Соут проводится на основании штатного расписания организации

Содержание
  1. Роструд ответил на вопросы, связанные с проведением спецоценки условий труда
  2. Создание рабочих мест после проведения спецоценки
  3. При классе вредности 3.1 дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время не положены
  4. Практика применения СОУТ: как подготовить перечень рабочих мест
  5. Пример №1
  6. Пример №2
  7. Пример №3
  8. Пример №4
  9. Пример №5
  10. Проводим специальную оценку условий труда
  11. Порядок проведения специальной оценки условий труда
  12. Законодательные и нормативные акты
  13. Соут при изменении штатного расписания – компания «охрана. безопасность»
  14. Варианты изменения штатного расписания
  15. Спецоценка при переименовании должностей
  16. СОУТ и штатное расписание: изменение функционала должности или условий труда
  17. Новая должность в штатном расписании для СОУТ
  18. Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (СОУТ)
  19. Перечень рабочих мест: верхолазы, летчики, водолазы
  20. Какие рабочие места подлежат спецоценке?
  21. Подлежат ли СОУТ места с разъездным характером работ?
  22. Как оформить перечень рабочих мест?

Роструд ответил на вопросы, связанные с проведением спецоценки условий труда

Соут проводится на основании штатного расписания организации

  • Новости
  • Трудовые отношения

Роструд ответил на вопросы, связанные с проведением спецоценки условий труда

9 января 2021

Эксперты сервиса Роструда «Онлайн-инспекция.рф» продолжают отвечать на своем сайте на вопросы работников и работодателей. Сегодня предлагаем вашему вниманию наиболее популярные разъяснения, касающиеся специальной оценки условий труда (СОУТ).

Организация сдает в аренду офисное здание вместе с оборудованными рабочими местами (мебелью, оргтехникой и т.п.). Вправе ли арендаторы не проводить спецоценку рабочих мест своих сотрудников, если собственник уже провел за свой счет СОУТ в отношении всех рабочих мест в здании?

Нет, не вправе. Согласно статье 212 Трудового кодекса, проведение специальной оценки условий труда является обязанностью работодателя. В статье 4 Федерального закона от 28.12.

13 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» также установлено, что работодатель должен обеспечить проведение СОУТ.

Поэтому каждому работодателю, который арендует помещения в офисном здании, придется самостоятельно провести специальную оценку условий труда на рабочих местах своих сотрудников.

Создание рабочих мест после проведения спецоценки

Нужно ли проводить спецоценку условий труда в отношении рабочих мест, созданных после проведения очередной СОУТ, «срок действия» которой не истек?

Вообще-то, ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест является основанием для проведения внеплановой спецоценки. Она проводится  в течение 12 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 1 и 3 ч. 1 ст.

17 Закона № 426-ФЗ, и 6 месяцев со дня наступления случаев, указанных в п. 2, 4 — 7 ч. 1 ст. 17 Закона № 426-ФЗ.

Но это необходимо сделать только в том случае, если новые рабочие места не являются аналогичными тем, в отношении которых уже была проведена СОУТ.

Аналогичными признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, отопления и освещения.

На таких местах работники трудятся по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса.

При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка проводится в отношении 20 процентов рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ст. 16 Федерального закона от 28.12.13 № 426-ФЗ).

Соответственно, внеплановую спецоценку проводить не надо, если одновременно соблюдаются два условия:

  • новые рабочие места являются аналогичными тем, в отношении которых СОУТ уже проведена;
  • количество оцененных рабочих мест не менее 20 процентов от общего числа старых и новых рабочих мест.

При классе вредности 3.1 дополнительный отпуск и сокращенное рабочее время не положены

В 2013 году на предприятии проводилась аттестация рабочих мест. По ее итогам условия труда на рабочем месте работника были признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). В связи с этим сотруднику полагались ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, сокращенная продолжительность рабочего времени и повышенная оплата труда.

В 2015 году работодатель провел спецоценку, которая подтвердила результаты аттестации рабочих мест: условия труда на рабочем месте признаны вредными третьего класса первой степени (3.1). Но по итогам СОУТ работнику были отменены сокращенная продолжительность рабочего времени и ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. Правомерны ли действия работодателя? Да, правомерны.

С 1 января 2014 года аттестация рабочих мест по условиям труда была заменена специальной оценкой условий труда. По результатам проведения СОУТ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса:  оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) или опасные (4 класс). В свою очередь вредные условия труда делятся еще на четыре подкласса: 3.

1 (вредные условия труда первой степени); 3.2 (вредные условия труда второй степени); 3.3 (вредные условия труда третьей степени) или 3.4 (вредные условия труда четвертой степени).

Сокращенная продолжительность рабочего времени полагается только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.3 или 3.4) или опасными условиями труда (4 класс).

Ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется только тем сотрудникам, условия труда которых по результатам СОУТ были признаны вредными условиями труда 2, 3 или 4 степени (то есть 3 класс, подклассы 3.2, 3.3 или 3.4.

) либо опасными условиями труда (4 класс).

А вот повышенная оплата труда полагается всем работников, занятых на работах с вредными условиями труда (то есть 3 класс, независимо от подкласса вредности) или на работах с опасными условиями труда (4 класс).

Бесплатно вести кадровый учет и рассчитывать зарплату в веб‑сервисе

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/news/2021/1/14231

Практика применения СОУТ: как подготовить перечень рабочих мест

Соут проводится на основании штатного расписания организации

17 января 2021

Первое, что должна сделать комиссия по проведению специальной оценки условий труда, – это утвердить перечень рабочих мест, на которых будет проводиться спецоценка, с указанием аналогичных рабочих мест. На практике комиссия испытывает значительные трудности на этом этапе, особенно, при подсчете количества рабочих мест по должностям с одинаковыми наименованиями и несколькими работниками.

В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда (далее – СОУТ) на основании Федерального закона «О специальной оценке условий труда» от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ-ФЗ (далее – Закон № 426-ФЗ), которая существенным образом изменила подход к оценке условий труда на рабочих местах и к предоставлению гарантий и компенсаций по ее результатам.

Более двух лет специальная оценка условий труда активно проводится на территории России, накоплена обширная правоприменительная практика, принято значительное количество судебных решений по самым разным вопросам проведения СОУТ.

Однако до сих пор весьма распространены случаи грубейшего нарушения законодательства при проведении СОУТ. Многие ошибки допускаются по вине организаций, проводящих СОУТ. Вместе с тем нельзя не отметить, что немало упущений допускается по вине работодателя и комиссии по проведению СОУТ.

При этом львиная их доля приходится на самое начало – подготовку к проведению СОУТ.

На основании статьи 209 Трудового кодекса Российской Федерации рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Таким образом, для расчета количества рабочих мест, которые подлежат СОУТ, необходимо понять, сколько работников одновременно трудится на одном рабочем месте.

Пример №1

Если в организации работают пять бухгалтеров, при этом на рабочих местах отсутствует сменность и вахтовый метод работы (все пять работников работают одновременно), то в перечне рабочих мест в рамках проведения СОУТ должно быть заявлено пять рабочих мест по должности «Бухгалтер».

Пример №2

На предприятии четыре сторожа работают в режиме «сутки через трое» (четыре работника сменяют друг друга, на рабочем месте работает только один работник). В этом случае при проведении СОУТ в перечне рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ (далее – перечень), должно быть отражено лишь одно рабочее место, на котором работают четыре человека.

 Ошибки часто допускаются при включении в перечень мест с одинаковым наименованием, на которых работники используют одно и то же оборудование, работают в одних и тех же рабочих зонах и помещениях, нестационарных рабочих мест, особенно, если на данных рабочих местах используется сменный режим работы.

В данных случаях действуют тот же самый принцип – количество рабочих мест соответствует числу одновременно работающих работников.

Пример №3

Шесть токарей работают в две смены на трех станках в одном цехе. При этом в течение смены каждый работник поочередно работает на всех трех станках. В этом случае необходимо фиксировать три рабочих места. Однако в целях минимизации затрат данные рабочие места можно признать аналогичными в случае соответствия необходимым признакам, о чем будет рассказано далее.

Иногда для упрощения оформления перечня члены комиссии по проведению СОУТ приравнивают количество единиц оборудования к количеству рабочих мест. В некоторых случаях это может быть оправданно, однако не будет правильным, например, при:

  • использовании одним работником нескольких единиц оборудования;
  • использовании одного и того же оборудования двумя или более одновременно работающими работниками.

Отметим, что с рабочими местами с территориально меняющимися рабочими зонами (т. е. нестационарными рабочими местами) используется тот же самый подход.

Неверно автоматически расценивать нестационарные рабочие места с одинаковым наименованием как одно рабочее место.

Разобравшись с количеством рабочих мест, нельзя забывать и о наименовании рабочих мест в соответствии с законодательством.

Инструкция по заполнению формы отчета о проведении специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года № 33н, предписывает указывать наименование должности в материалах специальной оценки условий труда в строгом соответствии со штатным расписанием организации. Нередко экспертам организации, проводящей СОУТ, комиссия проведению СОУТ не предоставляет штатное расписание, руководствуясь соображениями коммерческой тайны, а предоставляет перечень, не соответствующий штатному расписанию. В дальнейшем, при применении результатов СОУТ, предоставлении гарантий и компенсаций и проверках контролирующими органами оказывается, что не все рабочие места организации оценены.

Пример №4

В рамках разбирательств по делам № 33-4199/2015 и № А59-2617/2015) судебные органы приходят к выводу о неполноте проведения СОУТ из-за отсутствия материалов СОУТ по некоторым должностям, присутствующим в штатном расписании (апелляционное определение Астраханского областного суда от 7 декабря 2015 года по делу № 33-4199/2015, постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № 05АП-9269/2015).

Чтобы избежать ошибок, необходимо тщательно сверять соответствие наименований должностей в штатном расписании, трудовых договорах и материалах СОУТ.

Существует еще одна проблема при проведении СОУТ. В целях оптимизации бизнес-процессов многие организации проводят реструктуризацию, которая неизбежно сопровождается изменением наименований должностей, иногда совершенно незначительным.

При этом изменение должности не ведет к существенному изменению должностных обязанностей и условий труда.

В связи с этим многие работодатели принимают необоснованное решение о непроведении внеплановой СОУТ, несмотря на то, что наименования должностей в материалах СОУТ не соответствуют новому штатному расписанию и трудовым договорам.

К чему приводит несоответствие штатного расписания и материалов СОУТ, а также некорректное объединение рабочих мест можно рассмотреть на следующем примере в рамках судебного разбирательства по делу № А59-2617/2015 (постановление Пятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2015 года по делу № А59-2617/2015).

Пример №5

Организация, занимающаяся ловлей рыбы, провела аттестацию рабочих мест по условиям труда в отношении рабочего места «Вахтенный помощник капитана» в соответствии с законодательными актами, действующими на момент аттестации. При этом в штатном расписании присутствовали должности первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана.

В рамках аттестации было принято решение, что данные рабочие места являются одним и тем же рабочим местом. Такое решение было оформлено организацией, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, в виде письма, составленного после завершения процедуры этой аттестации.

Это письмо было представлено суду организацией, занимающейся рыбной ловлей.

Однако суд не встал на сторону работодателя и организации, проводившей аттестацию рабочих мест по условиям труда, указав на то, что по рабочим местам первого, второго и третьего вахтенного помощника капитана материалы аттестации рабочих мест по условиям труда (специальной оценки условий труда) отсутствуют.

В мотивировочной части судебного решения Пятый арбитражный апелляционный суд указал на отсутствие правовых оснований распространения результатов аттестации на «должности, которые имеются в штатном расписании со схожими или одинаковыми должностными обязанностями», поскольку ни Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 апреля 2011 года №342н (утратил силу на основании приказа Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 20 февраля 2014 года № 103н), ни Методика проведения специальной оценки условий труда, утвержденная приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 января 2014 года №33н, не предусматривают такой формы оформления результатов аттестации или специальной оценки рабочих мест по условиям труда.

Есть еще и другая, более сложная проблема. В некоторых организациях настолько часто происходят изменения, что только во время проведения СОУТ штатное расписание корректируется множество раз. Как поступать в этом случае?

На наш взгляд, члены комиссии по проведению СОУТ, а также инженеры по охране труда обязаны довести до сведения руководства организации последствия подобных реформ, которые потребуют новых финансовых затрат.

Ведь в этих случаях в отношении вновь организованных рабочих мест неизбежно потребуется, руководствуясь статьей 17 Закона № 426-ФЗ, провести внеплановую СОУТ в течение шести месяцев со дня ввода в эксплуатацию новых рабочих мест.

Изменение штатного расписания в части наименования должности –основание для проведения внеплановой СОУТ.

Для формирования перечня в окончательном виде при проведении СОУТ, помимо наименований и количества рабочих мест, потребуется определить их соответствие признакам аналогичности.

Выделение рабочих мест в аналогичные позволит сократить затраты на СОУТ, так как проведение СОУТ обязательно только в отношении 20 % от общего числа аналогичных рабочих мест (но не менее двух), поскольку полученные результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда и разрабатывается единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников.

Аналогичными признаются рабочие места, соответствующие признакам, сформулированным в статье 9 Закона № 426-ФЗ:

  • рабочие места расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  • помещения оборудованы одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на рабочих местах работники:

– работают по одной и той же профессии, должности, специальности;– осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени;– ведут однотипный технологический процесс;– используют одинаковое производственное оборудование, инструменты и приспособления, материалы и сырье;

– обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Однако нужно учитывать, что все вышеперечисленные условия являются обязательными. Ранее отмечалось, что определение аналогичности рабочих мест – задача комиссии по проведению СОУТ. При этом правильность выделения мест в аналогичные устанавливает эксперт организации, проводящей СОУТ.

В случае выявления в ходе проведения СОУТ хотя бы одного рабочего места, не соответствуещего признакам аналогичности, установленным статьей 9 Закона № 426-ФЗ, из числа рабочих мест, раннее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными (ст.

16 Закона № 426-ФЗ).

Резюмируя вышесказанное, сформулируем несколько правил, придерживаться которых необходимо для составления перечня рабочих мест, на которых будет проводиться СОУТ:

1. Формирование перечня проводится на основе действующего штатного расписания.

2. Количество рабочих мест для целей проведения СОУТ должно соответствовать количеству работников, одновременно работающих на рабочих местах.

3. Рабочие места с различными (в т. ч. незначительно отличающимися друг от друга наименованиями) и схожими или одинаковыми должностными обязанностями являются разными рабочими местами.

4. Аналогичными признаются те рабочие места, которые соответствуют всем признакам аналогичности, перечисленным в статье 9 Закона № 426-ФЗ.

Источник: https://srg-eco.ru/article/praktika-primeneniya-sout-kak-podgotovit-perechen-rabochikh-mest/

Проводим специальную оценку условий труда

Соут проводится на основании штатного расписания организации

Из статьи Вы узнаете:

1. Как подготовиться и документально оформить проведение специальной оценки условий труда.

2. Из каких этапов состоит процесс проведения специальной оценки условий труда, каковы функции работодателя в этом процессе.

3. Как оформляются результаты специальной оценки условий труда и где их нужно отразить.

4. Какими законодательными и нормативными актами руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда.

В предыдущей статье мы выяснили, зачем нужна специальная оценка условий труда и кто должен ее проводить. Напомню, что по законодательству все работодатели должны проводить специальную оценку в отношении практически всех рабочих мест (за небольшим исключением).

Теперь самое время перейти к практической стороне вопроса – то есть непосредственно к проведению специальной оценки условий труда.

В этой статье предлагаю подробно рассмотреть порядок действий при проведении спецоценки, на какие моменты стоит обратить особое внимание при подготовке, в процессе проведения и при утверждении результатов специальной оценки условий труда.

Порядок проведения специальной оценки условий труда

Специальная оценка условий труда проводится работодателем совместно со специализированной организацией, привлекаемой на основании гражданско-правового договора.

Последовательность действий при проведении специальной оценки условий труда подробно описана в Федеральном законе от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (гл. 2).

Я не буду переписывать закон, а для лучшего понимания выделю основные этапы проведения специальной оценки и их ключевые моменты.

1. Создание комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

Руководитель (индивидуальный предприниматель) издает приказ, которым назначает состав комиссии (должен быть нечетным), ее руководителя, а также перечень работ по специальной оценке условий труда. Кроме того утверждается график проведения специальной оценки условий труда.

Скачать Образец приказа о проведении специальной оценки условий труда

Скачать  Образец приказа об утверждении графика проведения специальной оценки условий труда

Согласно п. 3 ст. 9 закона № 426-ФЗ в комиссию для проведения специальной оценки условий труда должен входить в том числе специалист по охране труда. Однако такой специалист есть далеко не у каждого работодателя, как быть в этом случае? В соответствии с ТК РФ (ст.

217) если работодатель осуществляет производственную деятельность и численность работников превышает 50 человек, то у него должна быть организована служба охраны труда или выделен специалист по охране труда.

Если же численность работников не превышает 50 человек и при отсутствии отдельной службы или специалиста, работодатель (индивидуальный предприниматель или руководитель организации) может возложить на себя функции по охране труда, или передать эти функции другому работнику, стороннему специалисту или организации, привлеченным по договору гражданско-правового характера и оказывающим услуги по охране труда. Таким образом, в некоторых случаях допускается возложение обязанностей по охране труда непосредственно на руководителя (индивидуального предпринимателя), однако независимо от того, кто назначен ответственным, документы по охране труда должны быть в наличии и оформлены надлежащим образом.

! Обратите внимание: перед проведением специальной оценки условий труда следует привести в порядок документацию по охране труда (журнал учета инструктажей по пожарной безопасности и т.д.

) так как представители специализированной организации, проводящей специальную оценку условий труда, могут запросить указанные документы.

Подробно описывать весь состав документов и порядок их заполнения в данной статье я считаю нецелесообразным, при необходимости Вы можете найти соответствующие приказы и рекомендации  Минтруда России  (например, «Методические рекомендации по разработке инструкций по охране труда» от 13.05.2004).

Однако как минимум необходим приказ о назначении ответственного за охрану труда, как мы выяснили, им может быть штатный специалист или служба охраны труда, привлеченные специалист или организация или сам руководитель (индивидуальный предприниматель).

Скачать  Образец приказа о назначении ответственного за охрану труда

2. Определение рабочих мест, подлежащих специальной оценке.

Комиссия определяет перечень рабочих мест, в отношении которых будет проводится специальная оценка условий труда, а также выявляет аналогичные рабочие места. При наличии аналогичных рабочих мест спецоценка проводится в отношении 20 процентов таких рабочих мест (но не менее двух), а результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

Аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в однотипных производственных помещениях, оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (п. 6. ст. 9 закона № 426-ФЗ). Например, если два бухгалтера работают в одном офисе в одинаковых условиях, то эти места считаются аналогичными. Однако если в том же офисе в таких же точно условиях работает юрист, то рабочее место юриста не является аналогичным рабочему месту бухгалтера, так как у них разные должности.

! Обратите внимание: перед заключением договора с организацией, проводящей специальную оценку условий труда, необходимо проверить штатное расписание и другие кадровые документы (трудовые договоры, должностные инструкции и т.д.).

Дело в том, что спецоценка проводится в отношении рабочих мест работодателя, количество и состав которых определяются как раз по штатному расписанию. Первым делом специализированная организация запросит штатное расписание и в соответствии с ним определит состав подлежащих проверке рабочих мест, а, соответственно, и стоимость своих услуг.

То есть в интересах работодателя, чтобы штатное расписание (последняя его редакция) было актуальным, чтобы в нем отсутствовали «лишние» должности (которые, например, были ранее, но потом их упразднили или переименовали и т.д.).

Но в то же время, если Вы планируете в ближайшем будущем создать новые рабочие места (новый отдел, новые должности), то целесообразно их создать и ввести до проведения специальной оценки условий труда, так как если это сделать потом, возникнет необходимость проводить внеплановую специальную оценку условий труда (ст. 17 закона № 426-ФЗ).

3. Заключение договора со специализированной организацией на проведение специальной оценки условий труда.

Обратите внимание: специализированная организация должна соответствовать определенным требованиям, установленным законодательством (ст. 19 Закона № 426-ФЗ).

Перечень аккредитованных организаций можно посмотреть на сайте Минтруда РФ

4. Проведение специализированной организацией идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов и их измерение (при выявлении таких факторов).

5. Декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

В отношении рабочих мест, на которых не выявлены опасные факторы, работодатель подает в трудовую инспекцию декларацию соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Форма и порядок предоставления декларации установлены Приказом Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда».

Скачать форму  Декларация соответствия условий труда

! Обратите внимание Декларация соответствия условий труда действительна в течение пяти лет.

После этого срока при отсутствии в период действия декларации несчастных случаев на производстве (за исключением произошедших по вине третьих лиц) или выявления профессиональных заболеваний, причиной которых явилось воздействие на работника вредных факторов, срок действия данной декларации продлевается на следующие пять лет.

6. Распределение рабочих мест по классам и подклассам вредности.

В отношении рабочих мест, по которым выявлены опасные факторы, специализированная организация, проводящая спецоценку, осуществляет их отнесение к соответствующим классам и подклассам опасности (вредности). Характеристика классов и подклассов опасности приведена в ст. 14 закона № 426-ФЗ. Как раз на основании этих сведений в дальнейшем устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в ПФР.

7. Составление отчета.

По результатам проведенной специальной оценки условий труда специализированная организация составляет отчет о ее проведении и передает отчет представителям работодателя.

Сведения, которые должны быть отражены в отчете, перечислены в п. 1 ст. 15 закона № 426-ФЗ. Отчет подписывается всеми членам комиссии работодателя и утверждается председателем комиссии.

Кроме того, в тридцатидневный срок с момента утверждения отчета необходимо ознакомить всех работников с результатами проведенной специальной оценки условий труда, а также выложить сводные результаты спецоценки на сайте работодателя, если такой имеется (п. 5, 6 ст. 15 закона № 426-ФЗ).

! Обратите внимание: факт проведения специальной оценки условий труда, а также ее результаты необходимо отразить в отчете 4-ФСС в таблице 10 (скачать форму отчета и порядок заполнения можно здесь, а прочитать об изменениях в форме 4-ФСС с 2014 года здесь).

Итак, мы рассмотрели порядок проведения специальной оценки условий труда.

Теперь, надеюсь, у Вас сложилось четкое представление о том, как проводится спецоценка, на что обратить особое внимание при подготовке к ее проведению и непосредственно в процессе.

Ну а в следующей статье будем разбираться в, пожалуй, самом актуальном для бухгалтера вопросе, связанном со специальной оценкой условий труда, — как учесть расходы на ее проведение.

Считаете статью полезной и интересной – делитесь с коллегами в социальных сетях!

Есть комментарии и вопросы – пишите, будем обсуждать!

Законодательные и нормативные акты

1. Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

2. Трудовой Кодекс РФ

3. Приказ Минтруда России от 07.02.2014 № 80н «О форме и порядке подачи декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, Порядке формирования и ведения реестра деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда»

Как ознакомиться с официальными текстами указанных документов, узнайте в разделе Полезные сайты

Источник: http://buh-aktiv.ru/provodim-spetsialnuyu-otsenku-uslovij-truda/

Соут при изменении штатного расписания – компания «охрана. безопасность»

Соут проводится на основании штатного расписания организации

Пересмотр организационной структуры предприятия – не слишком частое, но все же регулярное для российской практики явление.

Причины его могут различаться: некоторые компании таким способом оптимизируют свою численность, экономя фонд оплаты труда, другие, напротив, расширяются, чтобы иметь ресурсы для решения новых задач.

Но у всех них возникает оправданный вопрос: как поступить с процедурой специальной оценки условий труда? В каких случаях нужно организовывать внеочередную СОУТ, а когда это не требуется?

Варианты изменения штатного расписания

Ответ на поставленный вопрос определяется характером изменений, вносимых в штатное расписание. Все их можно подразделить на три укрупненные категории:

  • изменения, связанные с простым переименованием позиций, занимаемых работниками. При этом сущность их обязанностей и, главное, условия труда сохраняются неизменными;
  • изменения, связанные с существенным пересмотром обязанностей сотрудников и условий их труда;
  • введение в штатное расписание полностью новых позиций.

Конечно, существует еще один вариант — сокращение должностей и численности персонала компании, однако понятно, что в этой ситуации для сокращаемых позиций проводить спецоценку не нужно.

Спецоценка при переименовании должностей

Когда перед организацией встает вопрос о необходимости организации дополнительной процедуры специальной оценки, ей нужно руководствоваться положениями статьи 17 426-ФЗ. Он является основным нормативным документом, устанавливающим правила выполнения СОУТ, и содержит четкий список ситуаций, в которых компании необходимо провести внеплановую спецоценку.

В части 3 обозначенной статьи определенно говорится о том, что изменение названия должности или перевод позиции из одного структурного подразделения организации в другое без изменения условий труда чаще всего не становится основанием для внеочередной процедуры СОУТ. Однако окончательное решение по этому вопросу принимается комиссией по спецоценке, которая создается работодателем для курирования решений, связанных с этой процедурой.

СОУТ и штатное расписание: изменение функционала должности или условий труда

Если при пересмотре штатного расписания для конкретной должностной позиции существенно изменяются условия ее трудовой деятельности, в отношении нее должна быть проведена внеплановая спецоценка.

Достаточно часто такие ситуации сопровождаются введением нового наименования должности, однако так бывает не всегда.

В частности, статья 17 426-ФЗ указывает, что внеочередная проверка организуется, если для данной позиции:

  • изменяется характер технологического процесса;
  • производится замена основного используемого оборудования;
  • меняется качественный состав сырья и материалов, используемых в процессе работы;
  • меняется характер индивидуальных или коллективных защитных средств, используемых для минимизации воздействия негативных факторов производства.

Все эти случаи объединяются общей характеристикой: в них происходит заметная корректировка условий труда работника и, как следствие, характера воздействия на него производственных факторов. Если такие обстоятельства имеют место в организации, ей необходимо провести внеочередную СОУТ для этих рабочих мест.

При этом в первых двух ситуациях, которые связаны с изменением производственного процесса или состава применяемого оборудования, на проведение спецоценки предприятию отводится 12 месяцев.

По вторых двух ситуациях, которые предполагают замену состава СИЗ или используемых материалов, оценка должна быть проведена в течение шести месяцев.

Новая должность в штатном расписании для СОУТ

Введение в организации новой должности – это ситуация, прямо предусмотренная пунктом 1 части 1 статьи 17 426-ФЗ.

Этот раздел данного федерального закона однозначно указывает, что в данном случае компания обязана провести внеочередную процедуру спецоценки.

На организацию и выполнение этой процедуры предприятию отводится ровно год. К моменту окончания этого срока у нее должен быть готов отчет по СОУТ для этих позиций.

Подчеркнем, что такая процедура проводится только для тех должностных позиций, которые впервые вводятся в компании. Результаты проверки для других рабочих мест, которые были получены ранее, продолжают действовать. Согласно 426-ФЗ срок действия документации по СОУТ составляет пять лет.

Однако если проверенные рабочие места относятся к категории оптимальных или допустимых, и для них в установленном порядке составлены декларации условий труда, то через пять лет срок их действия продлится автоматически на аналогичный период.

Однако это произойдет только в том случае, если в течение этих пяти лет в организации не было серьезных происшествий – например, несчастных случаев.

Источник: https://oxrana-bez.ru/stati/sout-pri-izmenenii-shtatnogo-raspisaniya/

Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (СОУТ)

Соут проводится на основании штатного расписания организации

Перечень рабочих мест, подлежащих специальной оценке условий труда (Перечень, – ред.), составляется и утверждается комиссией по проведению специальной оценки условий труда (СОУТ – Спецоценка, – ред.) до начала проведения работ.

Документ подтверждает состав рабочих мест, на которых необходимо проводить спецоценку с учетом специфики.

Под спецификой в Перечне понимают отдельные категории рабочих мест и принцип аналогичности, свойственный для рабочих мест, расположенных в одном или нескольких однотипных производственных зонах, оснащенных одинаковой системой вентиляции, отопления и освещения:

Цитата: ‘на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты (СИЗ, – ред.)’

Это прямая выдержка из Федерального закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 года, регулирующего порядок проведения спецоценки. Оценка таких рабочих мест проводится по формуле: 20% подобных рабочих мест от общего числа, но не менее 2-х мест.

Результаты, полученные при проверке, будут применяется ко всем рабочим местам.

Если в ходе оценки выявится несоответствие по одному из показателей аналогичности (к примеру, различия в показателях измеряемых факторов), оценке будет подвергаться все 100% рабочих мест.

Так как в Перечне каждому рабочему месту присваивается свой индивидуальный номер, аналогичные рабочие места обозначаются номером с добавлением прописной буквы «А». Например: 5А, 384А и т.д. О том, какие сложности возникают при определении аналогичности, Вы можете узнать в материале: «Аналогичные рабочие места при СОУТ».

Перечень рабочих мест: верхолазы, летчики, водолазы

Медицинские работники, оказывающие скорую медицинскую помощь в экстренной или неотложной форме вне медицинских организаций, тренеры по спортивным соревнованиям, работники ядерно опасных производств, занятых на работах с техногенными источниками ионизирующих излучений, шахтеры, пожарники и др. – это и есть та отдельная группа рабочих мест, осуществляющих отдельные виды деятельности.

В отношении них разрабатывается особый порядок проведения спецоценки, который Минтруд должен утвердить до 1 января 2015 года. В течение 2014 года спецоценка на них будет проводиться на общих основаниях. Отдельных отметок в Перечне для данной категории рабочих мест не предусмотрено, поэтому они будут оформляться как обычные рабочие места с учетом аналогии.

Какие рабочие места подлежат спецоценке?

Несмотря на то, что Перечень оформляется Комиссией, в которую должны входить представители работодателя, специалист по охране труда и член профсоюзной организации, на практике оказывается, что документ не всегда составлен должным образом и в нем не всегда правильно выделено количество рабочих мест, подлежащих СОУТ. Одной из главных причин является отсутствие квалифицированных кадров по направлению охраны труда в организациях. Другой, неоднозначное понимание требований ФЗ № 426-ФЗ.

При самостоятельном определении количества рабочих мест, подлежащих СОУТ, члены комиссии полагают, что офисные рабочие места не подлежат оценке. Связано это с утверждением Приказа Минтруда № 590н при ранее существовавшей процедуре оценки – аттестации рабочих мест (АРМ, – ред.

), где аттестация не являлась обязательной для рабочих мест сотрудников, чья работа была связана с персональными компьютерами, с копировально-множительными аппаратами и иной бытовой и офисной техникой при условии, что работник занят за ПК менее 50% рабочего времени.

Сегодня данный Приказ, как и сама АРМ, отменены, поэтому данные правила не распространяются на спецоценку.

В соответствии с Федеральным законом № 426-ФЗ спецоценке подлежат все рабочие места (включая места офисных сотрудников), за исключением рабочих мест надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Ошибочно полагать, что, к примеру, надомником можно считать работника, который выполняет работы на дому, удаленно, но при этом трудовой договор с ним составлен на общих основаниях без учета условий работы. В трудовых договорах с надомниками обязательно должны учитываться: обязанности работодателя по предоставлению оборудования, инструментов, условий работы на дому, сроки и способы выплаты заработной платы, обязанности работника по предоставлению результатов в обозначенные сроки. Данные условия будут являться основанием для непроведения спецоценки.

Подлежат ли СОУТ места с разъездным характером работ?

Рабочие места с разъездным характером работ или с территориально меняющимися зонами (при АРМ применялось понятие «нестационарные рабочие места», – ред.) не являются исключением, поэтому оценка условий труда на них проводится в соответствии с особенностями проведения, установленными в статье 16 ФЗ № 426-ФЗ:

Цитата: ‘путем предварительного определения типичных технологических операций, характеризующихся наличием одинаковых вредных (опасных) производственных факторов, и последующей оценки воздействия на работников этих факторов при выполнении таких работ’

Примерами таких мест могут служить рабочие места водителей, торговых представителей, грузчиков, агентов по недвижимости, сантехников и др., перемещающихся в течение рабочего дня по разным объектам и не имеющим строго определенной рабочей зоны.

В связи с тем, что в Перечне необходимо указывать также наименования факторов и время воздействия на работника, в отношении мест с территориально меняющимися зонами, время влияния факторов будет определяться на основе обслуживания работником оборудования и пребывания в различных зонах.

Как оформить перечень рабочих мест?

Перечень как документ оформляется по стандартам Минтруда. Форма документа и порядок заполнения утверждены Приказом Минтруда № 33н от 24.01.2014 г.

В документ заносятся следующие сведения о рабочем месте: порядковый номер, наименование рабочего места и источников вредных (опасных) факторов, численность работников, занятых на нем, наличие аналогичных рабочих мест, наименования факторов и время их воздействия на работника.

Довольно часто сложности при самостоятельном заполнении Перечня возникают на этапе заполнения наименования рабочего места. По правилам, каждая должность должна соответствовать Общероссийскому классификатору профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (Классификатор, – ред.).

Классификатор был принят в 1994 году и в него были внесены все профессии, существовавшие на то время. Сегодня уже мир профессий становится гораздо разнообразнее: в штате стали появляться HR-менеджеры, мерчендайзеры, супервайзеры, бизнес-аналитики и другие понятия, пришедшие к нам с запада.

Как быть с ними?

Если при АРМ наименования должностей необходимо было приводить в соответствии с Классификатором, то при СОУТ разрешено вносить также в Перечень наименования должностей в соответствии со штатным расписанием. Несмотря на это, необходимо понимать проблемы, которые может нести в себе несоответствие Классификатору, особенно в отношении должностей, которым положены гарантии и компенсации.

Рассмотрим пример с профессией «электрика» – понятие, которое очень часто встречается в штатном расписании, но мало кто учитывает, что оно просторечное.

В Классификаторе наименование отсутствует, вместо него к сотрудникам, занимающимся обслуживанием электрооборудования, применимо понятие «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования».

Многие работники из-за подобных расхождений лишаются льгот за работу во вредных условиях труда.

После внесения сведений в Перечень, документ утверждается Председателем и членами комиссии, экспертом организации по СОУТ при взаимном согласовании и прикладывается к отчету по результатам СОУТ.

Для того, чтобы составить перечень рабочих мест правильно, исключить всевозможные ошибки на подготовительном этапе, рекомендуется обращаться в специализированные организации.

Специалисты Центра сертификации и лицензирования «Единый Стандарт» могут оказать Вам данную помощь совершенно бесплатно. Достаточно направить штатное расписание (выписку из штатного расписания) на электронную почту: sout@1cert.

ru или позвонить по телефону: +7 (495) 646-11-17.

, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник: https://1cert.ru/stati/perechen-rabochikh-mest-podlezhashchikh-spetsotsenke

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: