Специфика законов рф конституционных поправках

Содержание
  1. Поправки в Конституцию России: насколько законна процедура их принятия?
  2. Какие предложения?
  3. Так какие проблемы, если все ясно?
  4. Причем здесь Конституционный Суд?
  5. Общероссийское ание, а не референдум
  6. Предлагались одни поправки, а на ание – фактически другие!
  7. Поправки в Конституцию: что приняли и для чего это нужно — SmolNarod.ru
  8. Неприкасаемые
  9. Странные нормы
  10. Ограничениячиновникам и «плюшки» пенсионерам
  11. Президентский«безлимит»
  12. Усиление Совфеда
  13. Президент – начальникправительства, госсовета и совбеза
  14. Неприкасаемый экс-президент– пожизненный сенатор
  15. Публичная власть
  16. Для чего Путину нужны поправки в Конституцию?
  17. Процесс пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок
  18. Процедура пересмотра конституционных положений
  19. Порядок внесения поправок в конституционные положения
  20. Особый порядок при внесении поправок
  21. За что будем ать: суть поправок в Конституцию РФ 2021
  22. Кратко о поправках в Конституцию РФ
  23. Положения о Президенте РФ
  24. Федеральное собрание
  25. Органы исполнительной власти
  26. Суды и прокуратура
  27. Местное самоуправление
  28. Вместо заключения

Поправки в Конституцию России: насколько законна процедура их принятия?

Специфика законов рф конституционных поправках
Разбираемся в хитросплетениях российского права

Как известно в середине марта текущего года Государственная Дума и Совет Федерации одобрили поправки в Конституцию России.

Вторая и третья статьи закона раскрывают механизмы принятия этих самых поправок.

Вся соль заключается в том, что сама процедура очень необычна и включает в себя оценку этих правок со стороны Конституционного Суда, общероссийское ание. Стоит отметить, что ранее ничего подобного в практике правоприменения не встречалось и не записано ни в одном законе страны.

Далее попробуем разобраться насколько вся эта конструкция соответствует Конституции и общепринятым стандартам права.

Какие предложения?

Поправки к главам 3-8 Конституции принимаются в том же порядке, что требуется для принятия федерального конституционного закона (статья 136 Конституции РФ).

Следовательно, для их принятия требуется одобрение не менее 2/3 депутатов Государственной Думы и не менее 3/4 членов Совета Федерации.

Поправки вступают в силу после их одобрения заксобраниями не менее 2/3 регионов страны (ст. 136 Конституции РФ).

Между тем принятый закон о поправках говорит о том, что после одобрения проекта регионами вступает в силу только третья статья закона. В ней говорится, что президент направляет в Конституционный Суд запрос о соответствии закона 1,2 и 9 главам Конституции и предоставляет судьям 7 дней для того, чтобы дать заключение.

Если Конституционный Суд даст положительное заключение, вступает в силу вторая статья закона, которая предусматривает общероссийское ание. Поправки вступают в силу, если за них проголосует более половины граждан, принявших участие в ании. Если меньше половины-поправки не вступают в силу.

Если же Конституционный Суд вдруг даст отрицательное заключение, поправки не вступают в силу, общероссийское ание не проводится.

Так какие проблемы, если все ясно?

Сама по себе идея с всенародным анием скорее всего не противоречит статье 136 Конституции России. А вот конституционность всего алгоритма вызывает вопросы.

Принципиальный вопрос – момент ания. По логике вещей, оно должно проводится после одобрения поправок парламентом, но до их одобрения заксобраниями не менее 2/3 регионов страны. Тогда все ясно, люди выражают мнение, регионы одобряют. Юридически все безупречно.

Но “фишка” заключается в том, что общероссийское ание проводится тогда, когда по поправкам положительно высказались органы всех уровней власти (федеральные, региональные).

Но если народ проголосует двумя руками “за”, тут все понятно! А вот, если против? Ведь теоретически такая вероятность существует? Или же нет… В таком случае закон гласит, что поправки в силу не вступают.

Но проблема состоит в том, что пресловутая статья 136 Конституции не предусматривает возможности не вступления в силу поправок, одобренных двумя палатами федерального парламента и заксобраниями не менее 2/3 регионов России(!)Конституционный Суд России уже вынес свой вердикт. Закон “О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию Российской Федерации” соответствует Основному закону страны и нормам действующего законодательства

Причем здесь Конституционный Суд?

С Конституционным судом та же проблема. Его заключение предусмотрено на слишком поздней стадии. Но это еще полбеды.

проблема заключается в следующем.

Деятельность Конституционного Суда РФ регламентируется статьей 125 Конституции РФ и федеральным конституционным законом, которые не дают данному Суду указанных полномочий.

Тем более выглядит сомнительным и спорным семидневный срок для дачи президенту заключения (такой принципиальный, судьбоносный вопрос по логике требует куда больше времени для размышления).

Общероссийское ание, а не референдум

Статья 3 Конституции гласит, что высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы. А что является “общероссийским анием”? Законодательство такого термина не содержит.

Предлагались одни поправки, а на ание – фактически другие!

Еще одна проблема заключается, в том, что поправки представляют из себя “винегрет”, набор не связанных друг с другом норм.

Вспомните, Президент в Послании к Федеральному Собранию разделил предлагаемые поправки в Конституцию РФ на семь блоков. Но позже, поправки стали предлагать и вносить (в том числе с обнулением сроков президента) с этими блоками никак не связанные.

Налицо несоблюдение положений федерального закона “О порядке принятия и вступления в силу поправок в Конституцию Российской Федерации”, которым предусмотрено, чтобы одним законом о поправках охватывались взаимосвязанные изменения текста Конституции.

Из-за этого, россиянам предлагается ать либо за, либо против всего пакета поправок. И те кто поддерживает часть поправок, но категорически против другой части поправок, будут лишены выразить свою волю.

Есть определенная уверенность, что значительная доля участников всенародного ания понятия не будут иметь о полном списке и содержании всех поправок, по которым предложено проать.

Как говорится, поживем – увидим! 22 апреля уже не за горами!

Настоящая статья содержит авторскую точку зрения, которая может не совпадать с мнением других.

Ставьте лайк, если статья оказалась полезной, и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации!

Послание президента Путина: лозунги популизма или прорыв в улучшении жизни россиян

Паспорт гражданина СССР. Можно ли использовать для удостоверения личности в наше время

Как вернуть или обменять купленные лекарственные препараты

Источник: https://zen.yandex.ru/media/jurist_dla_naroda/popravki-v-konstituciiu-rossii-naskolko-zakonna-procedura-ih-priniatiia-5e77609fdc99f90a35290f96

Поправки в Конституцию: что приняли и для чего это нужно — SmolNarod.ru

Специфика законов рф конституционных поправках

Совет Федерации напленарном заседании одобрил закон о поправке к Конституции РФ. За принятиезакона проали 160 сенаторов, один — против, трое воздержались. Какпоправки повлияют на жизнь россиян, и каков «тайный замысел» их инициатора –президента Владимира Путина?

Итак, изменения вносятся в 6 из 9 глав Конституции РФ. Нетронутыми остаются Глава 1. «Основы конституционного строя», Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» и Глава 9. «Конституционные поправки и пересмотр Конституции». Они могут быть пересмотрены только при участии специально созванного Конституционного собрания.

Неприкасаемые

О чем говорится в «неприкасаемых» статьях Конституции? Глава1. «Основы конституционного стоя» провозглашает народ источником власти в РФ иносителем суверенитета. Права и свободы человека объявлены высшей ценностью. Закладываетсяструктура государственного устройства – с точки зрения территориального деленияи органов власти.

Никуда не делась и статья 12, согласно которой органы местного самоуправления не входят всистему органов государственной власти. При этом в измененных статьях Конституциипоявляется новый термин – «публичнаявласть», которая фактически нивелирует эту норму. Светский статусгосударства соседствует с появившейся в Главе 3 «верой в Бога».

Глава 2 – «Права и свободы человека и гражданина» также осталась неизменной. Здесь и всеобщее равенство перед законом и судом, и право на жизнь, и достоинство личности, которое охраняется государством.

Нетронутыми остаются статьи о неприкосновенности жилища, а также личной, частной жизни; свободе передвижения, совести, вероисповедания, а также свободе слова.

Всего Глава 2 состоит из 48 статей, которые благостно описывают Россию как правовое государство.

Странные нормы

А теперь о новшествах. Они начинаются в Главе 3. «Федеративноеустройство». Так, появляется новое понятие – «федеральные территории» (ст.67),которые могут быть созданы федеральным законом; пункт о защите Россиейсуверенитета и территориальной целостности.

Новая статья 67.1.

являет читателю оценочные,а потому наиболее противоречивые положения о правопреемстве СССР, «памятипредков, передавших нам идеалы и веру в Бога», почитании памяти защитниковОтечества, детях, как о важнейшем приоритете государственной политики России.

В статье 68, которая провозглашает русский язык государственным на всей территории страны, появляется тезис о «государствообразующем народе».

Чтобы нивелировать перекос в сторону «русскости», статья 69 обещает беречь «культурную самобытность всех народов и этнических общностей РФ». Добавлена норма о поддержке соотечественников, проживающих за рубежом.

Вопрос о том, какое отношение все эти нормы имеют к федеративному устройству, полагаем, останется без ответа.

Ограничениячиновникам и «плюшки» пенсионерам

Значительное количество поправок связано с ограничениями руководителямгосударственных и муниципальных органов власти, а также федеральным судьям ипрокурорам. Им запрещено иметь двойное гражданство и открывать вклады виностранных банках.

Статья 75 дополняется положением о МРОТ, который должен быть не ниже величины прожиточного минимума, а также об индексации пенсий не реже одного раза в год. Однако с точки зрения законодательства нового в этом ничего нет. По сути, в Конституции дублируется существующая норма из статьи 133 Трудового кодекса РФ и статьи 17 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Президентский«безлимит»

Самые существенные поправки в Конституцию, ради которых, судя по всему, все и затевалось, начинаются в Главе 4. «Президент Российской Федерации».

В ней появляются совершенно новые положения, которые ограничивают возможность граждан РФ занимать должность президента. К ранее существовавшей норме о возрасте (не моложе 35 лет) добавляется ценз оседлости — постоянное проживание в РФ не менее 25 лет.

А также ограничения, связанные с двойным гражданством, которое президенту нельзя иметь не только на момент избрания, но и вообще никогда. Исключения делаются только для тех территорий, которые были приняты в состав РФ. Видимо, речь идет о республике Крым.

Ну и, наконец, самое интересное – ограничения по срокам. Втекущей редакции Конституции одно и то же лицо не может занимать должность президентаболее двух сроков подряд. В новойредакции слово «подряд» исключено. Но документ дополнен новым пунктом 3.

1, вкотором изложены «переходные положения». Согласно им, ограничение, изложенное впункте 3, не действует на лицо, занимающее должность президента на моментпринятия этой поправки. Т.е. Владимир Путин может пойти на новые президентскиевыборы в 2024 году. А может и не пойти.

Усиление Совфеда

В главах 4-6 фиксируется перераспределение полномочий междупрезидентом, правительством и Федеральным Собранием. Кандидатура премьер-министраи его заместителей утверждаются Государственной Думой по представлениюпрезидента. В текущей редакции Конституции премьера назначает президент ссогласия Госдумы.

Также Госдума может выразить недоверие правительству. Однакоотставка премьера, его заместителей и министров принимается или отклоняетсяпрезидентом единолично. Что касается министров, в том числе, силовиков, то их назначаетна должность президент после консультации с Совфедом.

В текущей редакцииКонституции таких консультаций не предусмотрено.

С сенаторами президенту придется консультироваться при назначении и освобождении от должности генерального прокурора, его заместителей, прокуроров субъектов РФ, военных и иных спецструктур.

Кроме того, сенаторы будут рассматривать по представлению президента ключевые кадровые вопросы, связанные с Конституционным и Верховным судами РФ, а также Счетной палатой РФ.

Госдуме доверят лишь назначения заместителя председателя Счетной палаты и половины от общего числа ее аудиторов.

Президент – начальникправительства, госсовета и совбеза

Президент, согласно новой редакции Конституции, начинаетосуществлять общее руководство Правительством РФ, отдавая ему поручения (статья115). В текущей редакции Конституции такой нормы нет.

Что касается правительства РФ, то его функции расширеныноминально: оно обеспечивает социально-ориентированную политику государства. Помиморанее закрепленных направлений организует заботу о детях, семье, инвалидах,волонтерах; занимается сохранением окружающей среды, научно-техническимразвитием России, поддержкой предпринимательства.

В Конституции впервые прописан орган власти, формируемыйпрезидентом – Государственный Совет, который «обеспечивает согласованноефункционирование и взаимодействие органов публичной власти, определяет основныенаправления внутренней и внешней политики РФ». Более широкое толкование вКонституции (без какой-либо конкретики) получил и Совет безопасности.

Неприкасаемый экс-президент– пожизненный сенатор

В статье 92.1 прописаны гарантии бывшему президенту РФ. Речьидет о неприкосновенности, которой может лишить Совет Федерации лишь пооснованиям, прописанным в статье 93: в случае выдвинутого Госдумой обвинения вгосизмене или совершении иного тяжкого преступления. Но прежде его долженподтвердить Верховный Суд РФ.

После отставки бывший президент «по умолчанию» делегируется в Совет Федерации, где (по своему желанию) становится пожизненным сенатором. Наличие «пожизненных сенаторов» — также конституционная новация.

Публичная власть

В обновленной Конституции появляется термин «публичная власть», который встречается восемь раз. В текущей редакции Основного закона его нет вообще.

Судя по всему, через понятие «публичной власти» будет нивелироваться автономия местного самоуправления от органов государственной власти, досаждающая глав российских регионов и федеральный центр.

Расшифровки понятия в новой редакции Конституции нет.

«Организация публичной власти» дебютирует в статье 71 о том,что находится в ведении РФ. В статье 80 (Глава 4.) обеспечение функционированиясистемы публичной власти относится к числу полномочий президента.

Статья 113 Главы 7 обновленной Конституции определяет, что органыгосударственной власти могут участвовать в решении кадровых вопросов местногосамоуправления – назначении и удалении в отставку местных глав.

Для чего Путину нужны поправки в Конституцию?

«Все поправки в Конституцию можно подразделить на три типа:ритуальные, функциональные и стратегические, — считает главный редактор Smolnarod.ru Максим Захаров.— Т.н. ритуальные поправки — это весь набор оценочных категорий, которыепоявились в 3 Главе Конституции и описывают миссию российского народа и Россиив целом.

Через ритуальные поправки Путин обращается к тем социальным категориямграждан, от участия которых в ании в первую очередь зависит его успешность:интеллигенции, военным, патриотам, деятелям культуры, медикам, верующим,русским, национальным меньшинствам… На эти категории граждан возложена миссиясделать легитимным как само ание, так и все дальнейшее пребывание Путинау власти.

Функциональные поправки призваны закрепить сформировавшийсяза годы правления Путина общественный запрос на справедливость.

Речь идет обограничениях для всех категорий чиновников относительно двойного гражданства,счетов в иностранных банках, а также социальных гарантий относительно МРОТ ииндексации пенсий. Они носят прикладной характер и в целом непротиворечивы.

Хотянеобходимости принятия поправок, скажем, о МРОТ или пенсиях, нет – эти нормыуже зафиксированы в действующем законодательстве.

Наконец, набор стратегических поправок, касающихся перераспределения властных функций, ради чего все и затевалось. В него заложено несколько точек бифуркации, которые будут иметь значение на завершающем этапе транзита власти ближе к 2024 году.

Каждая из точек закладывает находящуюся под контролем Путина неопределенность для властных элит. Эта неопределенность функциональна, потому что не позволит элитам до самого окончания президентского срока Путина начать самостоятельную игру и дестабилизировать ситуацию в стране.

При этом она создает для президента несколько легитимных сценариев сохранения во власти – либо через снятие ограничений по количеству президентских сроков, либо через миграцию в новый конституционный орган – Государственный Совет или в усиленный Совет Федерации.

Она же позволит Путину и безопасно покинуть власть, сохранив за ним прописанную в обновленной Конституции неприкосновенность от уголовного преследования и пожизненное сенаторство».

Источник: https://smolnarod.ru/politroom/popravki-v-konstituciyu-chto-prinyali-i-dlya-chego-eto-nuzhno/

Процесс пересмотра Конституции Российской Федерации и принятия конституционных поправок

Специфика законов рф конституционных поправках

Изменить законодательные нормы возможно либо путем внесения поправок, либо, осуществив пересмотр.

Определение 1

Пересмотром Конституции является принципиальное изменение значимых ее положений, предполагающее принятие новой Конституции.

В частности, к пересмотру Конституции РФ может привести внесение изменений в главы 1, 2 и 9 действующей Конституции. При этом в ст.135 Конституции РФ указано, что Федеральное собрание не вправе изменять положения указанных глав (гл.

1 – «Основы конституционного строя», гл. 2 – «Права и свободы человека и гражданина», гл. 9 – «Конституционные поправки и пересмотр Конституции»).

Таким образом, эта специфика акцентирует внимание на том, что пересмотр возможен при кардинальных глобальных законодательных изменениях.

Определение 2

Внесение поправок является инструментом изменения конституционных положений, не приводящим к необходимости принять новую Конституцию.

Внести правки возможно в главы 3-8 Конституции РФ при непосредственном участии парламента РФ.

Правом выносить инициативные предложения, связанные с пересмотром или внесением поправок, наделены (Конституция РФ, статья 134):

  • президент России;
  • Совет Федерации;
  • Государственная Дума;
  • Правительство РФ;
  • законодательные органы РФ;
  • группа лиц из числа представителей Совета Федерации и/или депутатов Госдумы, не менее 1/5 от общего числа представителей указанных органов власти.

В случае возникновения у органов государственной власти инициативного предложения по внесению изменений в нормативные положения Конституции РФ оформляется соответствующий акт.

Это может быть Постановление Совета Федерации, Указ Президента и т.п.

Очевидно, что принятие этих актов должно происходить согласно процедурам, также закрепленным в нормативных документах страны (Конституция РФ, Регламенты палат Федерального собрания и пр.).

Процедура пересмотра конституционных положений

Схема пересмотра конституционных положений усложнена по составу субъектов и предполагает несколько этапов:

  1. Вынесение инициативы по пересмотру на рассмотрение Федеральному Собранию.

Инициативы по пересмотру выносятся субъектами, наделенными соответствующим правом, указанными выше (ст.134). Для того, чтобы вынесенное предложение продолжило движение согласно процедуре, его должны поддержать 3/5 от совокупной численности членов Совета Федерации или депутатов Госдумы.

  1. Созыв Конституционного собрания.

Если вынесенная инициатива была поддержана Федеральным собранием РФ, следующим шагом становится созыв Конституционного собрания. ФЗ о Конституционном собрании должен определять процедуру созыва, состав субъектов и регламент его функционирования. На данный момент в системе законодательства РФ подобного закона нет, хотя несколько соответствующих законопроектов были внесены в Госдуму.

В результате деятельности Конституционного Собрания должно осуществиться принятие одного из двух очевидно возможных решений: утверждение неизменности действующей Конституции; начало разработки проекта обновленной Конституции.

После того, как проект обновленной Конституции подготовлен Конституционным Собранием, он должен быть принят одним из возможных способов:

  • анием участников Конституционного Собрания с числом положительных решений не менее 2/3 от совокупного количества всех проавших;
  • всенародным анием-референдумом.

Определение 3

Способ непосредственного правотворчества граждан, выражения их воли относительно определенного вопроса, реализующийся путем ания, называется референдумом.

Новый проект Конституции можно считать принятым в результате референдума, если соблюдены два условия:

  • количество проавших составит более 1/2 общего числа избирателей;
  • за принятие нового проекта проголосует более 1/2 совокупного числа проавших.

Соответственно, новая Конституция не будет принята, если показатель добровольной явки избирателей оказался ниже необходимого уровня или проект большинством был отклонен всенародным анием.

Усложнение процедуры пересмотра Конституции имеет своей целью обеспечение стабильности базовых основ действующего конституционного строя, в частности, устойчивость положений, содержащих постулаты о правах и свободах граждан.

Опиши задание

Порядок внесения поправок в конституционные положения

Сравнительно с пересмотром процедура внесения поправок более проста, но тоже имеет свои сложности. Как было отмечено выше, говоря о возможном внесении поправок в конституционные положения, мы имеем в виду гл. 3-8 Конституции Российской Федерации. Порядок реализации внесения поправок (ст.136, Конституция РФ) состоит из двух фаз:

  1. Принятие конституционных поправок происходит в порядке, установленном в отношении федерального конституционного закона.
  2. Принятый Закон о поправках приобретает юридическую силу, если он одобрен органами законодательной власти численностью не менее 2/3 всех субъектов РФ.

Многоступенчатый и отягощенный порядок внедрения конституционных поправок решает задачу обеспечения глубокого серьезного подхода к принятию решений, а также учета воли и позиций более широкого представительства гражданских интересов.

Порядок принятия Федеральным собранием предлагаемых поправок в положения Конституции имеет уточнение в виде Постановления Конституционного Суда РФ, которое гласит, что внесение поправок в соответствии со ст.

136 может быть осуществлено в форме соответствующего акта о конституционной поправке, обладающего специальным статусом, делающим его отличным от федеральных и федеральных конституционных законов.

Таким образом, Конституционным судом определено, что внесение правок в Конституцию РФ может быть оформлено в виде особого правового акта – Закона РФ о поправке к Конституции. Схема принятия такого закона аналогична схеме принятия федерального конституционного закона.

Чтобы Закон о конституционных поправках был принят и вступил в силу, он должен получить одобрение представителей Совета Федерации численностью не менее ¾ совокупного количества его представителей и не менее 2/3 совокупного числа депутатов Госдумы. Отличительная черта специального Закона о поправках – обязательность одобрения его органами законодательной власти (численностью более 2/3 от общего числа субъектов РФ).

Замечание 1

Законодательно процедура внесения и принятия поправок в Конституцию закреплена Федеральным законом №33-ФЗ «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации» (04.03.1998 г.).

Особый порядок при внесении поправок

В отношении некоторых положений Конституции предполагается особый порядок для внесения поправок. В частности, ч.1 (ст.

65) Конституции РФ устанавливает состав (список субъектов) Российской Федерации: для внесения изменений в эту статью необходимо осуществлять данную процедуру на основании федерального конституционного закона, транслирующего порядок образования в составе страны нового субъекта (ч.1, ст.137, Конституция РФ).

На данный момент таковым является Федеральный Конституционный закон от 17.12.2001 г. №6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта Российской Федерации».

Очевидно, что принятие в Российскую Федерацию нового субъекта приводит к изменению/обновлению состава субъектов РФ (присоединение иностранного государства/его части), а новый состав субъектов, в свою очередь, влечет за собой изменение внутренней структуры или размежевание территории России.

Замечание 2

Процедура принятия нового субъекта в состав Российской Федерации регламентируется также международным договором, заключенным с иностранным государством, которое целиком или частично присоединяется к Российской Федерации.

Особый, но более простой, чем в случае с изменением состава страны, порядок установлен для смены наименования субъекта Российской Федерации (республики, края, области и т.д.). Изменение названия субъекта подведомственно самому субъекту.

Данная процедура осуществляется в порядке, закрепленном в конституции или уставе субъекта. После выполнения процедуры переименования новое название на основании указа Президента РФ включается в статью 65 Конституции РФ (ст.137, ч.

2, Конституция РФ).

В случае возникновения спорной ситуации Президент имеет право обращаться к согласительным процедурам для нивелирования разногласий между органами государственной власти и органами государственной власти субъектов.

Согласительные процедуры закреплены в Конституции РФ (ч.1, ст.85). В ситуации, когда согласованное всеми сторонами решение принять не удалось, Президент РФ может передать рассмотрение вопроса в соответствующий суд.

Недопустимо осуществлять такое изменение наименования субъекта, которое не будет соблюдать права и свободы гражданина/граждан, может затронуть интересы других субъектов страны, страны в целом или иных государств, предполагает смену конституционно-правового статуса субъекта.

Источник: https://Zaochnik.com/spravochnik/pravo/konstitutsionnoe-pravo-rossijskoj-federatsii/protsess-peresmotra-konstitutsii-rossijskoj-federa/

За что будем ать: суть поправок в Конституцию РФ 2021

Специфика законов рф конституционных поправках

Поправки в Конституцию РФ 2021 года вносятся законом 1-ФКЗ. Нормативный акт издан 20 марта. Однако в силу он вступит лишь после одобрения на общенародном ании. Перед посещением избирательного участка россиянам следует разобраться, какие именно изменения несет в себе документ. От оценочных суждений мы постарались отказаться, выделив лишь ключевые моменты.

Кратко о поправках в Конституцию РФ

В статью 67 вводится специальный термин – «федеральные территории». Создаваться такие зоны будут на основании закона. Этим же документом определят структуру публичной власти.

Особенностью станет прямое подчинение центральному аппарату. Предполагается, что территории создадут в местах расположения стратегических объектов, заповедников, военных баз.

Местные и региональные власти окончательно утратят контроль в отношении этих территорий.

Кроме того, в норме появится прямой запрет действий, направленных на отчуждение российских земель. Исключение сделано для следующих случаев:

  1. Делимитация – установление границы со смежным государством в результате переговоров.
  2. Демаркация – формирование границ с установкой специальных знаков на основании международных документов.
  3. Редемаркация – уточнение или восстановление пограничных столбов и меток.

В Конституции РФ должна появиться новая статья 67.1 об историческом наследии. Россия признается  правопреемником советского государства. Это касается активов за пределами страны, членства в международных объединениях, участия в договорах.

В основном законе будет указано на основные ценности. К таковым отнесли государственное единство, веру в Бога, сохранение памяти предков, почтение к защитникам Отечества, историческую правду.

Приоритетом признаны дети, а именно их всестороннее развитие, воспитание и образование.

Особое внимание уделено взращиванию в несовершеннолетних гражданах патриотических чувств и уважения к старшему поколению.

В статью 68 предлагают включить положение о защите уникальной многонациональной культуры РФ. Уточнению подверглись и нормы о коренных народах. Государство гарантирует сохранение самобытности, а также оказание поддержки соотечественникам за рубежом. Поправки в ст. 70 позволят переносить места постоянного пребывания органов власти из Москвы в другие города.

Уточнению подвергся и объем полномочий Российской Федерации. В норме появились упоминания об информационных технологиях, электронной безопасности. На федеральном уровне будут устанавливать ограничения для региональных и муниципальных служащих. Централизация власти усилится. Одновременно скорректировали требования к чиновникам:

Уровень

Минимальный возраст

Гражданство и место жительства

Имущество

Глава субъекта РФ

30 лет

На должность назначаются только россияне. Наличие иностранного гражданства делает невозможным занятие поста.

Запрещено открывать вклады или хранить ценности в иностранных учреждениях за рубежом

Руководитель федерального органа власти

Вопросы совместного ведения РФ и регионов практически не изменились. Список пополнился молодежной политикой.

В статье 72 особо выделили определение брака. Таковым признан союз мужчины и женщины. Акцент сделали на необходимости поддержания здорового образа жизни, создании благоприятных условий воспитания детей. Этими проблемами власти будут заниматься совместно.

В статью 75 Конституции РФ ввели положения о минимальной оплате труда на уровне прожиточного минимума. Здесь же закреплено обязательство о ежегодной индексации пенсий, актуализации социальных пособий, адресной поддержке граждан. Основной закон страны дополняется ст. 75.1. Норма признает обязанностью государства создание условий экономического роста и улучшение благосостояния населения.

В статье 79 устанавливается приоритет российского права над международным. Если решения, например, Европейского суда будут противоречить Конституции РФ, исполнять их откажутся.

Одновременно в основной закон страны вводится норма о принятии мер к укреплению и обеспечению мира на планете.

Действовать Россия обязана с учетом принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Положения о Президенте РФ

Поправками уточнено определение статуса главы государства. Избираться он по-прежнему будет всенародным анием 1 раз в 6 лет. Однако требования к кандидатам ужесточили:

  • возраст – от 35 лет;
  • постоянное проживание в России – не менее 25 лет;
  • отсутствие иностранного гражданства, в том числе в прошлом;
  • отказ от вида на жительство или иных прав постоянного пребывания в зарубежных странах;
  • запрет на хранение денег и ценностей в иностранных учреждениях за пределами РФ.

Это означает, что стать президентом могут только коренные жители. Исключение сделано для населения территорий, включенных в состав РФ. Отдельным пунктом сроки действующего главы государства «обнулили». После вступления в силу поправок Владимир Путин сможет избираться на пост не менее 2 раз.

Изменения заметно усиливают позиции президента. При одобрении закона 1-ФКЗ его компетенция будет дополнена следующими позициями:

  1. Утверждение структуры органов исполнительной власти, внесение в нее изменений, а также определение ведомств для личного руководства.
  2. Принятие отставки Председателя Правительства РФ, его заместителей, федеральных министров.
  3. Назначение ключевых руководителей исполнительных органов. Исключения сделаны лишь для министров обороны, юстиции,  государственной безопасности, внутренних и иностранных дел, чрезвычайных ситуаций. Эти должностные лица могут занять пост с одобрения Совета Федерации.
  4. Самостоятельное назначение Генерального прокурора РФ, его заместителей и руководителей нижестоящих надзорных ведомств. Условием становится консультация с верхней палатой парламента.
  5. Постановка вопросов о смещении судей КС и ВС РФ, в том числе председателей и их заместителей. Внести представление в Совет Федерации России президент может как при совершении указанными лицами порочащих поступков, так и в иных случаях.
  6. Выдвижение кандидатов на должность главы Счетной палаты РФ и половины аудиторов.
  7. Создание Государственного совета РФ, основной целью которого является обеспечение согласованной работы органов публичной власти. Статус этого формирования определяется отдельным законом.

В Конституции России может появиться ст. 92.1. Норма предусматривает сохранение неприкосновенности на случай отставки президента. Лишение таковой допускается при отрешении от должности и принудительном снятии полномочий. После ухода с поста вопрос рассматривается отдельно.

Алгоритм выглядит следующим образом:

Решение об отрешении и лишении Президента РФ неприкосновенности выносится в течение 3 месяцев. Срок отсчитывают со дня выдвижения обвинения. Пропуск установленного периода приводит к отклонению требований.

Федеральное собрание

Поправки меняют состав палат высшего законодательного органа. В Совет Федерации предложено включать:

  • двух представителей от каждого субъекта РФ;
  • президента, ушедшего в отставку по истечении срока либо добровольно;
  • до 30 представителей действующего главы государства.

Пост сенатора отставному президенту предоставляется пожизненно. На постоянной основе в состав верхней палаты парламента вводится также до 7 представителей действующего гаранта Конституции РФ.  Такие лица должны иметь особые заслуги перед страной.

Члены Совета Федерации не могут быть младше 30 лет или иметь иностранное гражданство. На них также распространяется запрет хранения денег и ценностей за рубежом. Общий срок полномочий не должен выходить за рамки 6 лет. Исключение сделано для лиц, назначенных на пост пожизненно.

Отказ от зарубежных активов и отсутствие иностранного гражданства будет обязательным и для депутатов Госдумы РФ. Совместно палатам разрешено заслушивать лишь послания Президента России. Положения о выступлении иностранных руководителей и отчетах Конституционного суда из ст. 100 исключили.

Коррекция полномочий обеих палат связана с изменением компетенции главы государства. Правки носят корреспондирующий характер. Новая статья 103.1 Конституции позволяет законодательному собранию осуществлять парламентский контроль. Запросы разрешено направлять руководителям исполнительных органов и муниципалитетов.

Изменения усиливают позиции Президента РФ в законодательной сфере. Поправками дополнено право вето. Если глава государства отказывается подписывать федеральный акт, парламент рассматривает его вновь.

Сейчас в случае повторного одобрения препятствовать прохождению документа нельзя. Если изменения вступят в силу, у Президента РФ появится новая возможность блокировки. Спорный закон он подпишет при наличии положительного заключения Конституционного суда.

Решение о направлении запроса глава государства принимает самостоятельно.

Основания роспуска Государственной думы РФ дополнены. Принять соответствующее решение Президент России может в случае трехкратного отклонения кандидатур Председателя Правительства, его заместителей, федеральных министров. Основанием также становится недоверие к федеральной исполнительной власти. В этой ситуации роспуску подлежит либо Госдума, либо Правительство.

Органы исполнительной власти

Объем полномочий Правительства РФ расширили за счет уточнения формулировок. Теперь к компетенции дополнительно отнесены:

  • поддержание добровольческой деятельности населения;
  • содействие частной инициативе и предпринимательству;
  • обеспечение социальной защиты инвалидов;
  • поддержка семьи и традиционных ценностей;
  • укрепление социального партнерства в трудовой сфере;
  • формирование экологической культуры.

В течение 1 года после назначения председателя Госдума не может выразить недоверие Правительству РФ. Препятствием также признаются чрезвычайная ситуация, военная положение и выдвижение обвинения против президента. Вопрос не ставится на протяжении 6 месяцев после завершения срока полномочий главы государства. Процесс максимально формализован.

Важно! Согласно новой редакции ст. 113 Председатель Правительства России несет перед главой государства персональную ответственность.

Суды и прокуратура

Поправки ужесточают требования к служителям Фемиды. Занимать посты вправе лица, достигшие 25 лет. Не допускается наделение полномочиями людей, имеющих иностранное гражданство или право на постоянное проживание за рубежом. Судьям запрещено хранить деньги и ценности за границей. Требования к наличию юридического образования и стажа в 5 лет сохранено.

Число членов Конституционного суда РФ сокращается с 19 до 11 человек. Компетенция инстанции уточнена. Здесь рассматриваются дела о соответствии основному закону страны:

  • федеральных актов, документов, изданных Президентом, Правительством и иными органами власти;
  • уставов краев, областей, округов, конституций республик, нормативных актов местного значения;
  • соглашений между отдельными субъектами федерации, муниципалитетами, РФ;
  • не приобретших силу международных договоров.

Конституционный суд РФ продолжит рассматривать жалобы о нарушении прав и свобод людей, проверять законность спорных актов. На этом уровне будут оценивать допустимость исполнения решений межгосударственных объединений. Основаниями процессов станут противоречия таких документов Конституции России.

Кроме того, инстанция начнет проверять порядок выдвижения обвинений против Президента РФ и оценивать конституционность актов, на которых наложено вето. Статус Верховного суда России тоже уточняется. Определение стало более полным.

Назначение ключевых фигур в высших инстанциях судебной власти будет зависеть от главы государства. Поправки наделяют президента полномочием по выдвижению кандидатур для утверждения Советом Федерации РФ.

Полной переработке подверглась ст. 129. В новой редакции приводится официальное определение прокуратуры – надзорного ведомства. Руководитель структуры и его заместители назначаются и отстраняются от должности Президентом РФ. Верхняя палата парламента может лишь консультировать главу страны по этому вопросу.

Местное самоуправление

За населением сохранили право формирования структуры муниципальной власти. Государственным органам разрешено участие в создании управленческого аппарата.

Под таковым признается назначение на должности местных чиновников и смещение их с постов. Особенности регулирования могут устанавливаться федеральными законами.

Органы местного самоуправления включены в единую систему публичной власти.

Вместо заключения

Поправки предполагают заметное усиление позиций Президента России, ослабление роли парламентариев и централизацию власти. Если изменения будут одобрены, у главы государства появятся дополнительные рычаги влияния на законодательное собрание, высшие суды и прокуратуру.

Выдвинуть требование об отрешении его от должности станет еще сложнее. В системе управления появится новый орган – Государственный совет РФ. Кроме того, будет признан приоритет законов России над международными нормами. Решения Европейского суда по правам человека, а также иных инстанций будут исполняться избирательно.

Условием станет отсутствие противоречий Конституции РФ. 

Закрепление социальных гарантий, экологических принципов, семейственности и охраны культуры призвано качественно улучшить жизнь россиян. Оппозиция сомневается в эффективности меры.

Большинство норм, по утверждению противников, носит декларативный характер и требует дополнения федеральными законами.  Исключение составляет закрепление трактовки семьи.

Поправка лишает ЛГБТ-активистов последней надежды на легализацию однополых браков.

Заключение о конституционности проекта № 1-3 выдано КС РФ 16 марта 2021 года. Тем не менее, судьба основного закона страны остается в руках граждан. На избирательных участках с 25 июня до 1 июля можно будет проать «За» или «Против» всего пакета изменений.

Одобрение лишь некоторых из них не допускается. Уклонение оппозиционно настроенных россиян от участия в мероприятии на итогах не отразится. Решение примут при низкой явке избирателей.

Учитывая масштабность преобразований, выразить свое согласие или несогласие лучше в активной форме.

Источник: https://zenfinansist.ru/fingramota/prava/popravki-v-konstituciyu-rf-2021

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: