Текст профессиональные стандарты в образовании утвержденные министерством труда

Содержание
  1. Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста
  2. Сроки введения профстандартов
  3. Ответственность за неприменение профстандарта
  4. Особенность используемой терминологии
  5. Основные последствия введения профстандартов
  6. В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?
  7. Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?
  8. Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ
  9. Обязательность применения профстандартов
  10. Актуальность данных в реестре
  11. Профессиональный стандарт педагога в 2021 году
  12. 3 главные особенности профессионального стандарта
  13. 1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога
  14. 3. Новые возможности карьерного роста
  15. Профессиональные стандарты в вопросах и ответах
  16. 1. Для кого профстандарты обязательны
  17. 2. Что такое профессиональный стандарт
  18. 3. Где можно найти утвержденные профессиональные стандарты
  19. 4. Что делать, если действующий работник подпадает под действие профстандарта, но сам не соответствует его требованиям, скажем, по образованию

Профстандарт «Педагог»: разъяснения юриста

Текст профессиональные стандарты в образовании утвержденные министерством труда

Актуальный материал: “Министерство просвещения разъяснило порядок применения профстандарта «Педагог»”

Уважаемые коллеги! Юрист профсоюза ответил на многие ваши вопросы, но он не может делать это на постоянной основе. В обязательном порядке мы консультируем только членов профсоюза. Поищите ответ на ваш вопрос в тексте статьи и среди комментариев.

Чаще всего нам поступают вопросы о возможности преподавать не тот предмет, который значится в дипломе об образовании. Ответ на него содержится в разделе 5 «Основные последствия введения профстандартов». Вам нужно посмотреть, относится ли полученная вами специальность к укрупненной группе специальностей согласно Общероссийскому классификатору.

Материалы по теме:

Хорошая новость: введение профстандарта «Педагог» переносится на 1 сентября 2021 года

Минюст не зарегистрировал приказ Минтруда о переносе сроков введения профстандарта «Педагог»

Введение профстандартов: ответы юриста профсоюза на часто задаваемые вопросы 

Сроки введения профстандартов

С 1 января 2021 г. вступает в силу Приказ Минтруда от 18 октября 2013 г. № 544н, которым утверждается профессиональный стандарт «Педагог» («педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования (воспитатель, учитель)»).

Это означает, что работодатели (руководители образовательных учреждений) обязаны применять его при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.

Пока известно о двух приказах Минтруда, которые переносят сроки введения профстандаров в образовательной сфере: приказ № 745 от 15.12.2021 г. «О внесении изменения в профстандарт «Педагог» (которым переносится дата вступления в силу на 01.09.2021) и приказ Минтруда от 26.12.

2021 № 835н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (которым переносится вступление профстандарта на 01.01.2021).

Приказы, по всей видимости, не прошли регистрацию в Минюсте, поэтому найти их текстов в правовых базах пока не удалось.

Вместе с тем, Постановление Правительства РФ от 27 июня 2021 года № 584 устанавливает до 1 января 2021 г. переходный период для всех профстандартов. Таким образом, до начала 2021 г.

работодатель в соответствии с утверждённым им планом перехода на профстандарт осуществляет выбор того документа, который подлежит применению в образовательном учреждении.

К концу переходного периода планы должны быть реализованы, а все педагогические работники образовательного учреждения должны соответствовать требованиям профстандарта.

К каким категориям работников относится профстандарт «Педагог»

Он относится к преподавателям в дошкольных учреждениях, начальной и средней школе, системе специального образования и обучения.

Профстандарт «Педагог» НЕ относится к педагогам дополнительного образования, педагогам-психологам, тьюторам, методистам.

Ответственность за неприменение профстандарта

Ответственность за несоблюдение требований профстандартов установлена ст. 5.27 КоАП РФ «Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права».

В соответствии с положениями статьи ответственность за однократное нарушение установлена в виде предупреждения или наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 000 до 5 000 руб., а для юридических лиц от 30 000 до 50 000 руб.

При повторном нарушении на должностных лиц может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация на срок от 1 до 3 лет. Для юридических лиц штраф увеличивается до 50 000 — 70 000 руб.

Особенность используемой терминологии

Под квалификацией работника в ст. 195.1 ТК РФ понимается уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. В свою очередь профессиональный стандарт является характеристикой квалификации, необходимой работнику для осуществления определённого вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определённой трудовой функции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 января 2013 г. № 23 «О правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» Министерство труда и социальной защиты РФ координирует разработку стандартов (п. 2).

Профессиональные стандарты применяются работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда (п. 25).

Приказом Минтруда от 12.04.2013 г. № 148н «Об утверждении уровней квалификации в целях разработки проектов профессиональных стандартов» утверждено описание девяти уровней квалификации работников. К педагогическим работникам применяются 5 уровень (для воспитателей ) и 6 уровень (для учителей).

Для каждой трудовой функции в профстандарте используется кодовый номер. Он состоит из двух составляющих: буквенного обозначения и цифрового. Буква означает обобщённую трудовую функцию, а цифра — трудовую функцию.

Трудовая функция, в свою очередь, включает в себя три составляющих: трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения.

Таким образом, новые требования к деятельности педагогических работников вместо прежнего Единого квалификационного справочника будут устанавливаться в описании трудовой функции в профстандарте.

Основные последствия введения профстандартов

С введением профстандартов преподаванием соответствующих предметов и дисциплин смогут заниматься только те работники, которые обучались по соответствующим направлениями. Однако, не совсем понятно, что должно пониматься под «направлением».

Некоторые специалисты предполагают, что под направлением следует понимать точное соответствие направления подготовки и преподаваемой дисциплины (физик сможет преподавать только физику, но не информатику). Другие же указывают, что под направлением понимается укрупнённая группа в понимании Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г. N 1059 и Приказ Минобрнауки от 12 сентября 2013 г.

N 1061. То есть лицо, получившее образование в области математики сможет вести все дисциплины, соответствующие математическим и естественным наукам, а именно математику, физику, информатику и т. д. Поскольку в соответствии с п.4 Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 12 сентября 2013 г. N 1059 г.

Москва «Об утверждении Порядка формирования перечней профессий, специальностей и направлений подготовки» профессии, специальности и направления подготовки, относящиеся к одной профессиональной области, при формировании перечней объединяются в укрупнённые группы профессий, специальностей и направлений подготовки. (См. Общероссийский классификатор специальностей по образованию.

Образование будет соответствовать преподаваемому предмету, если находится с ним в одной укрупненной группе. Укрупненная группа обозначается в классификаторе 2-м и 3-м знаками.)

Весьма спорным является мнение о том, что учителя начальных классов не смогут работать воспитателями в дошкольных учреждениях и наоборот без дополнительной переподготовки.

Во-первых, профстандарты устанавливают одинаковые требования к образованию и обучению воспитателя и учителя.

Во-вторых, различия между педагогической деятельностью по реализации программ дошкольного образования и реализации программ начального школьного образования касается лишь различных трудовых функций и уровней квалификации.

Следует отметить, что в соответствии с Приказом Минтруда от 5 августа 2021 г. № 422н «О внесении изменений в профессиональный стандарт «Педагог» внесены изменения в требования к образованию и обучению.

Теперь для учителя это высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. А для воспитателя: высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки», либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Таким образом, требования были приведены в соответствие с Единым квалификационным справочником. Таким образом, распространённое мнение о том, что учитель обязан иметь образование или проходить переподготовку в области педагогических наук не соответствует последней версии требований профстандарта.

Значительная часть деятельности, которая раньше фиксировалась в Положениях о стимулировании и дополнительно поощрялась, теперь является обязательной трудовой функцией педагога и должна оплачиваться из оклада.

Так, теперь преподаватель обязан владеть такими компетенциями как работа с одарёнными детьми, девиантными детьми, с теми, для кого русский язык не является родным, а также компетенциями в области инклюзивного образования.

Педагог должен уметь взаимодействовать с другими специалистами: психологами, дефектологами, социальными работникам, а также обладать ИКТ навыками.

В какие локальные нормативные акты будут внесены изменения в процессе введения профстандартов?

Положение об аттестации (в связи с вступлением в силу ФЗ «О независимой оценке квалификации» и необходимостью проводить аттестацию в соответствии с требованиями профстандартов);

Положение об обучении (в связи с изменением трудовых функций педагога);

Положение о премировании (о стимулировании) (в связи с изменением трудовых функций педагога и появлением у него среди обязательных функций тех, за которые раньше предполагались стимулирующие выплаты);

Положение о структурных подразделениях;

Штатное расписание (в связи с требованиями к квалификациям педагогов-предметников, преподавателей начальной школы, русского языка, математики);

Должностные инструкции (в связи с изменением трудовых функций);

Трудовые договоры (в связи с изменением трудовых функций и оплаты труда).

Можно ли уволить сотрудника, который не соответствует профстадартам?

Положения трудового законодательства не позволяют уволить сотрудника просто так. Если он не соответствует профстандарту для занимаемой им должности, то ему должны предложить (при наличии) другую должность.

Также работодатель может отправить работника на профессиональную переподготовку. В соответствии со ст.

 196 ТК РФ подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Следует отметить, что Министерством образования и науки РФ совместно с Профсоюзом работников народного образования и науки РФ издано письмо № 08-415 от 23 марта 2015 г. «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образования», в котором, в частности, указывается, что «Работодатель не вправе обязывать работников осуществлять ДПО за счет их собственных средств, в том числе такие условия не могут быть включены в соответствующие договоры». Вместе с тем, данное письмо не является нормативным актом и не носит обязательного характера.

Если работник отказывается от перевода на другую должность или прохождения переподготовки, то до января 2021 г. с работником ничего сделать не могут.

Вместе с тем, с окончанием переходного периода все работники, находящиеся на должностях педагогических работников должны соответствовать требованиям профстандарта. Таким образом, с января 2021 г.

работника могут направить на независимую оценку квалификации для получения сертификата соответствия (ФЗ «О независимой оценке квалификации» вступает в силу с 01 января 2021 г.).

Независимая оценка квалификации, в случае осуществления её по направлению работодателя, проводится за счёт работодателя центром оценки квалификаций. Конкретный порядок проведения оценки утверждается Постановлением Правительства РФ от 16.11.

2021 N 1204 «Об утверждении Правил проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена».

В тридцатидневный срок соискателю выдаётся свидетельство о квалификации (в случае успешного прохождения экзамена) или заключение о прохождении квалификационного экзамена (в случае неуспешного прохождения экзамена). В настоящий момент свидетельства о квалификации носят бессрочный характер.

Таким образом, если по результатам независимой оценки квалификации работник получил свидетельство о соответствии, то он не может быть уволен из организации на основании несоответствия профессиональным стандартам.

При этом, не следует смешивать понятия «аттестации на соответствие занимаемой должности» и «аттестацию на соответствие профессиональному стандарту». В случае, если педагог не пройдёт независимую оценку квалификации, то о может быть уволен по ст. 81 ч.

 3 «вследствие недостаточной квалификации, подтверждённой результатами аттестации».

Юрий Варламов, юрист МПРО «УЧИТЕЛЬ»

Источник: https://pedagog-prof.org/zashchita-prav/prava-pedagogov/profstandart-pedagog-raz-yasneniya-yurista

Профстандарты: профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда РФ

Текст профессиональные стандарты в образовании утвержденные министерством труда

По нормам трудового законодательства профессиональные стандарты являются требованием к квалификации специалистов, необходимой для выполнения ими профессиональной деятельности. Квалификация, в свою очередь, включает в себя перечень знаний и умений, опыта и профессиональных навыков, которыми должен обладать работник.

Разработкой и утверждением профессиональных стандартов занимается Минтруд России, перечень специальностей при этом формируется с учетом приоритетных направлений развития экономики и предложений Национального совета при Президенте РФ по профессиональным квалификациям. В Трудовом кодексе эти требования регулирует статья 95.

Для того, чтобы любой работодатель или специалист могли в нужный момент найти описание и требования к каждой профессии, для которой уже существует стандарт, профессиональные стандарты, утвержденные Министерством труда 2021, объединены в специальный реестр. Он представляет собой детализированную информационную систему, которая определяет соответствующие требования к квалификации для включенных в нее специальностей. В реестре можно найти:

  • определения, связывающие между собой сферы профессионального труда;
  • описания, которые помогают делать упор на реальный опыт специалистов, а не на программы образовательного характера;
  • перечень полномочий и ответственности работников, занимающих определенную должность;
  • степень ответственности по видам деятельности;
  • другую полезную информацию.

Основы разработки утверждения, применения требований осуществляются ведомством по правилам, установленным постановлением Правительства РФ. Кроме того, есть официальный сайт “Профессиональные стандарты”, который оперативно обновляется. Для удобства поиска и использования специальности приведены в нем в алфавитном порядке.

Обязательность применения профстандартов

До 1 июля 2021 года применение утвержденных Минтрудом России профессиональных стандартов не являлось обязательным и носило рекомендательный характер. Однако, с этой даты начала действовать статья 195.3 ТК РФ, которая регламентирует порядок их применения.

В ней, в частности, сказано, что если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты являются обязательными для применения работодателями.

Остальные организации могут руководствоваться этими требованиями на свое усмотрение.

Так, специалисты Минтруда поясняют, что для определения трудовых функций при заключении или изменении трудовых договоров по нормам статьи 57 ТК РФ, обязательным условием является указание трудовых функций.

Поэтому при указании должностей в штатном расписании работодателям рекомендовано использовать наименования должностей, содержащихся в соответствующем блоке третьего раздела документа, их также содержит реестр профессиональных стандартов 2021.

Что полезного могут почерпнуть из него те работодатели, для которых пока не является обязательным применение на практике установленных требований? Среди такой информации есть, в частности:

  • сведения для формирования основы кадровой политики организации;
  • нормативы для установления системы оплаты труда;
  • данные для определения конкретных трудовых функций для каждого сотрудника;
  • формулировка основных обязанностей работников;
  • помощь в разработке должностных инструкций;
  • требования к обучению и аттестации работников.

Организации, для которых требования к квалификации сотрудников стали обязательными:

  • государственные учреждения и организации;
  • открытые акционерные общества (за исключением кредитных организаций);
  • страховые организации;
  • негосударственные пенсионных фонды;
  • акционерные инвестиционные фонды;
  • управляющие компании паевые инвестиционные фонды;
  • иные экономические субъекте, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций) или проведенные через онлайн кассы;
  • государственные внебюджетные фонды.

Все эти организации обязаны брать на работу главных бухгалтеров или других работников, на которых возлагается обязанность по ведению учета, только в соответствии с профстандартами, поскольку это предусмотрено Федеральным законом от 06.12.

2011 N 402-ФЗ “О бухгалтерском учете”.

Для других отраслей могут быть установлены строгие требования к другим должностям и специальностям, поэтому работодатели должны следить за этим самостоятельно, в чем им может помочь реестр профессиональных стандартов Минтруда.

Актуальность данных в реестре

Министерство труда и социального развития РФ постоянно утверждает новые пакеты профстандартов и обновляет их реестр. Например, 31 марта 2021 года в него были включены такие специальности, как:

  • специалист в области энергоменеджмента в строительной сфере;
  • специалист по проведению энергосервисных мероприятий на объектах капитального строительства;
  • монтажник промышленного газового и газоиспользующего оборудования и газопроводов;
  • техник по композитным материалам;
  • организатор проектного производства в строительстве;
  • машинист комбинированной дорожной машины;
  • специалист по модернизации, техническому перевооружению и реконструкции литейного производства;
  • машинист машины для укладки геосинтетических материалов;
  • калильщик;
  • специалист в области проектирования сооружений водоподготовки и водозаборных сооружений;
  • пружинщик;
  • машинист разогревателя (нагревателя) асфальтобетона;
  • специалист по наладке подъемных сооружений;
  • эксперт по оценке соответствия подъемных сооружений требованиям безопасности;
  • машинист крана общего назначения;
  • машинист машин для забивки и погружения свай;
  • монтажник слаботочных систем охраны и безопасности;
  • специалист в области проектирования систем холодоснабжения;
  • техник по обслуживанию роботизированного производства;
  • врач-лечебник (врач-терапевт участковый);
  • специалист по энергетическому обследованию объектов капитального строительства и др.

С самыми актуальными данными вы можете ознакомиться на PPT.ru, проскольку все утвержденные профессиональные стандарты с 2021 года, список которых по алфавиту можно найти ниже, оперативно включаются в этот перечень.

Его применение на практике позволит каждому работодателю наилучшим образом укомплектовать штат своего предприятия специалистами нужной квалификации, создать необходимый кадровый резерв, а также снизить текучесть кадров.

Все это приведет к уменьшению затрат на кадровые мероприятия, что благоприятно отразится на экономической стабильности компании.

Источник: https://ppt.ru/docs/profstandarts

Профессиональный стандарт педагога в 2021 году

Текст профессиональные стандарты в образовании утвержденные министерством труда
Профессиональный стандарт педагога является частью обновленной национальной системы квалификаций. Они представляют информацию о требованиях к квалификации. Это своего рода база оценки квалификации и труда педагогического работника. Профессиональные стандарты пришли на смену устаревшим должностным инструкциям.

В них содержится информация о профессии, описаны обобщенные трудовые функции, а также требуемые уровни и подуровни квалификации.

Несмотря на то, что апробация этого проекта началась еще в 2013 году, работа на его содержанием будет вестись еще до 2021 года.

Все мероприятия по внедрению профстандарта планируется завершить до 1 января 2021 года.

В этой статье разберем основные разделы профессиональных стандартов педагогов, на которые стоит обратить внимание руководителю школьных организаций. Как мы уже сказали, профстандарт уже внедрен в систему школьного образования. Однако у многих до сих пор остаются вопросы, какие цели преследует этот документ.

Формирует образ современного педагога
Каждый педагог может использовать профстандарт в качестве ориентира для своего профессионального роста.

Регламентирует требования к отбору кандидатов
Руководитель школьного учреждения может определить компетентность будущего сотрудника, оценив его знания и умения в соответствии с профстандартом.

Определяет необходимый уровень подготовки педагога
Если учитель не обладает какими-либо компетенциями из перечня профессионального стандарта, он вправе пройти курсы переподготовки или повышения квалификации. Директор может составить график и план переподготовки всех педагогических сотрудников школы.

Создает оптимальные условия для самостоятельного развития и роста уровня квалификации
Профессиональный стандарт педагога четко прописывает требования к знаниям и умениям. Однако учителям предоставляется возможность самостоятельно выбирать пути достижения целей, реализовывать свои подходы в обучении.

Как видно, профессиональный стандарт призван не только определить курс развития педагога, но также является своего рода инструкцией по работе с персоналом для руководителя школьным учреждением.

Какие компетенции включены
в профессиональный стандарт?

Компетенции педагога – это отдельная тема. В данной статье мы лишь рассмотрим их структуру иосновные направления.

Профессиональная компетентность сотрудников оценивается по трем направлениям:

  1. Владение педагогическими технологиями;
  2. Решение профессиональных задач;
  3. Контроль своей деятельности в соответствии с требованиями и нормами.

Профессиональные компетенции включают в себя следующие компетенции:

интеллектуально-педагогическая

  • применение знаний и опыта в профессиональной деятельности;
  • эффективное обучение воспитанников;
  • способность к инновационной деятельности.


коммуникативная компетентность

  • речевые навыки;
  • умение слушать;
  • экстраверсия и эмпатия.


информационная компетентность

  • умение получать достоверную информацию;
  • эффективный анализ получаемой информации;
  • внедрение новых информационных технологий для решения профессиональных задач.


регулятивная компетентность

  • управление своим поведением;
  • контроль эмоций;
  • стрессоустойчивость.

Также выделяют инструментальные профессиональные компетенции.

Инструментальные профессиональные компетенции

Предметная

  • знание профильной дисциплины;
  • использование современных методик преподавания;
  • отслеживание и знание современных направлений развития преподаваемой области.

Психолого-педагогическая

  • умение установить конструктивные и уважительные взаимоотношения с коллегами, воспитанниками и родителями;
  • владение психолого-педагогическими знаниями для решения воспитательных и образовательных задач;
  • умение находить индивидуальный подход в обучении в зависимости от способностей учеников;
  • поддержка благоприятного микроклимата в коллективе.

Методическая

  • умение отбирать и систематизировать материал;
  • умение организовать различные формы занятий;
  • знания в области инновационных технологий и их применение в обучении.

Ознакомиться с полным перечнем компетенции, а также требуемых знаний и умений можно в тексте Профессионального стандарта педагога на сайте Минтруда или профстандарт.ру.

3 главные особенности профессионального стандарта

Раньше школьный педагог учил школьников только своему предмету. Иногда он выполнял функции классного руководителя. Также в его обязанности входило организация уроков, разработка методов оценки знаний. Немало времени отнимала и работа с документами.Профессиональные стандарты призваны более четко сформулировать функциональные обязанности педагогических сотрудников.

1. Профессиональный стандарт призван дать определение современного педагога

Внедрение профессиональных стандартов кардинально изменит сам подход к определению педагога, его функций, обязанностей и возможностей к самореализации.

Характеристики современного педагога:

  • Мобилен и прогрессивен;
  • Способен находить нестандартные решения различных задач;
  • Имеет глубокие знания по профильному предмету;
  • Хорошо ориентируется в смежных дисциплинах и успешно интегрирует эти знания для комплексного и многогранного изучения своей дисциплины;
  • Активно внедряет в систему обучения предмета IT-технологии;
  • Нацелен на получение новых знаний;
  • Постоянно самосовершенствуется, регулярно повышая уровень своих знаний;
  • Успешно и эффективно взаимодействует с другими специалистами (психологами, дефектологами и прочими);
  • Умеет работать с разными детьми и находить к каждому ребенку индивидуальный подход. Это могут быть дети с ограниченными возможностями, одаренные дети или, скажем, дети-эмигранты, у которых могут возникать трудности с восприятием и пониманием русского языка.

Все эти аспекты современного педагога не являются чем-то недостижимым для современных выпускников. Некоторые трудности, скорее могут возникнуть у более опытных сотрудников, которые привыкли работать по устаревшим стандартам.Однако чтобы и дальше сохранять уровень квалификации и подготовки учеников, им придется соответствовать современным требованиям. Этика для педагога – это очень важный момент его профессиональной деятельности. Педагог находится в постоянном контакте не только с коллегами, но также с учениками и родителями. Именно поэтому важно понимать основные аспекты психологии поведения и общения.

Современный педагог обязан быть терпимым и толерантным во многих вопросах. На стиль его работы и процесс обучения и воспитания никак не должны влиять:

  • религиозные направления;
  • политические убеждения;
  • разнообразие культур.

Педагог никогда не злоупотребляет своим авторитетом!

Среди прочих функций:

  1. Педагог должен обеспечивать психологическую и эмоциональную защиту ученикам.
  2. Учитель – не только преподает новую информацию, он выступает в роли наставника.
  3. Педагогический работник поддерживает культуру образовательного учреждения.

Профессиональный стандарт определяет педагога,
как вежливого, уважительного и корректного сотрудника.

3. Новые возможности карьерного роста

Раньше педагог мог иметь вторую, первую и высшую категорию. Это достаточно узкая градация должностей не стимулировала учителя к саморазвитию и профессиональному росту.

Сегодня в профессиональный стандарт педагога введена новая дифференциация должностей. Теперь предусмотрено 3 категории должности, которые педагог может занимать по результатам пройденной аттестации.

О новой модели аттестации мы писали ранее в этой статье.

  1. Учитель – проводит качественное обучение учеников согласно образовательным программам, взаимодействует с детьми, в т.ч. и с ограниченными возможностями, общается с родителями, а также регулярно повышает уровень профессиональной квалификации.
  2. Старший учитель – разрабатывает передовые образовательные программы, оказывает методическую поддержку коллегам-педагогам.
  3. Заведующий учитель – координирует работу учителей, психологов и дефектологов. Выполняет функции наставника молодых педагогов.

Такая градация должностей предлагает педагогу более комплексно подойти к своему профессиональному росту.

  1. Нет полного соответствия Профстандартов и ФГОС.
  2. Нет окончательного утвержденного списка компетенций для каждой категории должностей.
  3. Нет четкого вектора развития карьеры для каждой категории учителя.

    Решить эту задачу позволит новая модель аттестации.

  4. Пока еще не все педагоги обладают всем набором компетенций, указанным
    в профстандарте.
  5. Недостаток кадров.

    Это затрудняет использование в работе индивидуального подхода к ученикам.

Если педагог сдал национальное тестирование и успешно прошел аттестацию,
но при этом не обладает какими-либо компетенциями, утвержденными профстандартом, увольнять его не будут.

Источник: https://xn--b1agja2bn.xn--p1ai/profstandart_pedagoga_2021

Профессиональные стандарты в вопросах и ответах

Текст профессиональные стандарты в образовании утвержденные министерством труда

Согласно тексту Федерального закона от 02.05.

2015 № 122-ФЗ, если Трудовым кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации будут установлены требования к квалификации, которая необходима работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты по этим специальностям становятся обязательными для применения всеми работодателями.

Звучит очень сурово и, несмотря на тот факт, что уже более 1150 профессиональных стандартов были разработаны и прошли регистрацию в Министерстве юстиции Российской Федерации, остается очень много вопросов.

1. Для кого профстандарты обязательны

Для работников, должности или трудовые функции которых связаны с предоставлением компенсаций, льгот либо с наличием каких-либо ограничений (врачи, государственные гражданские служащие, полицейские, специалисты по охране труда, работники, занятые на подземных работах, педагогические работники и т. д.).

Согласно статье 57 ТК РФ, наименование этих должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и условиям, указанным в квалификационных справочниках или соответствующих положениях профессиональных стандартов.

Для работников, труд которых, кроме Трудового кодекса, регламентирован иным федеральным законом, например «О государственной гражданской службе».

Так, Приказом Минтруда от 22.12.2014 № 1061н утвержден профессиональный стандарт «Бухгалтер». Практически в любой организации, вне зависимости от формы собственности, есть бухгалтер, значит ли это, что всем бухгалтерам теперь надо соответствовать профстандарту?

Надо, но не всем.

Трудовой кодекс, в принципе, не содержит условий и пожеланий к квалификации бухгалтера, а вот в статье 12 Федерального закона «О государственной гражданской службе» есть квалификационные требования к должностям гражданской службы, в связи с чем бухгалтер, замещающий должность государственной гражданской службы, будет обязан соответствовать указанному выше стандарту. Аналогично для бухгалтеров страховых организаций, главных бухгалтеров.

А для обычного бухгалтера общества с ограниченной ответственностью соответствие профстандарту не потребуется, во всяком случае на ближайшее время.

Тем не менее работодателям следует обратить внимание на положения соответствующих профстандартов с целью актуализации имеющейся кадровой документации.

2. Что такое профессиональный стандарт

профстандарта раскрыто в статье 195.1 ТК РФ.

Это качественная характеристика уровня знаний, умений, навыков и профессионального опыта работника, которая необходима для осуществления определенного вида профессиональной деятельности. К указанному необходимо также добавить наличие законченного основного образования и дополнительного обучения.

Простыми словами, профстандарт — это возможности и умения, используемые в профессиональной деятельности, мастерство работника, а не функциональное описание его формальной должности.

Так, профессиональный стандарт «Специалист по управлению персоналом», утвержденный Приказом Минтруда от 06.10.2015 № 691н, содержит описание трудовых функций, например, ведение организационной и распорядительной документации по персоналу.

Для выполнения конкретно этой трудовой функции работник должен иметь среднее профессиональное образование, в его обязанность будет входить обработка и анализ поступающей ему документации по персоналу, для чего, согласно профстандарту, ему необходимо уметь вести учет и регистрацию документов в информационных системах и на материальных носителях, что, в свою очередь, потребует от него знаний технологии, методов и методик проведения анализа и систематизации документов и информации.

Т. е. профстандарт фактически представляет собой взаимосвязанную описательную структуру знаний, умений и навыков работников для выполнения вполне конкретных трудовых функций.

— После вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию мы проходим определенные этапы стандартизации и приведения к единому знаменателю в соответствии с международными требованиями. Не исключение и добровольная сертификация классификаций.

Но, по существу, как профстандарты, так и сертификация необходимы нам для развития промышленных секторов экономики, для ее стабилизации в результате ухода от углеродной политики. Последние 25 лет среди молодежи были непопулярны и немодны рабочие специальности.

У нас выросло целое поколение сплошных юристов, бухгалтеров и финансистов сомнительной квалификации и низкого профессионального уровня. При этом среди предпринимателей, занятых в сфере легкой промышленности, наблюдается высокая конкуренция за технологов производственных процессов, конструкторов или обычных швей.

Требуется перераспределение кадровых ресурсов для создания национальной системы сертифицированных специалистов.

3. Где можно найти утвержденные профессиональные стандарты

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23, Министерство труда и социальной защиты РФ разрабатывает и утверждает соответствующие профессиональные стандарты (с учетом мнения трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений).

Соответственно, на официальном сайте Минтруда содержится исчерпывающий перечень разработанных и утвержденных профстандартов на данный момент. Реестр профессиональных стандартов чиновники актуализируют ежемесячно.

4. Что делать, если действующий работник подпадает под действие профстандарта, но сам не соответствует его требованиям, скажем, по образованию

В случае с образованием варианта два: либо у сотрудника есть необходимое образование, либо его нет.

Если требования профстандарта предусматривают наличие высшего образования и соответствующую программу обучения, то при наличии диплома сотрудника необходимо будет направить в порядке, предусмотренном статьей 196 ТК РФ, на переподготовку или курсы повышения квалификации, которые оплачивает работодатель.

При отсутствии диплома придется объяснить сотруднику, что требования к его должности изменились, и либо предложить ему перевод на другую должность, где профстандарт не действует или работник соответствует его требованиям, либо организовывать аттестационную комиссию, признавать работника не соответствующим занимаемой должности и увольнять его по основаниям, предусмотренным пунктом 3 статьи 81 ТК РФ.

Однако надо понимать, что увольнять работника, который не соответствует профстандарту, можно только после того, как он провалит аттестацию. На этом настаивают судьи Конституционного суда в Постановлении от 14.11.2021 № 41-П. Суд разбирался в следующем деле: истица, работавшая воспитателем, была уволена на основании п. 13 ч. 1 ст.

83 ТК РФ, поскольку не соответствовала профстандарту (не было образования). Работодатель принял решение об увольнении, несмотря на имевшийся опыт работы и игнорируя тот факт, что по итогам аттестации истица была признана соответствующей должности «воспитатель» и ей была присвоена первая квалификационная категория сроком на пять лет.

По мнению судей КС РФ, такое увольнение следует признать незаконным по нескольким причинам:

  • новый закон и необходимость соблюдать требования профстандарта не распространяются на работников, которые были приняты на работу до вступления в силу нормативного акта;
  • профессиональный стандарт не предусматривает исключений для лиц, не отвечающих квалификационным требованиям к уровню образования, но обладающих достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющих качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, а значит, по решению аттестационной комиссии такие работники имеют право продолжать работать;

Источник: https://clubtk.ru/profstandart

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: