Способы заключения международных договоров

Международные договоры как результат компромисса государств – SPRINTinvest.RU

Способы заключения международных договоров

Международный характер следует сделать отправной точкой для анализа и характеристики и следующего интересующего нас типа источников международного торгового права — международных договоров торгово-правового содержания.

Международный договор одним «лицом» всегда повернут к национальным интересам, а другим — к международной арене.

Международный договор может быть в равной степени приурочен ко всем участвующим в нем государствам в целом, но в то же время не может быть приурочен в полной мере ни к одной конкретной державе.

За международным договором нет ни авторитета, ни власти какого-то одного конкретного государства —только всех государств — его участников в целом.

Юридическая сила норм международного договора зиждется не на принуждении к их соблюдению и применению, исходящем от одного конкретного государства, а на их добровольном соблюдении и применении всеми государствами-участниками.

Последнее обстоятельство является поводом к возникновению продолжающейся вот уже много веков дискуссии насчет того, а является ли международное право, понимаемое как право международных договоров, правом?

Откуда берутся «добровольное соблюдение и применение»?

Из акта подписания или ратификации договора — акта проявления внутреннего национального самосознания, точнее — суверенитета державы.

Никто ничего не навязывал — государство само присоединилось к договору.

Последний момент — само присоединилось — многократно усиливается для государств, участвовавших в выработке положений международного договора, то есть государств, не просто «подмахнувших» чужой текст, но выстрадавших свой собственный.

Рационального объяснения этому, конечно, нет, но кто сказал, что международной политикой управляет рациональность?

Зачем нужны международные договоры?

Немного отвлечемся от нашей непосредственной тематики и обсудим следующую ситуацию: возможно ли заставить, скажем, Францию, Испанию или Германию (не говоря уже о Великобритании или США) ввести в действие на своей территории какой-нибудь российский законодательный акт?

Подобная постановка вопроса если и не подаст casus belli, то будет сочтена неудачной шуткой или нелепицей.

Почему? Потому что никакие соображения международной политики не позволят одному государству руководствоваться актом другого государства же, то есть субъекта, юридически равного по положению.

Это будет означать покушение на суверенитет того государства, которому делается подобное «предложение», а со стороны последнего — слабину, готовность стерпеть такое посягательство.

В подобном случае возникает вопрос, а государство ли вообще перед нами?

Каждое государство обязательно должно принять свой собственный нормативный акт — это непреложная истина.

Пусть по своему содержанию и форме он повторяет чужой (иностранный) закон до слова и до запятой.

Именно так, кстати, в свое время поступили множество стран, просто переведя на свои языки и минимально адаптировав к своим местным особенностям Французский гражданский кодекс 1804 г. или Германское гражданское уложение 1898 г.

Главное, чтобы с точки зрения своей внешности, формы это был бы акт данного конкретного государства.

Жить по чужим законам, сохраняя при этом самостоятельность, статус государства, просто немыслимо.

Совсем другое дело — принятие к руководству документа, за которым (хотя бы формально) не маячат суверенитет и власть другого конкретного государства. Оно свободно от всех описанных недостатков.

Государства «слабые», принимающие такие нормы, не чувствуют себя «слабыми», ибо они не подчиняются конкретному государству, а действуют наравне с ними, как равновеликие члены международного сообщества.

В то же время государства «сильные» по-прежнему продолжают чувствовать себя сильными: мы, дескать, по существу так и не дали «слабым» возможности принять собственные акты — убедили подчиниться актам международным.

Принятие международных договоров

Во всяком международном договоре можно указать те содержательные элементы, которые были предложены и внесены в него по настоянию определенного государства, а во многих договорах — и некую основу, имеющую в виду их (то есть государств, инициировавших заключение или сыгравших доминантную роль при выработке условий договора) интересы.

Существуют и такие международные договоры, условия которых выработаны в одностороннем порядке и навязаны другим странам с позиции силы.

Правда, такие договоры характерны почти исключительно для сферы права публичного, и, более того, для сферы двусторонних межгосударственных отношений.

В интересующей нас области — унификации норм международного торгового права — договоров этого типа почти не встречается.

Но и в таких международных договорах устремления и (или) возможности каждого участника, с одной стороны — ограничиваются устремлениями и (или) возможностями других государств-участников, а с другой — и сами выступают ограничителями этих последних.

По крайней мере, с формально-юридической, а в большинстве случаев — и с содержательной точки зрения.

Даже содержание договоров, действительно навязанных одними государствами другим с позиции силы, определяется в конечном счете экономическими и социальными условиями существования государств, которым этот договор навязывается, то есть если не их устремлениями, то по крайней мере возможностями.

Никто не прыгнет выше головы: как никто не сможет платить неустойку по 10% в день от суммы основного обязательства (и нет, следовательно, никакого резона соглашение о ней кому бы то ни было навязывать).

Точно так же в международных отношениях нет смысла заставлять государство делать то, чего оно реально выполнить все равно не сможет.

Некоторые международные договоры торгового права — те, которым на то, чтобы набрать необходимые для их вступления в силу пять-семь ратификаций, требуется несколько десятков лет — лучшее тому подтверждение.

Этого обстоятельства не учитывают авторы, которые называют процесс согласования воль стран-участниц международных договоров лишь «некой теоретической схемой» или «международно-правовым идеалом», который порою расходится с действительностью.

Если и расходится — то в современных условиях не столь уж часто и сильно. Времена, когда международный договор играл роль средства экономического подчинения одним государством другого, остались в прошлом и, видимо, не вернутся уже никогда.

Жизнь показывает, что «закабалять» кого-то сегодня — это слишком дорогое «удовольствие».

Ну а для уничтожения (разорения) государства-конкурента гораздо проще и естественнее использовать какие-то более эффективные средства — объявить, например, что оно финансирует мировой наркобизнес, работорговлю или терроризм, что на его территории создается оружие массового уничтожения, скрывается Усама бен-Ладен, массовым образом практикуются пытки, жестокое обращение с людьми, попираются права человека и т.п.

Международные договоры как результат компромисса

Можно пойти немного дальше, а именно — отрешиться от традиционного представления о договоре как продукте компромисса. В самом деле, каковы основания согласованную с помощью договора волю отождествлять с общей волей его участников? Таких оснований нет.

Считается, что в процессе заключения договора его участники корректируют свои волевые устремления и пожелания исходя из волевых устремлений (пожеланий) и возможностей контрагента. Но так ли это?

Положим, некто хочет продать известную вещь за 100 рублей, а некто — ее купить за рубль. В результате переговоров заключается договор купли-продажи этой вещи за, скажем, 50 рублей. Чью же волю выражает такой договор?

Принято считать, что волю обеих сторон (которая в этом смысле может быть названа волей общей), но равно правдоподобным является и другой ответ — ничью. Ведь ни один же из участников нашего примера не хотел ни продавать, ни покупать вещь за 50 руб. — где же тут общая воля?

Воля согласованная — да, налицо, но почему же общая? Не правильнее ли будет сказать, что согласованная воля есть воля особая, своя собственная, не совпадающая с волей ни одной из сторон договора?

Договор, следовательно, может быть приурочен не к каждому конкретному его участнику, а только ко всем ним в совокупности — так, как будто все они и составляют одно лицо-носителя той самой особой согласованной воли. Лицо фиктивное, не совпадающее ни с одной из сторон договора.

Такова формально-юридическая и, отчасти, философская сторона вопроса.

Говоря же о стороне содержательной, нужно иметь в виду ту цель, которую ставят перед собой международные торгово-правовые договоры, и те методы, при помощи которых она достигается.

Цель в данном случае одна — создание содержательно единообразной системы правового регулирования международных торговых отношений частных лиц, независимо от их национальной принадлежности.

Способы (методы) ее достижения обычно двоякие.

Или это а) установление норм, непосредственно применяемых в частных отношениях лиц-резидентов стран-участниц Конвенций, а то и резидентов третьих стран (типичный пример — Венская конвенция 1980 г. о договорах международной купли-продажи) — унификация в собственном смысле слова.

Или же b) установление норм, адресованных странам-участницам и обязывающих их либо (i) к принятию соответствующего национального законодательства (Женевские вексельные конвенции 1930 г. и чековые 1931 г.) — процесс, обычно называемый гармонизацией, либо (ii) к проведению определенной (валютной, финансовой, внешнеторговой, таможенной и иной) государственной политики.

Особого названия этому методу нет, но вполне уместным будет сказать о методе централизации.

Примером конвенций этого рода служат международные соглашения, образующие основу ВТО.

Иногда — наряду с задачей содержательной унификации законодательства — международные договоры задаются целью его облечения в единообразную форму (таковы, опять-таки, Женевские конвенции 1930 и 1931 гг. о Единообразных законах — вексельном (ЕВЗ) и чековом (ЕЧЗ)).

Нередко сфера их применения ограничивается одними только международными (внешнеторговыми) отношениями (Венская конвенция, Конвенции ООН 1988 о международном финансовом лизинге, международном факторинге, международных переводных и простых векселях и др.) — словом, совокупность этих и некоторых других факторов даст нам типологию международных частноправовых торговых договоров.

Разумеется, мы говорим здесь о международных частноправовых договорах материально-правового содержания. У договоров, унифицирующих нормы коллизионные и процедурные, задачи несколько иные (это тема отдельного разговора).

международных договоров

Из сказанного вполне понятно, каким должно быть содержание международных торгово-правовых договоров.

Содержатели той унификации, гармонизации и централизации не может состояться (а, следовательно, цель обеспечения содержательного единообразия не может быть достигнута) без принципиальной универсальности содержания международных договоров, без его действительно международного (интернационального, космополитического) характера.

Подобно международному торговому обычаю международный торговый договор по своему содержанию должен регулировать отношения, одинаковые у всех народов и стран, или, по крайней мере, отношения, тяготеющие к одному единому (видимо — наиболее прогрессивному) образцу.

Русские юристы давно заметили, что именно торговые отношения являются отношениями, наиболее отвечающими этому требованию.

Так, например, А.И.Каминка писал: «Приемы торговли всюду в известной степени повторяются.

…Народы, у которых происходила позже дифференциация занятий и торговля позже принимала широкое развитие, получали свое коммерческое образование именно под руководством более торговых народов, перенимая у них институты торгового права и путем обычая, и путем законодательства.

…В области торговли мы можем всюду презюмировать заимствование: ее деятели слишком практический народ, чтобы собственным, всегда тяжелым, горьким опытом, создавать там, где можно просто заимствовать. Сама жизнь учит этому заимствованию».

А уже в советское время В.Н.Шретер, говоря о факторах, обусловивших развитие английского торгового права, заметил, что именно ему — торговому праву Англии — «…в настоящее время принадлежит наибольшее влияние и которое определяет стиль и характер права большинства новых стран, втянутых в мировую торговлю, начиная с Соединенных Штатов и кончая колониями и полуколониями».

За вычетом колоний и полуколоний замечание это можно считать актуальным и по сию пору. Специалисты без труда вспомнят международные торговые договоры (и акты частноправовой унификации), которым мировое сообщество обязано странам англо-саксонской системы права.

Источник: https://sprintinvest.ru/mezhdunarodnye-dogovory-kak-rezultat-kompromissa-gosudarstv

Заключение международных договоров. Договорная инициатива. Стадии заключения договора.Полномочия. Ратификация договора

Способы заключения международных договоров

Право заключать международный договор является важнейшим элементом международной правосубъектности и необходимым атрибутом основных субъектов МП.

Заключению договора предшествует договорная инициатива, т. е. предложение какого-либо государства или же группы государств или международной организации заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Договорная инициатива облегчает процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.

Можно выделить основные стадии заключения договора и предвари­тельный этап, который включает в себя проверку полномочий тех лиц,которые прибыли на заранее согласованную встречу для того, чтобы пред­ставлять конкретные государства и в последующем иметь право вести пе­реговоры, подписывать международно-правовые акты и т.д. Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов власти и управления. Органы государства при этом действуют через специально уполномоченных на то лиц, имеющих особые документы, называемые полномочиями.

В полномочиях удостоверяются право на ведение переговоров, принятие договора, установление его аутентичности, подписание и другие способы выражения согласия на обязательность договора.

Полномочия должны выдаваться компетентными органами государства в соответствии с его внутригосударственным правом.

Например, полномочия на ведение переговоров и на подписание международных договоров РФ предоставляются:

  • в отношении договоров, заключаемых от имени РФ,— Президентом, а в отношении договоров, заключаемых от имени РФ, по вопросам, относящимся к ведению Правительства,— Правительством РФ. Полномочия на ведение переговоров и на подписание указанных договоров оформляются от имени Президента или Правительства Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров, заключаемых от имени Правительства,— Правительством РФ. Такие полномочия оформляются Министерством иностранных дел;
  • в отношении договоров межведомственного характера — федеральным министром, руководителем иного федерального органа исполнительной власти.

Выдача полномочий должностным лицам международных организаций регулируется внутренним правом каждой организации.

Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. Проверку полномочий на международных конферен­циях или при многосторонних переговорах выполняют специ­ально созданные комиссии или комитеты. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 г. без специальных полномочий договоры могут подписы­вать:

  1. глава государства;
  2. глава правительства;
  3. министр иностранных дел.

Основные стадии заключения международного договора

1)    Выработка, согласование и принятие отдельных положений дого­вора.

Разработка и согласование текста происходят:

  • по дипломатическим каналам;
  • на международных конференциях;
  • в рамках международных межправительственных организаций.

Тексты двусторонних договоров принимаются единогласно. Много­сторонние – путём консенсуса или большинством в 2/3 .

2) Установление аутентичности договора, т.е. юридической равно­значности, равноподлинности.

Осуществляется путём:

  • парафирования (проставление инициалов или подписание каждой страницы двустороннего договора, лицом, на то уполномоченным);
  • включения текста договора в заключительный акт международной конференции или принятия резолюции в международной органи­зации, открывающей договор для подписания.

3)    Выражение согласия государства на обязательность для него договора осуществляется несколькими способами. Среди них
ст. 11 Венской конвенции 1969 г. называет:

  • подписание договора;
  • обмен документами, образующими договор;
  • ратификация договора;
  • принятие договора;
  • утверждение договора;
  • присоединение к договору;
  • применение любого другого способа, о котором усло­вились договаривающиеся стороны.

Подписание договора с соблюдением правила альтерната (подпись представителя государства в экземпляре договора, который ему предна­значен и составлен на его языке, должна располагаться или слева или вверху). Если стороны условились, то договор может вступать в силу с момента подписания.

Подробнее о правилах подписания договора

Обмен документами, образующими договор, есть выражение согла­сия государств на обязательность для них договора, если они условились об этом обмене документами.

Утверждение (принятие) договора – это одобрение его тем органом, в компетенцию которого входит его заключение в форме федерального за­кона. Утверждаются только те договоры, которые не требуют ратификации.

Присоединение к договору (как к действующему, так и к тому, что ещё не вступил в силу) осуществляется тогда, когда государство не участ­вовало в разработке и заключении договора.

Ратификация договора

Ратификация – это утверждение договора высшим законодательным органом государства. Предложение о ратификации вносится или президентом, или правительством.

Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации.

При обсуждении данного предложения об­ращается внимание на соответствие договора законодательству РФ, даётся финансово-экономическое обоснование и делается вывод о целесообраз­ности данного решения. В соответствии с п. 1 ст. 15 ФЗ «О международ­ных договорах РФ» 1995 г. ряд международных договоров подлежит обя­зательной ратификации в парламенте страны. К этим договорам относятся:

  • исполнение которых требует изменения действующих или при­нятия новых федеральных законов, а также устанавливающие иные правила, чем предусмотрены законом;
  • предметом которых являются основные права и свободы челове­ка и гражданина;
  • о территориальном разграничении РФ с дру­гими государствами, включая договоры о прохождении Государ­ственной границы РФ, а также о разграниче­нии исключительной экономической зоны и континентальногошельфа РФ;
  • об основах межгосударственных отношений по вопросам, затра­гивающим обороноспособность РФ, по во­просам разоружения или международного контроля над воору­жениями,по вопросам обеспечения международного мира и безопасности, а также мирные договоры и договоры о коллективной безопасности;
  • об участии РФ в межгосударственных сою­зах, международных организациях и иных межгосударственных объединениях, если такие договоры предусматривают передачу им осуществления части полномочий РФ или устанавливают юридическую обязательность решений их орга­нов для РФ.

Решение о ратификации оформляется в виде федерального закона и подписывается Президентом РФ.

Двусторонний договор вступает в силу после обмена ратификацион­ными грамотами с наступлением срока, указанного в договоре. Многосто­ронние договоры вступают в силу с момента сдачи депозитарию заранее определённого сторонами требуемого количества ратификационных гра­мот.

В международном праве действует презумпция действительности международного договора, закрепленная в ст. 42 Венских конвенций 1969 и 1986 гг. К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.

Источник: https://jurkom74.ru/ucheba/zakliuchenie-mezhdunarodnich-dogovorov-dogovornaya-initsiativa-stadii-zakliucheniya-dogovora-polnomochiya-ratifikatsiya-dogovora

Порядок заключения международного коммерческого контракта

Способы заключения международных договоров

Многие компании в процессе расширения бизнеса в поисках новых партнёров и клиентов обращают внимание за рубеж.

Однако нужно понимать, что сделки с иностранными структурами имеют свои особенности, о которых нужно помнить на всех этапах, включая заключение контракта и оформление всех сопутствующих документов.

В данной статье мы рассмотрим, как правильно заключить сделку с зарубежным предприятием, что нужно учесть и как сделать так, чтобы контракт был безопасным и выгодным для обеих сторон.

Что считается международным коммерческим контрактом?

Прежде, чем переходить к оформлению, нужно понимать, что вкладывается в понятие международного коммерческого контракта.

Согласно действующему российскому законодательству, речь идет о договоре поставки товаров, оказания услуг или выполнения работ, который заключен между двумя или более сторонами, которые находятся в разных странах и являются субъектами права разных государств. В привязке к законодательству РФ одной из сторон такого иностранного контракта должна быть компания с российской регистрацией.

Также следует обратить внимание, что при определении того, является ли контракт международным, первоочередное значение имеет «прописка» основного коммерческого предприятия.

Так, например, если международная корпорация создала в России дочернюю фирму с российской регистрацией, контракт между ней и российским предприятием все равно будет международным.

Также влияет характер отношений: если предусматриваются экспортно-импортные операции, перечисление денег с зарубежных счетов на отечественные и наоборот, речь идет о международном контракте.

Основные принципы международных коммерческих контрактов

Существует ряд особенностей, которые отличают международные контракты от обычных сделок и которые нужно помнить при заключении такого договора. Вот они:

  • определение валюты сделки – очевидно, что раз контракт международный, то и взаиморасчеты между сторонами могут проходить в иностранной валюте. Этот момент нужно заранее оговорить в тексте договора с указанием конкретной валюты (или несколько, если допускается использование двух и более денежных единиц), а также как будет рассчитываться текущий обменный курс (например, по среднерыночному курсу, с ориентацией на курс Центробанка и т. д.). Также оговаривается валюта выплаты неустоек, штрафов и других платежей;
  • механизм оплаты услуг или товаров – стороны должны обсудить, через какие банки и в каком виде будут поступать деньги от заказчика к исполнителю. Это очень важный вопрос, поскольку не все банки имеют возможности осуществлять международные переводы, или стоимость таких переводов может быть очень высокой;
  • применимое право – в случае, если между сторонами сделки возникнет спор, очень важно знать, по правилам какой из стран он будет разрешаться. Это очень важный нюанс, поскольку в ряде моментов право двух государств может отличаться кардинально, и то, что считается нормальной практикой в одной, будет правонарушением или уголовным преступлением в другой. Также оговаривается в каком суде будут слушаться спорные вопросы. Если стороны не могут прийти к консенсусу, за основу может быть взято международное право, например Венская конвенция ООН или Гаагская конвенция, которые регламентируют вопросы трансграничной торговли;
  • вопросы налогообложения – нужно помнить, что существует понятие «двойного налогообложения», когда компания, получающая доходы от иностранного партнера, должна уплачивать налоги и в своей стране, и в той стране, где находится источник дохода. С некоторыми странами Россия подписала соглашение об отмене двойного налогообложения, и в этом случае такой неприятный момент исключен. Потому рекомендуется прежде, чем заключать сделку, убедиться в том, что вы избежите двойного налогообложения, или сразу учесть этот фактор в бизнес-модели;
  • таможенные вопросы – большинство международных договоров включают в себя экспортные или импортные операции. Практически для всех групп товаров предусмотрено взымать таможенные сборы, которые могут сильно отличаться в зависимости от страны и категории товара. Также нужно помнить, что некоторые товары вообще запрещены к ввозу или вывозу, и их список постоянно меняется в соответствии с международными договорами, эмбарго, санкциями и другими нюансами.

Если учесть эти особенности и принципы, можно заключить безопасный и эффективный международный контракт без особых рисков.

Порядок действий при заключении международного коммерческого контракта

В целом процедура заключения международного контракта не сильно отличается от аналогичного договора между сторонами одной юрисдикции (конечно, со своими нюансами) и состоит из таких этапов:

  1. Обсуждение спорных вопросов и урегулирование нюансов. В разделе выше можно найти основные такие вопросы: механизм оплаты, налогообложение, валюта расчетов, таможенные вопросы, применимое право и т. д. Согласовывать их лучше не только между представителями компаний, но и с участием юриста по международным делам, который проконсультирует по различным спорным моментам и подскажет, как правильно оформить все документы.
  2. Определение основных положений договора. Как и в любом контракте, в международном есть обязательные (существенные) положения: указание сторон, перечень товаров или услуг, которые должны быть поставлены, стоимость, механизм оплаты, сроки поставки и т. д. Всё это обязательно должно быть отображено в договоре, причем чем подробнее, тем лучше – в будущем проще будет разрешать возникающие конфликты.
  3. Составление и подписание договора. Когда все положения и спорные моменты улажены, составляется документ, который после анализа юристами сторон подписывается ответственными представителями (обычно это директор или его заместитель с правом подписи).
  4. Перевод текста договора. Чаще всего международный контракт должен быть переведен на все языки, которыми пользуются стороны, для исключения разночтений или сложностей с пониманием отдельных пунктов. Причем перевод должен быть заверен нотариусом – только в этом случае он получает юридическую силу. Также в тексте договора нужно указать, какой из языков будет считаться предпочтительным при возникновении споров.

Отдельно регистрировать в российских государственных органах контракт не нужно. После подписания и перевода он вступает в силу.

Заключение

Подготовка международного договора – очень ответственное дело, в котором нужно учесть немало нюансов. От того, насколько удачно он составлен, во многом зависит успех сделки и ее безопасность. Потому, чтобы не упустить важные моменты, минимизировать возможные риски и защитить свои интересы, при подготовке рекомендуется воспользоваться услугами юриста по международному праву.

Источник: https://advokat-osherov.ru/blog/poryadok-zaklyucheniya-mezhdunarodnogo-kommercheskogo-kontrakta/

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: