Трудящимся в районах крайнего севера и приравненных к ним территориях

Содержание
  1. Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – Все о кадрах
  2. Кому полагаются гарантии и компенсации?
  3. Районы Крайнего Севера
  4. Особенности заключения трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в «северные» районы
  5. Оплата труда «северян»
  6. Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера
  7. Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы
  8. – совершенствование межбюджетных отношений
  9. Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях
  10. Районы крайнего севера и приравненные к ним местности – перечень, гарантии и льготы – Дело
  11. Нормативное регулирование
  12. Оплата труда с районным коэффициентом
  13. Дополнительный отпуск
  14. Компенсация транспортных расходов
  15. Льготы в медобслуживании
  16. Отпуска и выходные для родителей
  17. Сокращенная рабочая неделя для женщин
  18. Северные жилищные субсидии
  19. Северные льготы при выходе на пенсию
  20. Какие льготы и компенсации положены жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий?
  21. Какие районы признаны районами Крайнего Севера, а какие районы приравнены к районам Крайнего Севера?
  22. Районы Крайнего Севера – перечень 2021 года:
  23. Актуальный список районов и городов Крайнего Севера РФ и их правовой статус
  24. Список районов Крайнего Севера
  25. Регионы и города, приравненные к районам Крайнего Севера
  26. Потребность в перечне
  27. Северный стаж для выхода на пенсию
  28. Пенсии на Крайнем Севере.Какие районы к нему относятся
  29. Преимущества северного стажа
  30. Как считается северный стаж работы
  31. Какой северный стаж нужен для пенсии женщинам
  32. Какой северный стаж нужен для пенсии мужчинам
  33. Если северный стаж меньше положенного
  34. Льготные категории северян
  35. Расчёт пенсий для северян
  36. Расчет стажа работающих «вахтовым» методом
  37. Правила расчёта стажа северян
  38. Пенсионные льготы для работников Крайнего Севера и приравненных к ним территорий
  39. Заключение

Особенности регулирования труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – Все о кадрах

Трудящимся в районах крайнего севера и приравненных к ним территориях

В суровых природно-климатических условиях Крайнего Севера требуется прилагать множество усилий как в процессе работы, так и в повседневной жизни.

С целью компенсации повышенных трудозатрат законодательством предусмотрены определенные гарантии и компенсации для лиц, трудящихся в таких районах, а также в приравненных к ним местностях.

О том, что это за гарантии, льготы и компенсации и в каком случае работодатель обязан их предоставлять работникам, расскажем в данной статье.

Основными нормативными актами, регламентирующими особенности труда и предоставление гарантий и компенсаций лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являются гл. 50 ТК РФ и Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (далее — Закон N 4520-1).

Кому полагаются гарантии и компенсации?

На основании ст. 1 Закона N 4520-1 гарантии и льготы предусмотрены для лиц, работающих по найму постоянно или временно в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности, и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.

Статьей 3 Закона N 4520-1 конкретизировано, что гарантии установлены для:

— работников организаций, финансируемых из федерального бюджета;

— лиц, обучающихся в высших учебных заведениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, финансируемых из федерального бюджета;

— граждан, относящихся к малочисленным народам Севера;

— граждан, получающих пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам за счет средств ФСС;

— неработающих пенсионеров;

— военнослужащих, уволенных по возрасту или в связи с сокращением ВС РФ.

При этом отмечено, что дополнительные гарантии и компенсации для северян могут устанавливаться (ст. 313 ТК РФ) работникам:

— организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ, — законами этих субъектов РФ;

— организаций, финансируемых из местных бюджетов, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

— иных организаций, не относящихся к бюджетной сфере, — работодателем (сверх государственных гарантий).

Районы Крайнего Севера

Первым делом необходимо разобраться, на какие местности распространяются гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Для этого обратимся к перечню районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденному Постановлением Совмина СССР от 10.11.1967 N 1029. Так, к районам Крайнего Севера отнесены:

— все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей;

— Мурманская, Иркутская, Магаданская, Камчатская, Тюменская области;

— Красноярский край, Республика Якутия;

— отдельные города и районы Республики Карелия, Хабаровского края, Архангельской, Сахалинской областей и Республики Тыва и другие районы.

В качестве примера местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, можно назвать Пермский край (некоторые районы), Томскую область (Александровский, Бакчарский, Верхнекетский районы), некоторые районы Иркутской, Читинской и Амурской областей и пр.

Особенности заключения трудового договора с лицами, привлекаемыми на работу в «северные» районы

Правила заключения трудового договора установлены гл. 10 и 11 ТК РФ. К «северянам» они применяются с некоторыми особенностями. Так, с лицами, поступающими на работу в организации, расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, ч.

 2 ст. 59 ТК РФ позволено заключать срочный трудовой договор, но только если это связано с переездом к месту работы. Так что если на работу принимается лицо, проживающее в «северных» районах, срочный трудовой договор по вышеназванному основанию заключить не получится.

Если гражданин привлекается к работам в «северных» районах из других областей, ст. 324 ТК РФ требует от работодателей проверить наличие у него медицинского заключения, выданного в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, об отсутствии противопоказаний для работы и проживания в данных районах и местностях.

Лицам, заключившим трудовые договоры о работе в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов РФ, на основании ст. 326 ТК РФ за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

— единовременное пособие в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с работником члена его семьи в размере половины его месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада);

— оплата проезда работника и членов его семьи в пределах территории России по фактическим расходам, а также провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;

— оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

Обратите внимание! Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в указанных районах и местностях.

Работнику организации, финансируемой из федерального бюджета, и членам его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с расторжением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, оплачивается стоимость проезда по фактическим расходам и стоимость провоза багажа из расчета не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозок железнодорожным транспортом.

Конкретный размер компенсации расходов, связанных с переездом, а также условия и порядок их выплаты определяются органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, в коллективных договорах, локальных нормативных актах и трудовых договорах.

Отметим, что гарантии, положенные работнику в связи с переездом для трудоустройства в организации, финансируемые из федерального бюджета, предоставляются только по основному месту работы.

Оплата труда «северян»

В соответствии со ст. 146 ТК РФ труд лиц, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями, оплачивается в повышенном размере. Кроме этого, ст.

 148 ТК РФ установлено, что оплата труда в таких местностях производится в порядке и размерах не ниже определенных законами и иными нормативными правовыми актами. Поэтому в ст.

 315 ТК РФ указано, что оплата труда лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы должны устанавливаться Правительством РФ, однако до настоящего времени такие акты не изданы. Поэтому на основании ст. 423 ТК РФ необходимо применять ранее изданные правовые акты федеральных органов государственной власти РФ или органов государственной власти бывшего СССР.

Источник: http://info-personal.ru/rezhim-raboty/osobennosti-regulirovaniya-truda-lic-rabotayushhix-v-rajonax-krajnego-severa-i-priravnennyx-k-nim-mestnostyax/

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера

Трудящимся в районах крайнего севера и приравненных к ним территориях

Состояние современного законодательства в сфере гарантий и компенсаций лицам, проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, вызывает огромное количество вопросов.

Прежде всего, это связано с очевидным для всех фактом – районы Крайнего Севера постепенно утрачивают свой особый статус. В этой связи представляет интерес анализ законодательства Российской Федерации в рассматриваемой сфере на предмет выявление причин и возможных последствий происходящих изменений.

Государство всегда признавало необходимость освоения и развития северных территорий. В целях привлечения на работу в данные регионы как можно большего количества людей еще в довоенный период были приняты ряд нормативных правовых актов, устанавливающих для них льготы.

На период ВОВ предоставление льгот было приостановлено, но уже с 1 августа 1945 года Указом Президиума Верховного Совета СССР «О льготах для лиц, работающих в районах Крайнего Севера» довоенные льготы стали предоставляться вновь: надбавки, обеспечение жильем, дополнительные отпуска, бронирование жилой площади и т.д.

Особая поддержка оказывалась гражданам, приезжающим на Север для работы по срочным трудовым договорам. Этот Указ действовал вплоть до 1960 года, когда был издан новый Указ Президиума ВС СССР от 10.02.1960 «Об упорядочении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Работникам, переводимым, направляемым или приглашаемым на работу в районы Крайнего Севера и в местности, приравненные к районам Крайнего Севера, из других местностей страны, при условии заключения ими трудовых договоров о работе в этих районах на срок пять лет, а на островах Северного Ледовитого океана – два года, предоставлять дополнительные льготы. Указом Президиума ВС СССР от 26.09.1967 № 1908-VII «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера» объем льгот с 1 января 1968 года был увеличен, а для приезжих работников, срок договоров, дающий право на получение льгот был снижен с пяти до трех лет. В те годы в СССР поездки «за длинным рублем» были достаточно популярны.

Данные меры позволяли активно осваивать районы Крайнего Севера: появились крупные города с развитой инфраструктурой, приспособленной для комфортного постоянного проживания граждан. Все больше людей выбирало постоянным местом жительства северные регионы. Рождались дети, строились детские сады и школы

В сложный период начала 90-х возникла необходимость не столько привлечения на работу в районы Крайнего Севера, сколько сохранение достигнутой численности работающего населения, которая начала стремительно сокращаться. В этих целях был принят Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях», определявший особый статус регионов Крайнего Севера и приравненных к нему местностей и связанный с ним перечень гарантий и компенсаций для граждан, выбравших местом жительства данные регионы.

Однако освоение районов Крайнего Севера требовало огромных средств. Концепция СССР в данной сфере была рассчитана на долговременные вложения, которые Российская Федерация, с учетом сложной финансово-экономической обстановки в стране, нестабильности, связанной с переходом на рыночные отношения, не могла себе позволить.

Повсеместные невыплаты заработной платы, закрывающиеся предприятия, развал отлаженного механизма снабжения продовольствием и товарами народного потребления, в совокупности с тяжелыми природно-климатическими условиями проживания, вынудили население бросать квартиры, которые фактически обесценились, и уезжать в другие регионы.

В целях стабилизации ситуации был принят Федеральный закон от 19.06.

96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации», который провозглашал «государственный протекционизм, направленный на создание на Севере для населения и значительной части отраслей хозяйства льготного режима развития». Однако ситуация оставалась, по-прежнему, стабильно тяжелой.

Кризис в экономике и социальной сфере северных районов Российской Федерации в этот период времени достиг критических размеров – Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в своем Постановлении от 15.05.

97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» констатировал, что «снижаются объемы производства, падает уровень жизни людей, закрываются предприятия, растет отток наиболее квалифицированных специалистов. Северные районы…

оказались в ситуации, когда большинство из них поставлено на грань выживания, а ряд районов находится уже за этой гранью».

Во многом это объяснялось тем, «что проводимая в Российской Федерации экономическая политика не учитывает специфику северных территорий, особенности формирования в них рыночных отношений», а также разрушением системы государственной поддержки экономического и социального развития северных регионов.

В сложившихся условиях было предложено два пути выхода из кризиса.

Концепция Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации была основана на продолжении ранее проводимой политики.

Он обращал внимание «на недопустимость сокращения государственной поддержки экономики и жизнеобеспечения северных районов России и необходимость учитывать в проводимой экономической политике специфику северных территорий и особенности их перехода к рыночным отношениям» (Постановление от 15.05.97 № 163-СФ «О критической ситуации в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях»). Такая позиция требовала огромных расходов.

– совершенствование межбюджетных отношений

Такая позиция существенно отличалась от положений принятого всего за год до упомянутого Постановления Федерального закона от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации».

 
В развитие данной концепции было принято Постановление Правительства от 07.03.

2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера», где отмечалось, что «сложившаяся система государственной поддержки вошла в противоречие с развивающимися экономическими и федеративными отношениями.

Она недостаточно учитывает произошедшие изменения в экономике России, продолжает сохранять многие черты старой административно-командной модели, в том числе…

архаичный характер предоставления северных гарантий и компенсаций и чрезмерно расширенный круг их получателей» и в этой связи необходимо «сформировать целостную систему компенсаций и гарантий, адекватную рыночным требованиям» (Постановление от 07.03.2000 № 198 «О Концепции государственной поддержки экономического и социального развития районов Севера»). Данная Концепция предусматривает реформирование системы государственной поддержки регионов Крайнего Севера вплоть до 2015 года.

Именно эта Концепция определила пути изменений законодательства Российской Федерации в сфере развития регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, а выбранные им приоритетные направления нашли отражение на законодательном уровне.

 
Реформирование системы государственной поддержки Севера началось в 2005 году с момента вступления в силу Федерального закона от 22.08.

2004 № 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ).

Измененный статьей 26 Федерального закона № 122-ФЗ порядок обеспечения жителей северных регионов гарантиями и компенсациями отражает новую концепцию государства в сфере предоставления гарантий и компенсаций лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях

Прежде всего, Федеральный закон от 19.06.96 № 78-ФЗ «Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации» признан полностью утратившим силу. Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» пока продолжает действовать, однако большинство его норм отменено, оставшаяся же часть воспроизводит положения Трудового кодекса Российской Федерации и иных нормативных правовых актов.

Закон Российской Федерации от 19.02.

93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (далее – Закон РФ № 4520-1) можно взять за основу при рассмотрении вопроса о состоянии законодательного регулирования и правоприменения в сфере гарантий трудовых прав, охраны и оплаты труда, обеспечения прав граждан на охрану здоровья, медицинское обслуживание и образование в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, а также при определении путей совершенствования федерального и регионального законодательства о северных гарантиях и компенсациях.

При постатейном рассмотрении указанного Закона РФ № 4520-1 можно отметить следующие тенденции с одновременным внесением предложений по совершенствованию законодательства в данной сфере.

1.

Статья 1, определяющая сферу действия Закона РФ № 4520-1, дополнена Федеральным законом № 122-ФЗ частью третьей следующего содержания: «Гарантии и компенсации для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, – законами субъектов Российской Федерации, в организациях, финансируемых из местных бюджетов, – муниципальными правовыми актами, в организациях, не относящихся к бюджетной сфере, – работодателем, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом».

Такое дополнение внесено в соответствии с общим принципиальным подходом государственной политики к совершенствованию межбюджетных отношений во всех сферах внутригосударственных отношений: закрепляется четкое разграничение полномочий органов власти и органов местного самоуправления.

Соответствующее разграничение произошло и в финансовом обеспечении гарантий и компенсаций для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: работодатель, который предоставляет гарантии и компенсации, финансирует их за счет собственных средств (статья 4 рассматриваемого Закона). Теоретически такой подход является рациональным и оправданным. Однако на практике работодатели стремятся минимизировать круг таких гарантий и компенсаций и права их работников не соблюдаются. Данная проблема аналогична проблеме выплаты «зарплаты в конвертах» и требует соответствующего решения.

2. В статье 2 действующей редакции Закона РФ № 4520-1 Правительство Российской Федерации в очередной раз возложило на себя обязанность установить перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей для целей предоставления гарантий и компенсаций.

До настоящего времени Перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, определяется Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.67 № 1029 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1967 г. «О расширении льгот для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера».

Источник: https://helion-ltd.ru/legislative-regulation-guarantees/

Районы крайнего севера и приравненные к ним местности – перечень, гарантии и льготы – Дело

Трудящимся в районах крайнего севера и приравненных к ним территориях

Система льгот и надбавок была разработана еще в советские времена (а в Российской империи существовала льготная выслуга лет) и учитывает стоимость жизни и уровень экономического развития в каждом регионе.

Нормативное регулирование

Существует несколько документов, согласно которым предоставляются льготы северянам.

Основа законодательной базы была заложена в советское время, но она периодически претерпевает некоторые изменения, чтобы соответствовать современным условиям жизни.

Основным документом для должностных лиц и работников государственных и частных предприятий социальной или производственной направленности является Трудовой Кодекс РФ (ТК РФ). К числу основополагающих документов относятся:

  1. Постановление Совмина СССР №1029 от 10 ноября 1967 г. Этим документом зафиксированы районы Крайнего Севера (КС) и приравненные к нему местности. Он редактировался несколько раз, но остается основополагающим документом для определения уровня льгот и надбавок трудящимся.
  2. Закон РФ «О государственных гарантиях и компенсациях» №4520-1 от 19 февраля 1993 г. После распада СССР все льготы, предназначенные для лиц, проживающих и работающих в регионах с суровыми климатическими условиями, классифицируются согласно положениям этого документа. Время от времени появляются обновления и дополнения отдельных пунктов закона, но господдержка гарантируется этим правовым актом.
  3. Приказ Минтруда РСФСР от 22 ноября 1090 г. Еще один важный нормативно-правовой акт, регулирующий порядок предоставления льгот северянам, который претерпевает редакции, чтобы соответствовать современным условиям жизни и труда, но остается основополагающим.

Все эти документы перекликаются друг с другом и соотносятся с ТК РФ целиком и с главой 50 в частности, которая регулирует особенности трудовых отношений, социальной поддержки и защиты граждан на КС и приравненных к нему районах.

Помимо условий труда в федеральных нормативно-правовых актах подробно расписаны льготы из области медобслуживания, гарантии для семей с детьми и пр.

Северяне, желающие сменить место жительства и выезжающие за пределы КС, имеют право воспользоваться гарантиями, предусмотренными в ФЗ «О жилищных субсидиях».

По достижении пенсионного возраста у северян есть право воспользоваться льготами, предусмотренными ФЗ от 17 февраля 2001 г. №173 «О трудовых пенсиях» и ФЗ №400 от 28 февраля 2013 г. «О страховых пенсиях».

Оплата труда с районным коэффициентом

Высокая стоимость жизни связана не только и не столько с климатическими условиями. Многие регионы считаются труднодоступными, что усложняет доставку продовольствия и товаров первой необходимости.

Люди, проживающие в регионах, отнесенных к районам КС, тратят больше денег на продукты (разница в ценах по сравнению с центральными регионами России может быть в 3-4 раза).

Повышенные расходы на Севере и на отопление, освещение, теплую одежду и многое другое.

В каждом северном регионе применяется свой коэффициент — от 1,15 до 2. В качестве примера применения повышающего коэффициента можно взять Республику Саха (Якутия), где разброс доплат можно назвать показательным:

  • 2,0 — применяется в районах за Полярным кругом (Абыйский, Аллаиховский, Анабарский, Булунский, Верхнеколымский и др.) и в непосредственной близости к нему, где расположены алмазодобывающие предприятия (п. Айхал, г. Удачный Мирнинского района), поселках Депутатском и Усть-Куйга Усть-Янского района;
  • 1,7 — начисляется работникам в г. Мирном, Ленском районе (севернее 61° северной широты);
  • 1,6 — в Верхневилюйском, Нюрбинском, Верхоянском, Сунтарском, Вилюйском, Жиганском, Кобяйском, Булунском, Томпонском, Оймяконском, и др. районах;
  • 1,5 — пгт Кангалассы;
  • 1,4 — г. Якутск и вся территория республики за исключением городов и районов, перечисленных выше.

Интересные факты о районах КС:

  • самые низкие районные коэффициенты начисляются на юге Карелии, в Алтайском крае, Тюменской, Омской, Свердловской областях и некоторых других регионах России;
  • самые южные из отнесенных к районам КС — Южно-Курильский район и город Оха Сахалинской области.

Оплата труда с районным коэффициентом начисляется с момента трудоустройства работника. Распространяется эта льгота в том числе и на сезонных, временных, вахтовых работников. Коэффициент может быть увеличен на усмотрение частного работодателя, но уменьшать его не имеет права никто.

Применяется эта надбавка в отношении всех видов заработка — к окладу, премиальным выплатам, компенсациям за сверхурочную работу, доплатам за вредность, квалификацию и пр.

Размер надбавки к заработной плате для работающих в районах Крайнего Севера увеличивается в соответствии с отработанным временем и может достичь максимального размера, установленного для каждой климатической группы, через несколько лет. Практически алгоритм начисления выглядит следующим образом:

  1. 100% надбавка — для 1-й зоны (Чукотка, острова Северного Ледовитого океана и районы КС с самыми жесткими условиями погоды). Начисление первых 10% надбавки происходит через полгода работы, затем через каждые 6 месяцев прибавляется по 10% до тех пор, пока сумма не достигнет 100%.
  2. 80% надбавка — для 2-й зоны (остальные районы КС — Якутия, Ямало-Ненецкий округ, Эвенкийский АО и др.). Каждые полгода работник будет получать прибавку в 10% до тех пор, пока сумма не достигнет 60%. Затем по 10% — каждый год.
  3. 50% — 3-я зона, в которую входят местности, приравненные к районам Крайнего Севера (Ханты-Мансийский автономный округ, Карелия, Архангельская, Сахалинская области, северные части Приморского края, Бурятии, Красноярского края и др.). Надбавку начинают начислять через год работы. Каждый год по 10%.
  4. 30% — для 4-й зоны, куда отнесены южные территории Дальнего Востока, Иркутской и Читинской областей, Карелии, Красноярского края. После года работы заработная плата увеличится на 10%. Дальше она будет увеличиваться на этот же процент через каждые 2 года.

Такая схема начислений применяется к заработной плате работников, которым при устройстве на работу уже исполнилось 30 лет.

Для молодых сотрудников нормативно-правовые акты предусмотрели иную схему начислений. Те, кто родился и вырос в районах КС, или проживал в такой местности не менее 5 лет до 2005 г., имеют право на начисление доплаты в полном объеме с первого дня работы.

На территориях, приравненных к районам КС, молодые работники получают прибавку каждые полгода по 10% до достижения максимального размера установленной в регионе надбавки.

Дополнительный отпуск

За каждый отработанный календарный год штатные сотрудники предприятий, дислоцирующихся в местностях, отнесенным к районам КС, получают дополнительные оплачиваемые 24 дня к установленному для россиян ТК РФ 28-дневному отпуску. Для тех, кто работает в местностях, приравненных к районам КС, дополнительно к отпуску предоставляется 16 дней.

Рассчитывать на дополнительные дни могут также те, кто трудится по совместительству и вахтовым методом.

Кроме этого, для северян предусмотрена возможность брать каждые 2 года дополнительный выходной день без сохранения заработной платы на проезд к месту отдыха и обратно.

Компенсация транспортных расходов

Работник, отправляющийся на отдых, обязан приложить к заявлению копии билетов и иных проездных документов за 3 дня до своего отъезда. На их основании будут начислены компенсационные выплаты. Допускается также перерасчет отпускных средств после возвращения работника к месту работы, но проездные документы обязательны и в этой ситуации.

Государственная гарантия обязательна для исполнения и в тех организациях и учреждениях, которые финансируются из региональных или местных бюджетов. Предприятия иных форм собственности должны зафиксировать это положение в коллективном договоре.

Компенсацию расходов получит и тот работник, который отправляется к месту отдыха и обратно на личном транспорте. Расчет в этом случае производится по наименьшей стоимости проезда и с учетом кратчайшего пути.

Льготы в медобслуживании

Отдельные нормативно-правовые акты регулируют вопросы бесплатного медицинского обслуживания КМНС, малочисленным народам севера следует руководствоваться положениями ФЗ №82 от 30 апреля 1999 г. «О гарантиях прав коренных малочисленных народов Российской Федерации».

Отпуска и выходные для родителей

У семейных пар с детьми или родителей-одиночек есть право воспользоваться оплачиваемыми или неоплачиваемыми дополнительными периодами. Так, любой родитель вправе брать ежемесячно за свой счет выходной день. Распространяется такая льгота на работников, имеющих детей младше 16 лет.

Если ребенок окончил общеобразовательную школу и намерен поступать в учебное заведение в другом городе, то родитель может сопровождать ребенка, работодатель при этом на основании справки из учебного заведения о сроках вступительных экзаменах обязан предоставить оплачиваемый отпуск (дополнительные 14 дней).

Сокращенная рабочая неделя для женщин

Варианты использования меньшей продолжительности должны быть предусмотрены в трудовом договоре. На практике применяется эта статья либо с уменьшением трудового времени ежедневно, либо с сокращением какого-либо дня недели (чаще женщины работают до обеда по пятницам).

На уровне заработной платы такой режим работы не отражается, в том числе и выплата надбавок по истечении нескольких месяцев работы с увеличением процентной ставки происходит в установленном законом режиме.

Северные жилищные субсидии

Отдельным законом — «О жилищных субсидиях» — регламентируется порядок выезда граждан из районов КС. В законе четко установлены критерии, которым должен соответствовать претендент на получение субсидии. Порядок получения денежных средств на приобретение нового жилья регламентируется также рядом постановлений правительства и указов президента РФ.

Северные льготы при выходе на пенсию

У организаций, не относящихся к государственному сектору, есть право самостоятельно определять, какие льготы предоставлять или не предоставлять работникам. Но есть в числе гарантий та, что считается важной и неприкосновенной — досрочный выход на пенсию.

При наличии необходимого стажа в 15 или 20 лет на Крайнем Севере мужчины могут стать пенсионерами в 55, а женщины в 50 лет.

Для представителей коренных народов выход на пенсию может состояться еще раньше. Так, для постоянно проживающих в районах КС оленеводов, охотников и иных работников, занятых промыслом, установлен пенсионный возраст в 50 лет для мужчин и в 45 лет для женщин.

Источник:

Какие льготы и компенсации положены жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий?

Рассказываем, какие районы РФ относятся к Крайнему Северу или приравнены к нему, на какие льготы и компенсации могут рассчитывать жители таких районов; как применяются «северные» коэффициенты и надбавки.

Районы Крайнего севера и приравненные к ним местности (в 2021 году перечень не менялся) считаются зоной суровых климатических условий, которые дополняются неразвитой транспортной инфраструктурой, сложной логистикой доставки продовольствия, промышленных товаров, медикаментов и топлива, что сказывается на уровне цен в таких регионах. Тем не менее, огромное число граждан России проживает в этих непростых условиях и нуждается в социальной поддержке государства.

Какие районы признаны районами Крайнего Севера, а какие районы приравнены к районам Крайнего Севера?

Постановление Совмина СССР от 03.01.1983 года №12, актуальное по настоящее время, с редакции 2012 года, устанавливает перечень местностей, относящихся к районам Крайнего Севера.

Районы Крайнего Севера – перечень 2021 года:

Все острова Северного Ледовитого океана и его морей, а также острова Берингова и Охотского морей, а также:

  • Мурманская область;
  • Архангельская область;
  • Ненецкий автономный округ;
  • Республика Коми;
  • Тюменская область;
  • Ямало-Ненецкий автономный округ;
  • Красноярский край;
  • Республика Саха (Якутия);
  • Чукотский автономный округ;
  • Камчатский край;
  • Республика Карелия;
  • Хабаровский край;
  • Сахалинская область;
  • Республика Тыва;
  • Ханты-Мансийский автономный округ.

Все вышеуказанные субъекты России имеют в своем составе местности со статусом «район Крайнего Севера». Более того, в пределах некоторых из них есть территориальные единицы, которые приравнены к районам Крайнего Севера, поэтому имеют аналогичный статус.

Стоит отметить, что кроме этих регионов, есть другие территории, приравненные к районам Крайнего Севера, список которых содержится в том же Постановлении Совмина СССР №12. Сюда относятся:

  • Пермский край;
  • Томская область;
  • Иркутская область;
  • Республика Бурятия;
  • Читинская область;
  • Амурская область;
  • Приморский край;
  • Республика Горный Алтай.

Единого документа, который регулировал бы все вопросы, связанные с социальными гарантиями жителям районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, на сегодняшний день не существует.

Таким образом, нет одного документа, открыв который можно найти местность, приравненную к районам Крайнего Севера, перечень льгот и компенсаций, полагающихся ее жителям.

Кроме Трудового Кодекса РФ, Федерального закона №4520-1, применяются нормы законодательных и иных нормативных актов бывшего СССР, постановления Госкомтруда СССР, Президиума и Секретариата ВЦСПС.

Источник: https://okarb.ru/otchetnost/rajony-krajnego-severa-i-priravnennye-k-nim-mestnosti-perechen-garantii-i-lgoty.html

Актуальный список районов и городов Крайнего Севера РФ и их правовой статус

Трудящимся в районах крайнего севера и приравненных к ним территориях
Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб.

610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Граждане особых местностей имеют право на дополнительные льготы от государства. Наше правительство, желая позаботится о таких людях, выдало законы социально защищающие их. Что за особые местности? Кто к ним относится? И почему это так важно? Итак, ответ на первый вопрос это районы Крайнего Севера. Ниже будет приведен перечень различных районов Крайнего Севера для ознакомления.

Список районов Крайнего Севера

Согласно законам РФ в 2021 году был утвержден перечень районов Крайнего Севера и округов сравнимых с ними. Фундаментом Закона РФ является постановление Советского Союза от третьего января 1983 года.

Здесь и был помещен указ о полном перечне северных округов. Данный указ носит название «Постановление 12».

Позже сюда были внесены изменения, и начиная с третьего марта 2012 года действует уже уточненное (с изменениями) двенадцатое постановление.

Карта районов Крайнего Севера и территорий, приравненных к ним

В данный момент, редакция Постановления 12 от 03.03.2012 года является действующей. Согласно ей Белоярский район и Березовский это теперь районы Крайнего Севера России.

Острова, находящиеся в Ледовитом океане и надлежащие Охотскому и Беринговому морям тоже включены. В ниже приведенном списке имеются все местности, относящиеся к Крайнему Северу.

Итак, в список входят: Тюменская, Мурманская, Архангельская области, Красноярский край и Коми АССР.

  • в Тюмень входят: Ямало-Ненецкий район;
  • в Мурманскую: полностью вся территория этой области;
  • в Архангельскую: Ненецкий, Лешуконский, Пинежский, Мезенский районы и вся территория Северодвинска;
  • в округ Красноярского Края: полностью Таймыр и Эвенкийск, город Игарка и город Норильск, северная часть Енисейского района и целиком Туруханский округ;
  • в республику Коми: города Печора, Воркута, Инта и село Усть-Лыжа, а также районы, лежащие в их подчинении.

На основании Федерального Закона нашей страны произошло объединение трех областей: Таймырская, Эвенкийская и Красноярская. Теперь они все вместе составляют Красноярский край. Еще одно изменение в том, что Камчатская область слилась с Корякской.

Это привело к установлению нового объекта. А именно — Камчатский край. Поэтому дальнейший список включает изменения. Похожее произошло и с Чукоткой. Теперь это отдельный край России.

Какие регионы относятся к районам Крайнего Севера в результате изменений? Кроме перечисленных выше областей это:

  • Катаганский округ Иркутской области;
  • Республика Саха (бывшая Автономная Советская Социалистическая Республика Якутии);
  • Магаданская область;
  • Камчатский край;
  • Карелия и ее районы: Кемский, Лоухский, Беломорский и Калевальский, а также город Костомукша;
  • Ханты-Мансийск с Березовским и Белоярским округами;
  • Хабаровск с районами Охотским и Аяно-Майским;
  • к Сахалину включены Курильский, Северо и Южно-Курильский районы, также Ногликск, Охинск и их округа, город Оха;
  • к Тыве: Кызылский, Монгун-Тайгинский и Тоджинский районы.

Регионы и города, приравненные к районам Крайнего Севера

К Крайнему Северу относятся и приравниваются:

  • Местности Пермского края (Коми-Пермяцкая автономная область вошла в склад Пермского края): Косинский, Кочевский, Гайнский.
  • Территории Архангельська: Шенкурский, Устьянский, Красноборский, Виноградовский, Коношский, Няндомский, Котласский, Вельский, Ленский, Каргопольский, Вилегодский, Верхнетоемский районы и города:Котлас, Коряжма, Новодвинск, Архангельск, Онега.
  • В Тюменскую область входят: Ханты-Мансийск (не считая Березовский и Белоярский края) и Уватск.
  • Югра теперь отделилась от Ханты-Мансийска, и является отдельным Районом нашей страны.
  • Районы Карелии: Лоухский, Олонецкий, Калевальский, Кондопожский, Медвежьегорский, Беломорский, Пудожский, Сегежский, Прионежский, Муезерский, Кемский, Пряжинский, Лахденпохский, Суоярвский, Питкярантский. А также сюда входят и города Сортвала и Петрозаводск.
  • Автономная Республика Коми: Удорский, Усть-Вымский и Усть-Коломский, Сосногорский, Сыктывдинский и Вуктыльський, Княжпогостский, Сысольский, Корткеросский, Троицко-Печорский, Прилузский и Койгородский округа. И город Сыктывкар, а также Ухта и вся его территория.
  • Иркутск: Усть-Кутский и Усть-Илимский районы с их городами. Братский округ и его город, Бодайбинский вместе с городом, Казачинско-Ленский, Нижнеилимский, Киренский, Мамско-Чуйский местности.
  • Область Томска: Колпашевский и Бакчарский, Парабельский и Александровский, Верхнекетский и Чаинский, Кривошеинский и Тегульдетский, Молчановский и Каргасокский район. Тоже и город Стрежневой и город Колпашево.
  • Тунгиро-Олекминский, Каларский и Тунго-Коченский районы Читинской области.
  • Оставшаяся часть Сахалина. То есть, не считая той территории, которая в списке районов Крайнего Севера. Эта область практически целиком входит в перечень приравненных к ним местностям.
  • Красноярский Край: Лесосибирск и вся прилегающая к нему территория и Енисейск со своей местностью. Тоже и районы: Кежемский и Богучанский, да и Мотыгинский.
  • Автономный край Тыва. Сюда входят: Кызылский район кроме Шинаанской местности. Также Бай-Тайгинский, Чаа, Чеди и Сут-Хольский, Каа-Хемский, Пий и Улуг, а также Тес-Хемский районы. Барун-Хемчикский и Дзун-Хемчикский, Овюрский и Эрзинский, и Тандинский тоже в их числе. А из городов, приравниваемых к Северным районам — Кызыл.
  • Автономная республика Бурятия включает Муйский, Баунтовский, Баргузинский, Окинский, Северо-Байкальский и Курумканский районы.
  • Хабаровск и его округи: Омминский, Ванинский, Тугуро-Чумиканский, Вознесенский, Верхнебуреинский, Советско-Гаванский, Падалинский, Комсомольский, Солнечный, Ачанский, Джуенский, Николаевский и Ульчский районы. Входят и города: Советская Гавань, Комсомольск-на-Амуре, Николаевск-на-Амуре и сам Амурск. А также сюда относится и трудовой городок Эльбан, в Амурском районе со всей прилегающей к нему территорией.
  • Область Амурска и ее округи: город Тында со всей местностью, надлежащей к его городскому Совету и город Зея. Также: Тындский, Зейский и Селемджинский район.
  • Автономная республика Горного Алтая и ее районы: Улаганский и Кош-Агачский округа.
  • Приморская территория: Ольгинский, Дальнегорский, Тарнейский и Кавалеровский районы. Поселочек для работников — Восток, который находится в Красноармейском районе и вся местность, находящаяся под руководством поселочного совета этого же города. И районы: Красноармейский, Мельничный, Богуславецкий, Рощинский. Входят и Вострецовский, Таежненский, Дальнекутский и Измайлихинский округа.

Потребность в перечне

Зачем нужен был данный список? — Он дает возможность без особых усилий узнать об округах внесенных в него. И от его четкого составления зависело, быть ли гражданам Российской Федерации, трудящимся в самых дальних районах на Крайнем Севере и территории приравненной к ней — социально защищенными.

Ведь именно им назначается статус проживающих на территориях Крайнего Севера, так как жизнь заставляет их трудится в нелегких условиях. Что это за условия? — Это и очень низкая температура и очень трудная среда из-за сурового климата, отдаленная и труднодоступная территория.

Практически, у них экстремальный вид жизни, требующий дополнительных физических и материальных затрат.

Назначенный статус позволяет облегчить жизнь таким лицам. Государство поддерживает их льготами, социальными выплатами. Это и надбавка к заработной плате, и дополнительные дни для отпуска, и быстрый выход на пенсию, и иные виды подмоги, не говоря о самой зарплате, которая выплачивается в повышенной мере.

И именно двенадцатое постановление Совета Министров Российской Федерации изменило существовавшее постановление, в котором с самого начала (а это с шестидесятых годов) было указано все города и районы России, что относятся к районам Крайнего Севера или приравниваются к ним.

Выше приведенный список районов Крайнего Севера и приравненных к этим районам уже в действии. Знание его поможет не упустить свои шансы на получение государственной помощи.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – заполните форму ниже или позвоните прямо сейчас:
+7 (499) 653-60-72 (доб. 692) (Москва)
+7 (812) 426-14-07 (доб. 610) (Санкт-Петербург)
+8 (800) 500-27-29 (доб. 926) (Россия)

Это быстро и бесплатно!

Источник: https://ImeyuPravo.com/obshchievoprosy/aktualnyj-spisok-rajonov-i-gorodov-krajnego-severa-rf-i-ih-pravovoj-status.html

Северный стаж для выхода на пенсию

Трудящимся в районах крайнего севера и приравненных к ним территориях

Жителям и работникам территорий Крайнего Севера положены особенные условия выхода на пенсию, а так же дополнительные льготы. Главное условие — северный стаж для выхода на пенсию. Такие нормы законодательства созданы для поддержки граждан, трудившихся в сложных условиях на благо страны.

Пенсии на Крайнем Севере.Какие районы к нему относятся

К регионам Крайнего Севера относятся:

  • Районы с самобытной культурой северных народов: республикаКоми, ЯНАО, ХМАО, республика Саха(Якутия), Тыва, Чукотский Автономный Округ.
  • Районы с неблагоприятными условиями труда: Магаданская область, Камчатка, Сахалин, Красноярский Край.
  • Районы за полярным кругом: Мурманская область, республика Карелия.

Приравниваются к условиям Крайнего Севера (а значит, предлагающие льготы этих регионов):

  • Удалённые от центральной России регионы: Иркутская, Амурская и Читинская области, Приморье, Хабаровский Край, Томская область, Алтай.
  • Районы, близкие по расположению к Крайнему Северу: Бурятия, Пермский Край, Тюменская область.

Все эти регионы отличаются особенными условиями труда из-за:

  • Суровых погодных условий;
  • Разницы во времени со столицей;
  • Наличия полярных ночей;
  • Трудных работ (во многих регионах это добыча сырья и обеспечение добытчиков нормальными условиями жизни).

Тех, кто  трудится на благо государства в этих районах, занят на смежных специальностях (обеспечение связи, продуктов питания, одежды и других благ), называют «северянами» и благодарят привилегиями по пенсиям.

Преимущества северного стажа

  1. Повышенные региональные коэффициенты, отражающиеся на ежемесячных зарплатах (работодатели обязаны начислять повышающий коэффициент и учитывать его в назначении оплаты труда).
  2. Привилегированные льготные условия для выхода на пенсию, в 2021 году они сохранились и расширились.
  3. Разовые выплаты, преимущества при переезде, покупке жилья и тд.

Как считается северный стаж работы

В 2021 году изменились сроки наступления нетрудоспособности по возрасту у работников отдалённых регионов.

К северному стажу относится время официального труда в вышеперечисленных субъектах РФ. Пенсионный Фонд учитывает источники дохода и пенсионных отчислений, а так же количество лет, отданных работе на севере.

Какой северный стаж нужен для пенсии женщинам

Чтобы стаж работы в отдалённых регионах был засчитан женщине в полном объёме, ей нужно:

  1. Проработать на Крайнем Севере не меньше 15 лет, либо на территориях, приравненных к Крайнему Северу — не меньше 20 лет.
  2. Накопить общий трудовой стаж с учётом работы в прочих регионах — не меньше 20 лет.
  3. Накопить минимум пенсионных баллов. В 2021 году это 18,6 баллов, после 2023 года он будет равен 30.
  4. Достичь возраста выхода на пенсию. В 2021 году это 51,5 лет, к 2023 году — 55 лет.

Какой северный стаж нужен для пенсии мужчинам

У мужчин условия получения привилегий схожи с женскими:

  1. Проработать в тяжёлых условиях не меньше 15 лет, либо в отдалённых субъектах — не меньше 20 лет.
  2. Накопить не меньше 25 лет общего трудового стажа (работа на севере плюс работа в прочих субъектах).
  3. Накопить минимум ИПК. Этот показатель одинаков для мужчин и женщин.
  4. Возраст выхода на пенсию для мужчин с северным стажем — 55,5 лет в 2021 году, к 2023 году — 60 лет.

Если северный стаж меньше положенного

Если женщина или мужчина проработали на отдалённых территориях некоторый период, они могут досрочно выйти на пенсию.

Минимальные требования — работать 7,5 лет на территориях с тяжёлыми условиями труда или 10 лет в отдалённых регионах.

Льготные категории северян

Возраст выхода не пенсию не изменился у тех работников севера, которые:

  • Являются коренными жителями, чья деятельность связана с сохранением традиций и уклада культур малочисленных народов. Это оленеводы, рыболовы, промысловики, женщины и мужчины, создающие одежду, предметы быта по традициям предков, творческие коллективы и т.д. Эти граждане оформляют пенсию в 45 лет (женщины) и в 50 лет(мужчины), если они были заняты на этой деятельности не менее 20 и 25 лет соответственно.
  • «Женская» привилегия — мать двух и более детей, чей общий стаж 20 лет (из них 17 — в регионах Крайнего Севера и приравненных к нему территорий), может официально уйти на пенсию в 50 лет.

Расчёт пенсий для северян

Базовая часть — фиксированная выплата, назначается всем, выполнившим условия вступления в рады пенсионеров (возраст, стаж, ИПК). Размер:

  • 8000 рублей для работников Крайнего Севера;
  • 6934 для работников территорий, приравненных к Крайнему Северу.

Дополнительные выплаты положены тем, кто содержит иждивенцев (от 10668 до 16000 рублей для работников Крайнего Севера и от 9245 до 13868 рублей для работников территорий, приравненных к Крайнему Северу).

Тем, кто продолжает жить на данных территориях, некоторые части пенсии увеличиваются на районный коэффициент. Если пенсионер решает переехать в более благополучную местность, выплаты скорее всего будут ниже: районный коэффициент ниже в регионах с благополучной обстановкой.

Примерные размеры коэффициента:

  • 3 — для работников арктических экспедиций;
  • 1,5-2 — для работников Крайнего Севера;
  • 1,15 — 2 — для работников территорий, приравненных к Крайнему Северу.

На размер районного коэффициента влияет тяжесть условий труда и быта.

Расчет стажа работающих «вахтовым» методом

До пенсионной реформы «вахтовикам» засчитывался только период непосредственной работы на Крайнем Севере и в приравненных к нему регионах. В среднем «вахтовики» уезжают на эти территории на 1 месяц, после чего возвращались домой для отдыха. Периоды междувахтового отдыха в северный стаж не засчитывались.

По нормам современного законодательства отдых входит в стаж, если работник выполнил норму учёта рабочего времени по Трудовому Кодексу. Это значит, что если во время вахты работник отработал полную норму трудовых часов, не отпрашивался, не брал дни за свой счёт, и выполнил поставленные задачи, время отдыха будет учтено при начислении трудовой пенсии.

Главное — официальное оформление по ТК, Пенсионный Фонд будет начислять пенсию и высчитывать стаж, исходя из отчислений, которые делал работодатель.

Правила расчёта стажа северян

  1. Учитываются только дни, когда человек был в трудовых отношениях. Просто жить на Крайнем Севере недостаточно для обретения пенсионного стажа.
  2. Учитывается время отпусков, больничных листов, отпуска по беременности и родам и уходом за ребёнком до 1,5 лет.
  3. При учёте периода ухода за ребёнком до 1,5 лет входит в стаж только 6 лет такой формы трудовых отношений (в общей сложности — четверо детей).

Для расчёта северного стажа применяются такие значения:

  • 1 год работы в тяжёлых условиях Крайнего Севера снижает планку нетрудоспособного возраста на 4 месяца. Так, если гражданин проработал на Севере 8 лет, он может пойти на пенсию на 2 года и 6 месяцев раньше.
  • 1 год работы на территориях, приравненных к Крайнему Северу равен 9 месяцам стандартного трудового стажа.
  • Эта формула действует только в отношении тех лиц, кто проработал в трудных условиях не меньше 7,5 лет для Крайнего Севера и 10 лет для территорий, приравненных к нему.

Пенсионные льготы для работников Крайнего Севера и приравненных к ним территорий

  1. Снижается возраст наступления нетрудоспособности;
  2. Компенсация стоимости билетов на проезд к месту отдыха и обратно 1 раз в год (учитывается только та часть пути, которая проходила по территории РФ);
  3. Компенсация затрат на переезд в районы Крайнего Севера и приравненные к нему регионы;
  4. Для лиц, работавших на Крайнем Севере не менее 20 лет (женщинам) и 25 лет (мужчинам)- на 50% повышается размер фиксированной части пенсии. Для сотрудников территорий, приравненных к Крайнему Северу, это значение увеличивается на 30% (при стаже 25 лет у мужчин и 20 у женщин).
  5. Районный коэффициент повышает пенсию прописанным на вышеуказанных территориях.

Заключение

Те, кто собирается получить северный стаж, должны понимать: чтобы рассчитывать на привилегии по выходу на пенсию, нужно проработать в отдалённых регионах не менее 7,5 или 10 лет.

Если этот срок будет меньше, на дату выхода на пенсию он не повлияет.

Самые большие пенсии у тех северян, кто продолжает жить на Крайнем Севере или на территориях, к нему приравненных — за счёт районного коэффициента.

Источник: https://pravorf24.ru/pensionnoe-pravo/severnyj-stazh/

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: