. То же самое касается организаций, которым необходимо работать без ограничений по получаемому доходу, количеству наемных работников, величине остатка основных средств.

УСН остается доступной при прочих ограничениях, указанных в НК РФ, только продавцам подакцизной продукции.

Система налогообложения определяет формат, объемы учета и состав отчетности. При УСН не уплачиваются имущественный налог (за редким исключением) и НДС. Соответственно, декларации по ним в ИФНС не сдаются. Общая система предусматривает полноценный налоговый учет с отражением всех налогов в порядке, предусмотренном действующим законодательством.

АЗС-упрощенцы и пользователи ОСНО обязаны отчитываться по исчисленным и уплаченным страховым взносам. Если бизнес ведется индивидуальным предпринимателем, возникает обязанность платить взносы не только за сотрудников, но и за себя.

Если поставщик топлива платит акцизы, крайне важным является правильный расчет их величины. Сложности могут возникнуть с применением ставок (комбинированной, адвалорной и фиксированной). Суммой налога является произведение базы и ставки. В случае с учетом подакцизных товаров бухгалтером делаются проводки:

  • Дт 41 Кт 20(25, 26) – отражение формирования стоимости нефтепродуктов.
  • Дт 41 Кт 42 – начисление торговой наценки.
  • Дт 41 Кт 68 – учет стоимости акцизов.
  • Дт 68 Кт 51 – отражение перечисления акциза в бюджет после реализации топлива.

Отдельно стоит отметить необходимость отчитываться по акцизам. Декларации подаются в контролирующую структуру ежемесячно.

Инвентаризация – головная боль бухгалтера

Везде, где имеются ТМЦ, есть место инвентаризации. Ее проведение на автозаправочной станции – мероприятие плановое. По закону считать остатки необходимо минимум раз в месяц. В ряде случаев могут проводиться внеплановые инвентаризации.

Это происходит при смене материально-ответственных лиц, выявлении недостач или при наступлении форс-мажорных обстоятельств. Проведению инвентаризации предшествует издание соответствующего распоряжения.

Документ формы 29-НП регистрируется в книге учета.

Инвентаризация в секторе продажи нефтепродуктов имеет ряд особенностей. Прежде всего они касаются объектов проверки. Проверяются на заправке все ГСМ (в мелкой таре, бочках, резервуарах и т.п.).

При сверке количества товара учитывается естественная убыль. Также контролируется количество и номинал талонов, проверяются кассовые операции.

Результат инвентаризации оформляют описью, сличительной ведомостью и актом.

Как минимизировать риски?

От ошибок, как известно, не застрахован никто. Но они могут обойтись налогоплательщику очень дорого. Производители и продавцы подакцизных товаров находятся под особым контролем ФНС.

Единственный способ минимизации рисков применения в отношении АЗС штрафных санкций – организация грамотного, профессионального учета. Использовать для этого можно любую из доступных схем.

Первая предусматривает подбор профильного персонала, принятие бухгалтеров в штат. Схема затратна, если учитывать необходимость организации рабочих мест.

Увеличивают бюджет первичные, а затем текущие расходы на обеспечение эффективной работы специалистов.

Второй вариант – передача всех бухгалтерских функций сторонней организации. Эту схему активно используют сетевые заправки. Сотрудничество с юридическим лицом – рациональный, выгодный ход.

Он позволяет не только минимизировать актуальные риски, но и существенно снизить издержки. Дополнительно к комплексному бухгалтерскому сопровождению исполнитель может предложить налоговое консультирование.

Вопрос снижения нагрузки актуален для любой организации, будь то небольшая частная заправка или крупное производственно-торговое предприятие.

Теги данной публикации: бухучетторговля

Источник: https://xn--80abgj3a5ames.xn--p1ai/press-center/stati/optovaya-i-roznichnaya-prodazha-topliva-nalogovyy-uchet-bukhgalterskie-provodki/

Особенности учета ГСМ на предприятии в 2021 году

Учет топлива в бухгалтерском учете

> бухучет > Особенности учета ГСМ на предприятии в 2021 году

Использование любого вида транспорта на предприятии неразрывно связано с учетом ГСМ. В статье разберемся с особенностями учета горюче-смазочных материалов. Что такое нормы расхода ГСМ, как их рассчитать, как списать ГСМ в расходы предприятия, как происходит бухгалтерский учет списания топлива и какие проводки выполняются? На все эти вопросы постараемся ответить в статье ниже.

Учет ГСМ на предприятии и расчет нормы его расхода обычно вызывает массу вопросов у бухгалтеров. Правильное списание расходов на эксплуатацию и обслуживание транспортных средств очень важно, ведь эти расходы уменьшают базу для исчисления налога на прибыль.

Прежде всего, нужно помнить, что расходы на горюче-смазочные материалы должны быть правильно рассчитаны, документально подтверждены и экономически обоснованны. Это очень важный момент, ведь только при соблюдении трех вышеуказанных условий затраты на ГСМ можно списать в расходы организации.

Вы должны быть готовы к тому, что при любой проверке налогового органа вы сможете обосновать необходимость таких затрат, сможете предъявить все подтверждающие документы.

В организации должен быть оформлен приказ о списании ГСМ и топлива.

Понятие ГСМ

Начнем с того, что разберем само понятие «ГСМ», что оно в себя включает.

Расшифровка ГСМ – «горюче-смазочные материалы». Из названия понятно, что сюда входит не только топливо, но и сопутствующие материалы, необходимые для нормального функционирования транспортного средства.

К ГСМ относится:

  • Все виды топлива (газ, дизель, бензин);
  • Смазочные материалы (масла, смазки, применяемые в процессе ремонта, обслуживания и эксплуатации транспорта);
  • Тормозные, охлаждающие жидкости.

Порядок списания горюче-смазочных материалов

Горюче-смазочные материалы списываются в расходы на основании, так называемых, нормативов. Что это за нормативы и откуда их брать?

Прежде всего, нужно отметить, что существуют нормативы списания ГСМ, установленные Минтрансом России. Но использование этих норм не обязательно, Налоговый кодекс РФ допускает разработать собственные нормы расходования ГСМ и использовать их для списания.

С утвержденными Минтрансом нормами все понятно, берете установленный норматив на списание топлива и прочих сопутствующих материалов для вашего вида транспорта и списываете.

Если же вы хотите разработать свои нормы, то читайте ниже.

Расчет нормы расхода топлива

Расчет нормы списания ГСМ можно провести двумя способами:

  1. Воспользоваться имеющейся к транспортному средству технической документации, на основании которой разработать нормы использования топлива и смазочных материалов в зависимости от сезонности, времени года (так зимний расход топлива значительно превышает летний), также важно учесть и загруженность дорог.
  2. Установить нормы на основании анализа фактического использования транспорта и проведения замеров. Этот способ используется значительного чаще первого, поэтому разберем его более подробно.

Как правильно произвести замеры расхода топлива?

Первым шагом будет создание комиссии для контроля правильных замеров.

Замеры использования топлива проводятся следующим образом: пустой бак транспорта по максимуму заполняется топливом, отмечается количество залитого топлива, записываются данные спидометра. После этого транспорт используется в обычном режиме до тех пор, пока топливный бак не опустеет, после чего опять записываются данные спидометра.

Путем вычитания из последнего показания спидометра начального получается пробег автомобиля – количество километров, которые транспорту удалось проехать на полном баке топлива. Теперь рассчитывается расход топлива на 1 км, для чего делится объем залитого топлива на расстояние, которое проехал автомобиль на этом топливе.

Это и будет нормой расхода топлива.

Так как условия использования транспортного средства могут значительно отличаться, то необходимо провести замеры в различных условиях. При проведении замеров расхода ГСМ нужно учесть:

  • время года (провести замеры в холодное и теплое время года);
  • загруженность транспорта;
  • насколько затруднено движение по дорогам (наличие дорожных пробок);
  • простои автомобиля с включенным двигателем.

Проведя замеры в различных условиях, получаются несколько нормативов, которыми и следует руководствоваться в процессе списания топлива в расходы.

Кроме этого, предприятие может пойти и несколько иным путем: провести замеры для стандартной ситуации, а для различных отклонений условий эксплуатации от нормы разработать поправочные коэффициенты.

Полученные результаты нужно утвердить актом, который подписывают члены созданной ранее комиссии.

Определяя и устанавливая для себя нормы и лимита использования ГСМ, нужно помнить, что полученные величины должны быть обоснованны экономически, не завышены. Не стоит искусственно завышать нормативы потребления, ведь у Налоговой инспекции могут возникнуть не очень приятные для вас вопросы.

Расчет нормы расхода ГСМ разобрали, теперь рассмотрим, как происходит бухгалтерский учет ГСМ на предприятии, какие проводки необходимо выполнять в процессе эксплуатации.

Скачать акт контрольного замера расхода топлива.

Бухучет ГСМ и проводки

Горюче-смазочные материалы в бухгалтерии списываются либо в расходы на продажу (для торговых организаций), либо на себестоимость продукции (для производственных организаций).

Таким образом, счет бухгалтерского учета, на которые следует относить затраты на ГСМ – это 44 или 20 (23, 26). Дебет этих счетов корреспондирует с кредитом счета учета материалов (счет 10), на котором для учета топлива и смазочных материалов открыт отдельный субсчет.

Проводка по списанию ГСМ:

Д20, 23, 26 (44) К10.3 – списана стоимость использованных ГСМ в расходы предприятия.

20-й счет используется в том случае, если транспорт эксплуатируется на рабочие нужды, например, доставка товара клиентам.

23-й счет, как правило, применяется крупными предприятиями, имеющими большее количество транспортных средств.

На 26-й счет списываются ГСМ по транспорту, используемому в служебных целях.

Логично было бы выполнить проводку по списанию ГСМ на величину истраченного фактически топлива, но, как правило, очень сложно определить точное количество используемого топлива, поэтому и списываются горюче-смазочные материалы по установленным нормам.

Принимаются ГСМ к учету в бухгалтерском учете на 10-й счет.

Приобретаются материалы, как правило, за наличные или безналичный расчет.

В первом случае наличные деньги даются водителю под отчет, после закупа необходимых ГСМ водитель отчитывается по истраченной сумме с помощью авансового отчета.

Оставшиеся у водителя деньги сдаются в кассу предприятия. При покупке материалов за безналичный расчет, происходит списание безналичных денежных средств с расчетного счета предприятия.

Проводки при этом выглядят следующим образом:

  • Д71 К50 – выданы наличные деньги под отчет.
  • Д10.3 К71 – приняты к учету материалы, купленные за наличный расчет.
  • Д60 К51 – перечислена оплата поставщику.
  • Д10.3 К60 – приняты к учету материалы, купленные за безналичный расчет.
  • Д19 К60 – выделен НДС по приобретенным материалам (если выделяется).

Любая проводка выполняется только на основании оправдательного документа.

Проводка по списанию ГСМ выполняется на основании путевого листа и акта на списания ГСМ. Путевой лист можно использовать для списания топлива в расходы, а акт – для списания прочих смазочных материалов.

Образцы путевого листа:

  • легкового автомобиля;
  • грузового автомобиля.

Проводка по принятию ГСМ к учету выполняется на основании авансового отчета и документа, подтверждающего факт оплаты, например, чек (при наличном расчете) или накладная, счет-фактура и документы, подтверждающие оплату (при безналичном расчете).

Помимо вышеуказанного, учет ГСМ на предприятии включает в себя также проведения периодической инвентаризации (ежедневно, еженедельно, ежемесячно – по усмотрению самой организации).

Для того, чтобы сверить остатки топлива с учетными данными, можно пойти двумя путями.

В бак автомобиля долить бензин или другое используемое топлива до полного бака, далее от объема полного бака отнять долитый объем, после чего полученное значение сверить с данными счета 10.3.

Слить из бака остатки топлива, измерить их количество и сверить с учетными данными на 10-м счете.

Оцените качество статьи. Мы хотим стать лучше для вас:

Источник: https://buhland.ru/osobennosti-ucheta-gsm-na-predpriyatii/

Практические советы по учету и списанию ГСМ

Учет топлива в бухгалтерском учете

Организации, использующие собственные или арендованные автомобили, ведут учет поступления и расхода ГСМ. Существуют нормы, которых следует придерживаться при списании топлива.

Как показывает практика, бухгалтеры не всегда четко представляют себе, как правильно применить эти нормы. В частности, путаются, как надо списывать бензин: по количеству фактически израсходованных литров или по нормативу.

Ответ на этот вопрос мы начнем с замечания: следует обращать внимание, что назначения нормативов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают.

Бесплатно вести бухгалтерский и налоговый учет в веб‑сервисе

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете ГСМ нужно списывать по факту. Но сложность в том, что в автомобиле нет устройства, которое фиксировало бы количество бензина в баке. Соответственно, очень сложно «на глаз» определить, сколько топлива ушло на ту или иную поездку. Поэтому чаще всего фактический расход топлива рассчитывают как количество километров по спидометру, умноженное на некий норматив.

Налоговый учет

Применение норматива в налоговом учете — вопрос неоднозначный.

Еще несколько лет назад чиновники утверждали, что при списании ГСМ в расходы организации должны придерживаться лимитов, утвержденных Методическими рекомендациями, введенными в действие распоряжением Минтранса России от 14.03.08 № АМ-23-р. Об этом неоднократно напоминали специалисты Минфина России (см.

, например, письмо Минфина России и от 17.11.11 № 03-11-11/288). Также представители этого ведомства настаивали: если организация использует машину, для которой норматив не утвержден, необходимо разработать свой лимит и использовать его для списания ГСМ в затраты (письмо от 10.06.11 № 03-03-06/4/67).

 

Однако в Налоговом кодексе подобное правло отсутствует. Поэтому многие компании не придерживались никаких норм, и уменьшали налогооблагаемую базу на полную стоимость израсходованного бензина. Такой подход поддерживали судьи (определение ВАС РФ от 14.08.08 № 9586/08, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.01.09 № Ф04-7730/2008(17508-А03-46)).

Позже чиновники согласились, что применять установленные нормы хоть и желательно, но не обязательно (см., например, письмо Минфина Россииот 27.01.14 № 03-03-06/1/2875; «Налогоплательщики не обязаны нормировать затраты на бензин для служебного транспорта»).

  Таким образом, на сегодняшний день компании могут беспрепятственно учитывать топливо не по нормативам, а исходя из фактического расхода. Единственное, чего делать не следует, так это игнорировать лимиты, разработанные самой же организацией.

Судьи считают, что раз компания утвердила норматив, она обязана им руководствоваться, в противном случае ее ждет штраф (постановление АС Северо-Кавказского округа от 25.09.15 № А53-24671/2014).

Добавим, что налогоплательщикам, которые все же решили применять норматив (утвержденный Минтрансом или самостоятельно разработанный) для целей налогового учета, допустимо применять этот же норматив и в бухгалтерском учете. Другими словами, использовать одно и то же значение лимита при подсчетах израсходованного бензина и при уменьшении налогооблагаемой базы.

Как рассчитать собственный норматив

Если для машины нет утвержденного Минтрансом лимита, либо организация решила использовать другое значение, она вправе рассчитать собственный лимит. Как правило, в такой ситуации компании действуют одним из двух способов.

Первый способ — позаимствовать информацию о расходовании топлива из технической документации на автомобиль. Такой подход соответствует позиции Минтранса России (см. «Изменились правила определения норм расхода ГСМ для легковых автомобилей»).

Второй способ — создать комиссию и произвести замеры. Для этого в пустой бак машины нужно залить определенное количество бензина, например, 100 литров. Затем авто должно ездить до тех пор, пока бак не станет абсолютно пустым.

Исходя из показаний спидометра, надо определить, сколько километров понадобилось для полного опустошения бака. Наконец, количество литров нужно разделить на количество километров. В итоге получится цифра, показывающая, сколько бензина расходует машина при проезде одного километра.

Этот показатель следует зафиксировать в акте и поставить подписи всех участников комиссии.

Поскольку расход топлива зависит от условий поездки, лучше произвести контрольные замеры «на все случаи жизни»: отдельно — для груженого и порожнего авто, отдельно — для летних и зимних поездок, отдельно — для простоя со включенным двигателем и т д. Все полученные результаты следует отразить в акте, составленном и подписанном комиссией.

Есть и более простой вариант: утвердить один базовый норматив (например, для летнего периода) и повышающие коэффициенты: для зимних поездок, для поездок по перегруженным трассам и пр.

Как провести инвентаризацию ГСМ

Так как списание по нормативу подразумевает погрешности, организация должна периодически сверять данные, отраженные в бухучете, и фактические остатки. Проводить такую сверку можно раз в неделю, в месяц или в квартал. Некоторые компании делают ее ежедневно.

Для определения фактического остатка используют разные методы. Самый простой — это вылить из бака бензин в мерную емкость и узнать объем. Однако организации редко прибегают к такому способу.

Более распространен другой метод. Суть его в заключается в следующем. Сначала надо полностью наполнить бак. Затем нужно посмотреть в технической документации, чему равен объем бака.

А также посмотреть по чеку автозаправочной станции, сколько топлива было залито в бак. Если от объема бака отнять объем залитого бензина, получим остаток, который находился в баке до начала заправки.

Эту цифру необходимо сверить с той, что значилась по данным бухучета на то же число.

Существуют и другие способы — например, при помощи специального щупа с нанесенной шкалой. Однако ни один из методов, кроме опустошения бака, не исключает погрешностей.

Бесплатно получить демо-версию сервиса «Путевые листы и ГСМ»

Системы спутниковой навигации

Сейчас все большей популярностью пользуются так называемые спутниковые системы слежения (другое название — системы спутниковой навигации).

Они позволяют точно установить, когда и сколько километров проехала машина и сколько бензина потратила.

В связи с этим компания, которая приобрела такую систему, может списать фактически израсходованные ГСМ без использования нормативов. Необходимость в инвентаризации тоже пропадает.

Чтобы отразить в учете переход на использование спутниковой системы для учета ГСМ, нужно издать приказ, который отменяет ранее используемые нормативы расхода топлива. В этом же документе закрепить новый способ учета топлива — на основании данных системы. Важно, чтобы дата приказа совпадала с датой, когда система введена в эксплуатацию.

Далее понадобится распечатка из системы, где показан расход бензина по каждому рейсу. Бухгалтер подколет эти распечатки к путевым листам, и на основании этих документов спишет ГСМ. Кстати, против такого метода не возражает и Минфин России (письмо от 16.06.11 № 03-03-06/1/354).

Как учесть топливо, полученное вместе с автомобилем

Как правило, при покупке авто новый владелец получает не только саму машину, но и некоторое количество бензина в баке. Если это прописано в договоре купли-продажи, бухгалтер сможет без проблем оприходовать ГСМ.

Но чаще топливо в договоре не упоминается. Как поступить в этом случае? На практике применяют различные подходы.

Если бензина не очень много, то его попросту не учитывают, а отсчет поступления и списания ГСМ начинают с первой заправки.

Если бак практически полон, топливо учитывают. Сначала определяют объем, используя те же методы, что и при инвентаризации. Затем оформляют либо безвозмездное получение, либо выявление излишков.

В случае безвозмездного получения стоимость топлива проводят по дебету счета 10 и кредиту счета 98 «Доходы будущих периодов». Впоследствии, при списании, делают проводки по дебету «затратного» счета (20, 26 или 44) и кредиту счета 10 «Материалы», а также по дебету счета 98 и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы».

В налоговом учете безвозмездно полученные ГСМ — это налогооблагаемые доходы (подп. 8 ст. 250 НК РФ).

Если организация показывает излишки, выявленные при инвентаризации, то в бухгалтерском учете их следует включить в доходы и провести по дебету счета 10 и кредиту счета 91. В налоговом учете также необходимо сформировать доходы на основании подпункта 20 статьи 250 НК РФ.

Как учесть топливо в баке проданного автомобиля

Возможна и обратная ситуация, когда организация продает авто, а вместе с ним и топливо в баке. Здесь лучше всего внести в договор купли-продажи отдельный пункт, где указать объем и цену бензина. Это даст возможность показать реализацию ГСМ отдельно от реализации машины. С юридической точки зрения все будет корректно, ведь никакой лицензии для продажи топлива не требуется.

При отсутствии специального пункта в договоре выбытие бензина надо провести по дебету счета 91 и кредиту счета 10. В налоговом учете подобные расходы отражать нельзя, поскольку стоимость безвозмездно переданного имущества не уменьшает облагаемый доход (под. 16 ст. 270 НК РФ).

Гсм в баке арендованной машины

При передаче автомобиля в аренду топливный бак также бывает полностью или частично наполнен. Тут, как и в ситуации с куплей-продажей, предстоит разобраться, как учесть такой бензин.

Иногда организации просто договариваются, что арендодатель передает определенное количество топлива, а арендатор по окончании срока аренды обязуется вернуть такое же количество вместе с машиной. При этом право собственности на ГСМ остается за арендодателем, и передача топлива в учете не отражается.

Но такой вариант не совсем корректен для арендатора, ведь фактически он использует полученный бензин и, как следствие, должен сделать определенные записи в учетных регистрах. По этой причине большинство компаний все же показывают передачу ГСМ от арендодателя арендатору.

Как отразить такую передачу? Самый распространенный вариант — это реализация. Сначала арендодатель продает топливо арендатору, а после окончания срока договора арендатор продает такое же количество арендодателю.

Другой вариант — это товарный заем. Здесь арендодатель выступает в роли заимодавца, а арендатор — в роли заемщика. Оба варианта вполне законны, и бухгалтеру остается выбрать тот, что наиболее удобен в конкретной ситуации.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2012/4/5884

Бухучет ГСМ по топливным картам: возмещение расходов

Учет топлива в бухгалтерском учете

Горюче-смазочные расходы — это трата финансов компании на оплату топлива для транспорта или другой техники, которая требует использования горючих ресурсов. В ГСМ входит не только закупка топливных материалов, но и все вычеты и траты на обслуживание автомобилей и оборудования (мойка, техобслуживание и др.).

Необходимые сборы и периодичные налоги также оплачиваются со счёта ГСМ. Очень важно иметь правильную документацию при ведении бухгалтерского учёта ГСМ, ведь это прямо влияет на уровень налогов компании.

Если предоставить налоговой документ о расходах на топливо, то фактическая прибыль будет уменьшена, и сумма налога, соответственно, упадёт.

Учет ГСМ по топливным картам (бензин) в 2021 году — бухгалтерский по топливным картам, как вести, в НКО

Что такое горюче-смазочные материалы. Как вести учет ГСМ по топливным картам (бензин) в 2021 году. Что такое топливные карты. Особенности учета ГСМ в НКО и бюджетных организациях

Работа любого предприятия состоит из множества процессов,каждый из которого в результате приводит к получению прибыли.

В них могут быть задействованы средства, которые прямо или косвенно относятся к производственному процессу, оказанию услуг и выполнению работ. Но иногда возникает вопрос, как правильно их учитывать.

Основные моменты

Вся работа предприятия предусматривает использование разнообразных ресурсов. Одним из них выступает бензин.

Цель его применения определяется родом деятельности предприятия. Он может относиться к производственным запасам или нет.

Если же бензин используется как средство обеспечения передвижения лица, имеющего определенное поручение, связанное с нуждами предприятия, то такие расходы учитываются, но не влияют на прибыль.

Он может применятся для заправки рабочего оборудования, такого как бензиновый триммер или пилка.

Но в случае, когда данные приборы являются средством получения прибыли, он относится к производственным затратам.

Как видите, данный вопрос содержит массу нюансов, в которых стоит более детально разобраться.

Определения

В данной статье будет использован ряд терминов, не относящихся к финансовой сфере, но имеющих непосредственное отношение к обсуждаемому вопросу. Рассмотрим их значение.

Топливная картаЭто технический расчетный инструмент, в который встроен процессор. Она дает право владельцу на получение топлива в количестве, которое было заранее оплачено
Горюче-смазочные материалы (ГСМ)Это нефтепродукты, которые используются в качестве топлива и смазки для транспорта или специального оборудования
БензинЭто бесцветная жидкость, относящаяся к ГСМ, получаемая путем переработки нефти

С какой целью ведется

Горюче-смазочные материалы, в частности бензин,являются материалами, без которых сложно сегодня представить работу любого предприятия.

В зависимости от того, с какой целью используется материал, его можно отнести к производственным, что позволит уменьшить налоговую базу, увеличить себестоимость продукции и правильно высчитать окончательную цену товара, поставляемого предприятием своим потребителям.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что учет ГСМ, как и других материалов, ведется с целью правильного расчета финансовых результатов, осуществления финансового планирования, а также расчетов с бюджетом в виде налоговых платежей.

Правовая база

При работе с учетом горюче смазочных материалов по топливным картам используется следующая нормативная база:

Также для ведения учета используются правила бухгалтерского учета и план счетов.

Бухгалтерский учет ГСМ по топливным картам

Определение топливной карты мы уже давали в одном из предыдущих пунктов. Рассмотрим какие бывают их виды.

Их различают по наличию ограничений:

ЛимитированныеУстановлено определенное количество средств, которые необходимо использовать за определенный период
Не лимитированныеПользование средствами, внесенными на карту.Не ограничено их величиной и временем применения

Еще одним методом классификации является учетная единица. По этому признаку различают:

ЛитровыеЭто карта, которая выдается на заранее оплаченный объем топлива
ДенежнаяНа карте содержится денежная сумма, из которой в последствии ведется вычет при оплате материалов

Использование топливных карт – удобный и выгодный способ расчета. Поэтому он часто используется юридическими лицами. При этом важно, чтобы на предприятии велся правильный учет средств.

Для этого используют план счетов, а также разработанная учетная политика, которая должна содержать информацию о:

  • стоимости ГСМ;
  • методе учета расходов на ГСМ;
  • о методах внесения карт на баланс предприятия;
  • создании специального учетного журнала;
  • наименование места хранения ГСМ.

Для учета используются специальные листы.

Какими проводками отображается

Учет топливных карточек ГСМ ведется на основании договора на поставку топлива или товарной накладной.

Для этого используется счет 10.6 – «Прочие материалы». Но прежде, чем сумма будет внесена на данный счет, необходимо провести ряд хозяйственных операций.

Рассмотрим более подробно, какие используются проводки для учета топливной карты:

ДебитКредитХозяйственная операция
6051Перечисление средств за изготовление карт
1060Отображение карты в составе товарно-материальных ценностей
1960Учет НДС
6819Принятие к вычету НДС
20, 26, 4410Списание стоимости карты на расходы

Карта для использования выдается водителю, который должен получать по ней назначенные ГСМ. Важно, что эта операция не подтверждается бухгалтерской проводкой.так как лицо не получает на руки денежные средства.

Какие операции проводятся до списания материалов на расходы, вы может просмотреть в таблице, представленной ниже:

ДебитКредитОперацияДокумент
60.251Перечисление поставщику оплаты за ГСМВыписка из банка
10.360.1Принятие к учету ГСМДоговор о поставке,товарная накладная,отчет
1960.1Учтен НДССчет фактура
6819Вычет НДССчет фактураКнига закупок
60.160.2Учет предоплатыБухгалтерская справка
20, 26, 4410.3Списание приобретения топлива, используемого по картеБухгалтерская справаПутевой лист

Документальное оформление

Учет и списание ГСМ по топливным картам должны подтверждаться документально. Он изготавливается предприятием, обеспечивающим поставку бензина.

Для его расчета используется счет-фактура, а для вычета – книга закупок. Все затраты, которые несет предприятие в связи с изготовлением карты, относятся к расходам, которые фиксирует бухгалтерская справка.

Как именно они применяются, вы можете увидеть в таблице, представленной в пункте выше.

Помимо бухгалтерского учета на предприятии в обязательном порядке ведется налоговый учет ГСМ и топливных карт. Предприятие, как потребитель, уплачивает НДС с такого товара как топливная карта.

Вычет производится в случае, если операции, для которых приобретена карта, облагаются НДС. Эта операция проводится после принятия карты на учет и получения счета-фактуры.

Топливо может быть внесено в расходные материалы и его стоимость уменьшит налогооблагаемую базу в случае, если оно применялось непосредственно с целью получения дохода, что подтверждено документально.

Возникающие нюансы

Представленный выше пример учета ГСМ используется для большинства коммерческих организаций и предприятий.

Но для отдельных видов организаций используется несколько другой учет. Рассмотрим это более подробно.

В НКО

В некоммерческих организациях не предусмотрено получение дохода. Поэтому учет они осуществляют несколько другими методами. НКО не оплачивает налог на прибыль, следовательно, не ведется налоговый учет.

: учет путевых листов и ГСМНо так как их расход не связан с производством, то использование бензина отражается на счете 26 – «общехозяйственные расходы». В остальном проводки имеют такой же вид, как и у коммерческих предприятий.

Бюджетном учреждении

Отдельным вопросом можно вынести учет топлива на государственных предприятиях, которые именуются как бюджетные организации. Для них используется другой план счетов.

Порядок учета ГСМ по топливным картам в бюджетном учреждении представлен ниже:

ДебитКредитОперация
12010551013020228301302022730120101610Отражение стоимости закупленных топливных карт
120822560120105610Отражение карт, выданных ответвленным лицам
110503340120822660Отображение стоимости материалов, аванс за которые проводился денежной картой
110503340120822660Отображение стоимости материалов, оплаченных картой литровой
140101222 140101272110503340Перенесение стоимости ГСМ на текущие расходы
110601310110503340Отражается сумма средств,используемых для ведения предприятием основной деятельности

Рассмотрев таблицу, можно сделать вывод, что учет ГСМ на бюджетных предприятиях значительно отличается от частных.

Горюче-смазочные материалы, а именно бензин, это одно из средств, которые чаще всего используется на предприятиях.

Поэтому важно правильно вести учет данного средства, для чего используется счет 10.3. «Топливо». К каким расходам относятся данные затраты, зависит от специфики предприятия.

Для упрощения расчетов с поставщиками ГСМ используется топливные карты. Они могут различаться между собой по учетным единицам и лимитированию. Их учет ведется на счету 10.6.

С сайта: http://jurist-protect.ru/uchet-gsm-po-toplivnym-kartam/

Как правильно оформить списание ГСМ по топливным картам

Топливные микропроцессорные карты (так называемые смарт-карты) — это удобный и надежный в эксплуатации способ расчетов за топливо, наиболее привлекательный для корпоративных клиентов.

Держателями карт являются в основном юридические лица. Эти карты позволяют проконтролировать, когда, сколько, на какую сумму, по какой цене, на какой АЗС, какой марки были приобретены ГСМ. В настоящее время у средних и крупных компаний возрастает спрос на этот вид карт.

Документальное сопровождение

Если транспорт лишен системы, то путевые листы подтвердят пробег, а справка от бухгалтерии покажет расход топлива.

Если в транспорте контролируется только пробег, то заверенные ответственным за эксплуатацию автомобиля бумажные отчеты из системы и бухгалтерская справка будут являться основанием для учета ГСМ.

При оснащении автомобиля системами контроля над пробегом и расходованием ГСМ хватит подписанных отчетов из системы ответственным лицом.

ГСМ при учете налогов

Налоговое законодательство не требует вести обязательное нормирование расходов ГСМ.

Если было принято решение в пользу нормирования, то, чтобы проводить в дальнейшем списание топлива в расходы, надо принять во внимание следующее:

  • При ОСНО весь потраченный объем ГСМ вносится в графу «Расходы» в последний рабочий день месяца (ст. 264 НК РФ). НДС, который указан в счете-фактуре поставщика, учитывается в вычете, когда отражена стоимость купленных ГСМ на дебиторском счете 10 «Материалы» (письмо Министерство финансов № 03-07-11/335).

Источник: http://buhvopros.com/gsm-rashody/

Учет топливных карт: разбираем основы

Учет топлива в бухгалтерском учете

Современный способ покупки горюче-смазочных материалов для эксплуатации транспорта — это приобретение ГСМ по топливным картам, выдаваемым водителям. Расчеты с поставщиком топлива обычным способом имеют ряд недостатков.

В бухучете возникают разрывы между фактическим поступлением и расходом топлива, между документацией, полученной от поставщика.

На помощь приходят топливные карты (ТК) — инструмент строгой отчетности, который позволяет обеспечить достоверный и подробный учет приобретения и отпуска ГСМ для эксплуатации транспортных средств организации.

Работа с ТК позволяет их владельцу получать топливо на специализированных заправках в тот момент, когда это необходимо, не дожидаясь оформления накладных, счетов, оплаты, чеков и прочей документации. При переходе на этот способ оплаты учет бензина по топливным картам в бухгалтерии можно выровнять до идеальных показателей.

Виды ТК различны.

  • лимитированные — доступный к отпуску бензин разрешено использовать только в установленном пределе, лимит выделяется на сутки или неделю;
  • нелимитированные, по ним ограничения нет, отпуск топлива производится по потребности.
  • денежные — на баланс платежного средства вносится определенная сумма, и в момент, когда происходит заправка ГСМ по топливным картам, его стоимость списывается по цене, актуальной на день совершения операции;
  • литровый — держатель ТК приобретает конкретный объем топлива, уплачивая сумму из расчета цены на день покупки, списание производится в литрах, без влияния динамики цен на ГСМ.
  • дебетовые ТК — их держатель сначала пополняет баланс, зачислив деньги или оплатив литры, и только потом производится очередной отпуск ГСМ;
  • кредитные ТК — отпуск топлива идет в кредит, то есть оплата производится по окончании расчетного периода. Такой вид ТК оформляется довольно редко, и отражение топливных карт в бухгалтерском учете вызывает вопросы.

Как оформить

Для получения ТК придется оформить заявку в поставляющую компанию, ее форма индивидуальна. Затем формируется договор с процессинговым центром доставки ГСМ (это главный пункт сбора информации обо всех карточных системах и терминалах заправочных станций). К договору отдельным приложением прикладывается перечень всех действующих пунктов заправки, на которых поддерживается работа с ТК.

За изготовление карточки предусмотрена отдельная плата. Возможен и бесплатный выпуск, если в договоре оговаривается возврат ТК, когда действие договора завершится.

Поставка топлива производится посредством его выборки в пунктах АЗС поставщика. Момент перехода прав на бензин — произведенная в перечисленных пунктах заправка транспортных средств.

Рекомендации по учету

Правила, как учитывать топливные карты в бухгалтерском и налоговом учете, затрагивают не столько порядок формирования бухгалтерских записей, сколько алгоритм работы.

Компании недостаточно лишь отразить в бухучете правильные проводки. Сначала локальными распорядительными документами закрепляется, на каком счете учитывать ТК, как учитывать бензин по ним и прочие важные моменты.

Разберемся, как это сделать правильно.

Топливные карты в бухучете

Необходимо определить порядок работы с ТК в организации и закрепить выбранный алгоритм в ее учетной политике. Недостаточно указать, на каком счете учитывать карты, необходимо раскрыть следующую информацию:

  1. Порядок формирования стоимости ГСМ, по которой приобретенное топливо приходуется в бухучете, а затем списывается.
  2. Нормы на списание горючего по ТК организации — при их определении учитывается категория транспортного средства и период эксплуатации (зима или лето).
  3. Метод учета и отнесения транспортно-заготовительных затрат по ГСМ.
  4. Особенности налогообложения затрат в пределах норм и сверх утвержденных лимитов, в состав каких расходов будут относиться затраты при налогообложении.
  5. Алгоритмы, как принимать к учету и списывать ТК. Необходимо обозначить причины, по которым ТК списывается.
  6. Правила выдачи ТК сотрудникам, документальное оформление этой процедуры.

Требуется обозначить материально ответственных лиц, использующих ТК в работе и обеспечивающих их сохранность, структурные подразделения, склады, за которыми будут закреплены ТК.

Но и это еще не все. В компании необходимо организовать документооборот для обеспечения полноты, достоверности и прозрачности учета топлива — придется утвердить соответствующие бланки. Путевой лист, журнал выдачи путевых листов, акт на списание ТК — образцы этих документов допустимо разработать самостоятельно или использовать унифицированные формы.

В дальнейшем в рамках заключенного договора потребуется систематически проводить сверки с поставляющей компанией, причем не только по общим показателям, но и в разрезе каждой выданной ТК, чтобы исключить нецелевое использование и факты хищений.

Бухучет трат на топливо

Нормативные требования определены и закреплены в учетной политике, рассмотрим проводки в бухгалтерском учете топливных карт и основы их составления. Обратите внимание, какими записями отражаются хозяйственные операции в организации:

Предоставление ТК во временное пользование на безвозмездной основе — ситуация довольно редкая. В большинстве случаев поставщики предпочитают получить плату непосредственно за выпуск карты и этом случае ее стоимость (без учета стоимости приобретенного топлива или внесенного на баланс аванса) отразите в составе материально-производственных затрат по фактической себестоимости.

В обычной практике стоимость ТК отражают на счете 10.6 «Прочие материалы» на основании полученной товарной накладной или договора поставки горюче-смазочных материалов по ТК.

Проводки:

Операция

Дебет

Кредит

Отражена оплата поставщику за изготовление топливной карточки

60

51

Карточка принята к учету в составе прочих материалов на основании товарной накладной

10.6

60

Учтен НДС по ТК

19

60

НДС принят к вычету

68

19

Стоимость карточки списана в расходы

20

26

44

10.6

Как выдать топливную карту сотруднику? Отражать выдачу ТК на счете 71 бухучета некорректно — работник не получил денег. Топливные карты отнесены к бланкам строгой отчетности, так что допустимо учитывать их на соответствующих забалансовых счетах. Как организуется учет топливных карт на забалансовом счете, следует закрепить в учетной политике.

При списании ТК подготовьте акт и сделайте соответствующую запись в бухучете по кредиту забалансового счета, на котором оприходована ТК. Причиной списания ТК являются: смена поставщика, моральное устаревание, физический износ или порча.

Учет горюче-смазочных материалов осуществляйте в отдельности от стоимости самих ТК. Сначала отражается предоплата, то есть пополнение баланса карточки. Дальнейшие операции проводятся на основании документации, полученной от поставщика по итогам расчетного периода, в обычной практике — ежемесячно.

Поставщик собирает информацию со всех точек карточных терминалов АЗС, проводит анализ и обобщение информации. Затем формирует отчетную документацию:

  • Итоговый отчет по топливным картам, к примеру, за месяц.
  • Товарную накладную.
  • Счет-фактуру.
  • Акт сверки взаиморасчетов.

Полученные документы требуется сверить с путевыми листами, чеками о заправке, индивидуальными учетными отчетами работника. Выявленные разногласия следует незамедлительно устранить, а затем оприходовать ГСМ на счет 10.3 «Топливо» на основании товарной накладной и отчета по операциям. Списание проводите на основании путевых листов.

Бухучет ГСМ по топливным картам

Операция

Дебет

Кредит

Перечислен аванс на баланс топливной карты

60.2

51

ГСМ приняты к учету на основании товарных накладных

10.3

60.1

Учтен НДС

19

60

НДС принят к вычету

68

19

Предоплата зачтена на основании акта сверки взаиморасчетов с поставщиком ГСМ

60.1

60.2

Горюче-смазочные материалы списаны на основании путевых листов

20

26

44

10.3

Проводки по ТК для бюджетников

Учреждения бюджетной сферы обязаны вести бухучет по особым нормам. Но как и коммерческим субъектам, им необходимо обозначить в учетной политике все ключевые его моменты в отношении ТК и ГСМ.

Как отражать в учете бюджетного учреждения такие операции:

  1. Куплена ТК на сумму 500 рублей.
  2. Перечислен аванс — 50 000 рублей.
  3. Заправки по карте — 7000 рублей.
Проводки сервисные услуги по топливным картам в бухучете бюджетных организаций

Операция

Дебет

Кредит

Сумма, рубли

Отражены расходы учреждения по изготовлению топливной карты

0 401 20 226

0 109 ХХ 226

0 302 26 730

500,00

Произведена оплата за изготовление ТК

0 302 26 830

0 201 11 610

Одновременно по забалансу

По кредиту счета 18

500,00

Топливная карта принята к учету на забаланс

03

1,00

Перечислен аванс поставщику ГСМ

0 206 34 560

0 201 11 610

Одновременно по забалансу

По кредиту счета 18

50 000,00

Учтен бензин, полученный водителем при заправке по топливной карте

0 105 33 340

0 302 34 730

7000,00

Списаны израсходованные ГСМ

0 401 20 272

0 109 ХХ 272

0 105 33 440

7000,00

Частично зачтен аванс в части полученного топлива по ТК

0 302 34 830

0 206 34 660

7000,00

Законодательное обоснование

Действующие законодательные нормы:

  1. Порядок оприходования ГСМ — п. 5 и 6 ПБУ 5/01.
  2. О переходе прав собственности на топливо — ст. 223 ГК РФ и ст. 458 ГК РФ.
  3. Вычет по НДС — п. 1 ст. 172 НК РФ.
  4. Нормы расхода горюче-смазочных материалов — Распоряжение Минтранса РФ №АМ-23-р от 14.03.2008.
  5. Необходимость документального подтверждения затрат на ГСМ — п. 1 ст. 9 закона №402-ФЗ и п. 1 ст. 252 НК РФ.

Источник: https://clubtk.ru/forms/bukhgalteriya-v-kadrakh/uchet-toplivnykh-kart-v-2021-godu-razbiraem-osnovy

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: