- Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?
- Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.)
- Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)
- Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)
- Продолжительность урока (пункт 10.9.)
- Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)
- Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)
- Ранговая шкала трудности учебных предметов
- Оценки учащихся
- Как избавляются от усталости?
- Правильно составленное расписание по ранговой шкале трудности учебных предметов
- Неправильно составленное расписание
- Существующие рекомендации при составлении учебного плана
- Влияние на ученика неправильного учебного плана
- Новые требования к расписанию занятий, которые мог упустить ваш завуч
- Изменения, которые надо отразить в расписании
- Деление на группы
- Внеурочная деятельность
- Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание
- Начало занятий
- Смены
- Нагрузка
- Облегченные дни
- Физкультура
- Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей
- Как установить ступенчатый режим в расписании первого класса
- Уровень сложности предметов в школе по САНПИН
- Территория школы
- Здание школы, помещения и их оборудование
- Начальные классы
- Старшие классы
- Группа продлённого дня
- Образовательный процесс
- СанПиН: расписание в школе 2021-2021
- Что учитывают при составлении расписания в школе: основные критерии
- Сложные предметы в расписании
- Нормативы по СанПин для школы
- Количество уроков в школьном расписании
- СанПин для школ
- Заключение
Каковы требования к объему школьной нагрузки и расписанию по СанПиН?
В соответствии со статьей 30 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» режим учебных занятий учащихся определяется локальными нормативными актами (как правило, это устав и правила внутреннего распорядка школы, а также учебный план).
Возможность ознакомления с данными документами должна быть обеспечена образовательной организацией для учащихся, их родителей (законных представителей) (статья 28 указанного закона).
Соблюдение режима учебного дня является обязательным как для образовательной организации, так и для родителей (статьи 41 и 44 указанного закона).
Однако образовательная организация при определении режима учебного дня учащихся должна обеспечивать соблюдение следующих правил, установленных СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189):
Время начало и окончания занятий (пункт 10.4.)
Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов. Проведение нулевых уроков не допускается.
В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.
В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения должно быть организовано в первую смену.
Обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях не допускается.
Учебная нагрузка (пункт 10.6. и 10.11)
Общий объем нагрузки в течение дня не должен превышать:
- для обучающихся 1-х классов – 4 уроков и один раз в неделю 5 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 – 4 классов – 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 5 – 7 классов – не более 7 уроков;
- для обучающихся 8 – 11 классов – не более 8 уроков.
Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.
Количество часов, отведенных на освоение обучающимися учебного плана общеобразовательного учреждения, состоящего из обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, не должно в совокупности превышать величину недельной образовательной нагрузки.
Величину недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемую через урочную и внеурочную деятельность, определяют в соответствии с таблицей
Классы | Максимально допустимая недельная нагрузкав академических часах | |
при 6-дневной неделе,не более | при 5-дневной неделе,не более | |
1 | – | 21 |
2 – 4 | 26 | 23 |
5 | 32 | 29 |
6 | 33 | 30 |
7 | 35 | 32 |
8 – 9 | 36 | 33 |
10 – 11 | 37 | 34 |
Организация профильного обучения в 10 – 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки. Выбору профиля обучения должна предшествовать профориентационная работа.
Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:
- для обучающихся 1-х классов – не должен превышать 4 уроков и 1 день в неделю – не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;
- для обучающихся 2 – 4 классов – не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;
- для обучающихся 5 – 6 классов – не более 6 уроков;
- для обучающихся 7 – 11 классов – не более 7 уроков.
Расписание уроков (пункт 10.6. и 10.8.)
Расписание уроков составляется отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.
При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся начального общего образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся основного общего и среднего общего образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.
Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 – 4 классов – 2 – 3 уроках; для обучающихся 5 – 11-х классов – на 2 – 4 уроках.
В начальных классах сдвоенные уроки не проводятся. Допускается проведение сдвоенных уроков физической культуры (занятия на лыжах, занятия в бассейне).
В течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 – 4 уроках.
Продолжительность урока (пункт 10.9.)
Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса, в котором продолжительность регламентируется пунктом 10.
10 настоящих санитарных правил, и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.
Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 – 80%.
Особенности обучения первоклассников (пункт 10.10.)
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование “ступенчатого” режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый; январь – май – по 4 урока в день по 40 минут каждый).
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- обучение проводится без балльного оценивания занятий обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения. Возможна организация дополнительных каникул независимо от четвертей (триместров).
В общеобразовательной организации может осуществляться присмотр и уход в группах продленного дня при создании условий, включающих организацию:
- полдника и прогулок для всех учащихся;
- полдника, прогулок и дневного сна для детей первого года обучения.
Перемены (пункт 10.12. и 10.13.)
Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) – 20 – 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.
Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях.
Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут для проведения влажной уборки в помещениях и их проветривания, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.
Использование в учебном процессе инновационных образовательных программ и технологий, расписаний занятий, режимов обучения возможно при отсутствии их неблагоприятного влияния на функциональное состояние и здоровье обучающихся.
Источник: https://usperm.ru/clarify/kakovy-trebovaniya-k-obemu-shkolnoy-nagruzki-i-raspisaniyu-po-sanpin
Ранговая шкала трудности учебных предметов
Ранговая шкала учебных предметов подразумевает средний балл, который оценивает тяжесть восприятия учеником школьного предмета. Объективно оцениваются все занятия в школе, причем делается это именно с помощью вышеупомянутой системы, остальные не так популярны. Наиболее тяжелыми по ранговой шкале трудности считаются информатика и различные профильные предметы с углубленным курсом.
Оценки учащихся
Орловский Кирилл Прокофьевич – сотрудник НКВД, один из руководителей партизанского движения в Белоруссии: биография, боевой путь, награды, память
Судя по многочисленным опросам школьников, наиболее тяжелыми предметами в их представлении стали математика, русский язык, иностранные языки, физика и химия. В среднюю категорию тяжести вошли в основном гуманитарные дисциплины, такие как литература, география и естествознание. Также говорили о физкультуре, труде, черчении и пении.
Последние можно также отнести к легким предметам в ранговой шкале. Учитывая все сведения, необходимо правильно составить учебный план. Он подразумевает, что сильно тяжелые занятия будут вычитываться в начальные дни недели, когда ученик еще полон сил и мотивации, также они должны в расписании быть поставлены на 2-й и 3-й часы.
Последние часы учебного дня необходимо использовать для физкультуры или труда.
Орловский Кирилл Прокофьевич – сотрудник НКВД, один из руководителей партизанского движения в Белоруссии: биография, боевой путь, награды, память
Канал ДНЕВНИК ПРОГРАММИСТА Жизнь программиста и интересные обзоры всего. , чтобы не пропустить новые видео.
Специально разработанная гигиеническая организация всего учебного процесса должна учитывать не только выстроение уроков, но и отдых учеников. Досуг в перерывах между уроками не должен быть напряженным для учеников, чтобы их эффективность во время уроков не падала.
Для этого важно структурировать и продумывать план отдыха. В отдых входят каникулы, выходные дни и перемены, и эти часы не должны урезаться.
Пример ранговой шкалы, которая составлена правильно, – это наличие необходимого отдыха с оптимальной структурой распределения уроков.
Как избавляются от усталости?
Чтобы ученик был активным и полным мотивации все время, необходимо ему предоставлять полноценный отдых, который должен быть направлен на восстановление физической и моральной активности. Неурезанные перемены и полноценные выходные дни станут спасительным вариантом.
За счет длительных исследований было установлено, что снятие усталости будет успешным, если отводится не менее 10 минут после урока. Сокращение этого времени из-за прихоти учителя или из-за линеек не несут благотворный результат для школьника. Ранговая шкала подразумевает оптимальное соотношение отдыха и учебы.
Также преподаватель должен всегда следить за тем, чтобы в классе была благоприятная обстановка – свежий воздух, убранное помещение.
Правильно составленное расписание по ранговой шкале трудности учебных предметов
Учебный план считается правильно составленным в случае, если есть расписание как для учеников, так и для учителей на весь рабочий день.
Номинальная и ранговая шкала предусматривают также то, что наиболее большой балл тяжести предметов приходится на начало недели, но для учеников младшей и старшей школы эти периоды могут отличаться. Уроки должны обязательно чередоваться, то есть легкий должен идти за трудным или наоборот.
В школах, где не предусмотрено модульное обучение, не допускается проведение двух одинаковых предметов подряд. Наименования предметов в расписании должны соответствовать учебному плану.
Неправильно составленное расписание
При ранговой школе расписание считается неверным в случае, если самые трудные по баллам предметы приходятся на первые и последние дни учебной недели, а также если расписание одинаково для каждого дня.
Если предметы сложные идут друг за другом или один и тот же трудный урок сдвоен, то это плохо будет сказываться на ученике. Трудные предметы также не должны находиться на первых и последних уроках, оптимально их втискивать посреди дня.
Также ученик не будет успевать и плохо готовиться, если в расписании число предметов соответствует количеству заданной работы.
Существующие рекомендации при составлении учебного плана
При составлении расписания необходимо произвести расчет. Который покажет, что предметы в начале и в конце недели не имеют высокий балл по ранговой шкале трудности. Также учителя не должны ставить контрольные на первом и последнем уроке, оптимально – это середина учебного дня. Именно поэтому и нагрузка должна приходиться на середину.
Уроки длиною в два часа не стоит устанавливать на понедельник и пятницу с субботой. Учителя начальной школы должны понимать, что нет смысла проводить двойные уроки, так как это сильно утомит ребенка. В средней школе сдвоенные уроки допустимы, но только в случае, если за ними идет легкий по баллам предмет.
В старшей школе лучше всего ввести модульную систему расписания, чтобы присутствовали двойные уроки, так как для ученика старшего возраста это наиболее подходящий вариант.
Тяжелые уроки устанавливаются на второй и иногда первый урок, предметы со средними показателями тяжести необходимо проводить после большой перемены, а физкультуру или труд лучше всего поставить завершающими в расписании.
Если есть предметы, которые проводятся во второй половине учебного дня, то есть смысл дать часовой или сорокаминутный отдых ученикам, чтобы восстановить силы. При составлении учебного плана необходимо руководствоваться еще и взглядами учеников, например, если класс хорошо себя проявляет в математике и физике, то важно чередовать эти предметы и повысить их частотность.
Количество задаваемой работы на дом не должно быть равным или превышать количество предметов, так как это заставит ученика находиться в постоянном стрессе и усталости. Важно, что нулевые предметы в школах запрещены, так как они полностью ломают распорядок дня ученика и вгоняют его в утомление.
Влияние на ученика неправильного учебного плана
Если учебный план все же составлен неверно, то многочисленные исследования в этой сфере говорят о негативном итоге для ученика и для учителя.
В первую очередь это ведет к нарушению физического и морального здоровья ученика, которое из года в год станет еще хуже. Именно поэтому введена гигиеническая организация всего школьного процесса.
Она помогает сохранить все показатели здоровья в норме, а также может повлиять на активность ученика, добавить ему мотивации.
Источник
Источник: https://1Ku.ru/obrazovanie/55424-rangovaja-shkala-trudnosti-uchebnyh-predmetov/
Новые требования к расписанию занятий, которые мог упустить ваш завуч
Перед тем как в сентябре утвердить расписание, проверьте, учел ли завуч новые требования. Нужно убедиться, что в расписание включили все обязательные предметы, дополнительное деление на группы и внеурочные занятия. В статье – образцы расписания, приказ, чтобы его утвердить, и готовые аргументы, если к вам пришли ругаться из-за расписания учителя и родители.
Если школа составит расписание с ошибками, ей грозят штрафы. За нарушение требований СанПиН директору придется заплатить 7 тыс. руб., а школе – 70 тыс. руб. (ст. 6.7 КоАП). Учредитель также будет вправе привлечь директора к дисциплинарной ответственности и вынести ему замечание или выговор (ст. 192 ТК).
Чтобы этого не допустить, необходимо проверить, чтобы в расписание добавили новые обязательные предметы и при этом не нарушили СанПиН. В этом вам помогут фрагменты расписания. Также нужно убедиться, что классы разделили на группы, и оценить, насколько расписание удобно для учителей и родителей.
А если они остались недовольны, смотрите готовые аргументы, которые может использовать директор.
Изменения, которые надо отразить в расписании
Не утверждайте расписание, пока не убедитесь, что в нем есть новые обязательные предметы – родной язык и родная литература, второй иностранный язык, а классы разделили на группы, чтобы их изучать. Выясните, запланировали ли в нем внеурочку. Ведь ее можно включать в основное расписание, только если вы перешли на ФГОС общего образования.
Проверьте, есть ли в расписании новые обязательные предметы. В начальной школе среди уроков нужно найти родной язык и литературное чтение на родном языке.
На уровне основной школы – родной язык, родную литературу, второй иностранный язык. Для средней школы можно выбрать по одному предмету из предметной области – родной язык или родную литературу и отразить их в расписании.
Второй иностранный язык для старшеклассников вводить не обязательно.
Институт новых технологий в образовании идет в ногу со временем и предлагает педагогам обучение в современной и удобной форме в любое удобное время. Посмотреть список программ здесь. Сентябрь – осенняя пора, когда все приступают к учёбе!
Деление на группы
Когда будете просматривать расписание, обратите внимание, поделили ли в нем классы или параллели на группы. Это необходимо, если школа преподает несколько родных или вторых иностранных языков. Также школа может распределить учеников по группам, чтобы изучать технологию, заниматься физкультурой.
Школа не обязана делить класс на группы. Но если у нее есть необходимые для этого условия и средства обучения, то сделать это нужно, чтобы повысить качество образования (п. 10.1 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Внеурочная деятельность
Выясните, использовали ли ответственные за расписание возможность чередовать уроки с занятиями по внеурочной деятельности. Сделать это школа вправе, если перешла на ФГОС общего образования. При этом перерывы в 45 минут делать не надо, ведь внеурочные занятия организуют в формах, которые отличаются от классно-урочной формы.
Если школа все еще работает по ФК ГОС, то включать внеурочную деятельность в общее расписание нельзя. Надо отдельно составлять расписание уроков и факультативных занятий. Тогда между началом факультативных занятий и последним уроком лучше устраивать перерыв не менее 45 минут (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.2821–10).
Обратите внимание, что 2021/20 учебный год – последний, когда можно обучать по ФК ГОС. Переход всех школ на ФГОС общего образования завершится в 2021/21 учебном году (распоряжение Правительства от 07.09.2010 № 1507-р). Поэтому школам нужно уже сейчас перестраивать работу с расписанием по требованиям ФГОС.
Сибирская региональная школа (колледж) Анны Муратовой продолжает набор в дополнительные группы колледжа по 18 специальностям для всех желающих на базе 9-х и 11-х классов! Успейте подать заявку на комфортное обучение по выгодной цене! Мест остается все меньше.
Требования СанПиН, которым должно соответствовать расписание
Чтобы убедиться, что ваше расписание учитывает все требования СанПиН 2.4.2.2821–10, обратите внимание на то, когда начинаются занятия и какой перерыв предусмотрели между сменами. Также нужно уточнить, равномерно ли распределили учебные предметы в течение недели.
Начало занятий
Начинать учебные занятия нужно не раньше восьми часов (п. 10.4). Пример расписания звонков, которое соответствует СанПиН, смотрите в таблице.
Расписание звонков
Смены
Нельзя проводить занятия в три смены. Между первой и второй должен быть перерыв не менее 30 минут (п. 10.13). Уроки 1-х, 5-х, выпускных 9-х и 11-х классов и классов компенсирующего обучения нужно проводить в первую смену.
На заметку
СанПиН рекомендует включить в расписание как минимум три часа физической культуры в неделю. Но сделать это можно как в урочной, так и во внеурочной форме. Заменять уроки физической культуры другими предметами нельзя (п. 10.20 СанПиН 2.4.2.2821–10)
Нагрузка
Учебную нагрузку в течение учебной недели СанПиН обязывает распределить равномерно (п. 10.6). Для этого необходимо учесть дневную и недельную умственную работоспособность учеников и шкалу трудности учебных предметов. Смотрите шкалы трудности учебных предметов для 1-4-х, 5-9-х и 10-х, 11-х классов >>.
На вторник и среду, когда уровень умственной работоспособности учеников максимальный, в расписании должны стоять предметы с наивысшим баллом по шкале трудности. Например, химия, геометрия, алгебра, физика в 7-х классах.
Другой вариант – поставить в середине недели предметы со средним и наименьшим баллом, но в большем количестве, чем в остальные дни недели.
Облегченные дни
Пятница или четверг должны быть облегченными днями (п. 10.11). На них нужно планировать минимум предметов с высокими баллами по шкале трудности. Например, пятиклассникам на эти дни можно поставить ОБЖ, экологию, музыку, физкультуру.
СанПиН запрещает ставить на один день предметы, которые требуют больших затрат времени на домашнюю подготовку. Например, русский язык, математику, историю.
Физкультура
Не допускайте, чтобы в расписании после физической культуры стояли уроки с письменными заданиями и контрольными работами. Физкультура должна быть одним из последних уроков.
Оценка удобства расписания для учителей, учеников и их родителей
Заместитель директора по УВР после того, как расписание проверили на ошибки, проанализирует, насколько оно удобно для каждого учителя. Если он выявит проблемы, которые не удастся решить и не нарушить при этом СанПиН, можно обсудить их с педагогами. Это позволит предупредить конфликтные ситуации и решить, что учтете и поменяете в следующем полугодии.
Проект расписания можно рассмотреть и вместе с активными родителями. Так вы дадите им возможность высказать свои пожелания о том, как распределить уроки, кружки, секции. Для этого родителей можно пригласить на собрание до начала учебного года либо провести опрос или анкетирование.
Если какие-либо пожелания родителей учесть не получится, вы сможете подготовить аргументы, чтобы убедить их, почему надо оставить расписание без изменений.
Смотрите чат экспертов, которые подскажут, какие аргументы использовать, если учителя или родители пришли ругаться к вам из-за расписания.
! На заметку !Как установить ступенчатый режим в расписании первого классаЧтобы первоклассники постепенно привыкли к школе, поручите установить для них ступенчатый режим занятий. Это позволит им быстро адаптироваться к школьной среде. Главный принцип ступенчатого режима заключается в том, чтобы последовательно увеличивать продолжительность уроков и их количество по месяцам.Чтобы организовать ступенчатый режим, проводите:– в сентябре, октябре – по 3 урока в день по 35 минут каждый;– ноябре, декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый;– январе – мае – по 4 урока в день по 40 минут каждый. |
Публикация
Поручите ответственному работнику вывесить расписание не только на стенде школы. Пусть он разместит его и на сайте, тогда классные руководители смогут выслать родителям ссылки на его электронную версию
Источник-e.rukobr.ru
Источник: https://in-texno.ru/about/blog-eksperta/rebenok-ne-kushaet-v-detskom-sadu-kak-reshit-problemu-2
Уровень сложности предметов в школе по САНПИН
Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10) вступили в силу 1-го сентября 2011 г.
Эти правила регламентируют все сферы жизнедеятельности школы и приводят их в соответствие с современными представлениями о здоровье и безопасности детей от начальной школы до старшеклассников.
Несмотря на это новый СанПиН был жёстко раскритикован многими специалистами. В основном критике подверглось несоответствие требований суровым реалиям жизни.
Большинство школ попросту не могут организовать соблюдение некоторых из требований документа.
К примеру, далеко не везде есть возможность оборудовать спальни для продлёнки первоклассников, причём отдельных для мальчиков и девочек.
Некоторые учителя и психологи высказали сомнения по поводу правильности пункта правил, запрещающего привлекать школьников к уборке помещений. Известно, что дети многому учатся, помогая старшим и наводя чистоту там, где сами намусорили.
Однако как бы ни относились к новому СанПиН, а соблюдать его придётся. Правда, школам дали год на приведение условий к требуемым.
Но уже сейчас родителям следовало бы знать самые важные пункты, чтобы проследить за их соблюдением, а значит, чтобы обеспечить своим детям, прежде всего, здоровье.
Если вы заметили нарушение требований документа, смело жалуйтесь в Роспотребнадзор.
Территория школы
Школьный двор в обязательном порядке должен быть огорожен забором и иметь озеленение не менее чем на 50% территории и быть освещённой в тёмное время суток.
Во дворе должна быть оборудована спортивно-игровая площадка, имеющая весь необходимый для выполнения программы физкультуры инвентарь.
При строительстве новых школ необходимо проектирование на территории зоны отдыха.
На площадке обязательно твёрдое покрытие, а на футбольном поле – трава.
Заниматься на сырых площадках, а также при наличии на них ям и выбоин запрещено.
Территория школы должна содержаться в чистоте.
Здание школы, помещения и их оборудование
В новых и реконструируемых зданиях школ следует предусмотреть обучение только в одну смену.
Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.
В спортивных залах рекомендовано оборудовать душевые и туалеты – отдельно для мальчиков и девочек.
Кабинет химии и лаборантская оборудуются вытяжными шкафами. Механическая вытяжная вентиляция оборудуется в мастерских и кабинетах обслуживающего труда, где установлены плиты.
Мастерские трудового обучения и кабинет домоводства, спортивные залы должны быть оснащены аптечками для оказания первой медицинской помощи.
В помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины, высота которых должна соответствовать росто-возрастным особенностям учеников.
Ученическая мебель должна быть изготовлена из материалов, безвредных для здоровья детей, и соответствовать росто-возрастным особенностям детей и требованиям эргономики. Табуретки или скамейки вместо стульев использовать нельзя.
Классная доска, не обладающая собственным свечением, оборудуется местным освещением.
Не допускается использование переносных обогревательных приборов, а также обогревателей с инфракрасным излучением.
В туалетах обязательно оборудовать кабины с дверями. А также необходимы холодная и горячая вода, мусорные вёдра с педальной крышкой, постоянное наличие мыла, туалетной бумаги и бумажных полотенец. Рекомендуется оборудование комнат или кабин личной гигиены.
Температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18 — 24 С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских — 17 — 20 С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната — 20 — 24 С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала — 20 — 22 С, душевых — 25 С.
Все помещения общеобразовательного учреждения подлежат ежедневной влажной уборке. Если общеобразовательное учреждение работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений проводится генеральная уборка. При этом труд обучающихся привлекаться не может.
Начальные классы
В старых зданиях желательно, в новых – обязательно иметь отдельный вход для начальной школы, которая должна располагаться в отдельном блоке. Первые классы могут находиться не выше второго этажа, а классы со второго по четвёртый – не выше третьего этажа.
Дети должны обеспечиваться партами с регулируемым наклоном поверхности. Размеры парт должны соответствовать росту учеников. См. таблицу «Размеры мебели и её маркировка».
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:
- учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
- использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре — декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
- рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
- для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
- обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
- дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.
Старшие классы
Если парты в классе не регулируются по высоте, то за каждым классом рекомендуется закрепить свой кабинет, в котором мебель будет подобрана под рост каждого ученика.
Группа продлённого дня
Для первых классов должны быть оборудованы спальни, отдельные для девочек и мальчиков. В спальных не могут быть установлены многоярусные кровати.
Кружковая работа в группах продленного дня должна обеспечивать баланс между двигательно-активными и статическими занятиями.
Образовательный процесс
Оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.
Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.
Источник: https://masakarton.com/uroven-slozhnosti-predmetov-v-shkole-po-sanpin/
СанПиН: расписание в школе 2021-2021
Составление расписания для школьников должно охватыватьмножество аспектов, отвечать требованиям со стороны допустимой нагрузки для каждогокласса, норме часов по каждому предмету.
Должны совпадать часы у преподавателей.Учитываются и другие параметры.
Согласно СанПиН,расписание уроков в школе должно отвечать всем требованиям в целяхоблегчения усвоения знаний для учащихся, и продуктивности работы педагогов.
Что учитывают при составлении расписания в школе: основные критерии
Как правило, составлением расписания занимается завуч. Этазадача должна отражать все требования нормативных документов, которые служатточкой опоры в распределении предметов.
Что учитывают при составлении расписания:
- Необходимое количество часов по каждому предметудля каждого класса.
- Равномерное распределение часов у педагогов.
- Биоритмы учащихся.
- Возраст учащихся, и допустимую максимальнуюдневную нагрузку.
- Дополнительные занятия.
Помимо необходимости распределить уроки между классами по достаточному для усвоения материала количеству часов, важно учитывать биоритмы учеников.
Все помнят из школы, что самые сложные предметы и контрольные работы всегда приходились на середину недели. Есть и другие закономерности.
Сложные предметы в расписании
Требования к сложным предметам в расписании школы:
- Наибольшая активность по дням недели приходитсяна вторник и среду. В четверг ученики уже начинают уставать, в этот деньнагрузка снижается. В понедельник дети ещё не «раскачались» после выходного.Суббота всегда была самым коротким и лёгким днём.
- Активность среди дня также приходится на второйи третий уроки. Это время примерно с 10 до 12 часов дня. На эти часы учителямлучше всего назначать контрольные работы. А при составлении расписания в этичасы ставят наиболее сложные предметы.
- Физкультуру ставят чаще всего ближе к последнимурокам. После физкультуры не рекомендуют проводить сложные контрольные работы,поскольку внимание детей будет расфокусировано.
- Уроки, не требующие серьёзного умственногонапряжения, ставят на понедельник, пятницу или субботу. Это труды, музыка.
Учитывается и дополнительная нагрузка: работа кружков, внеурочных занятий по предметам, подготовка к экзаменам.
Большинство подобных требований регламентирует СанПиН.
Нормативы по СанПин для школы
Если вышеупомянутые правила являются базой, на которую следует опираться, составляя расписание, то требования СанПина необходимо выполнять в точности.
Если они будут нарушены, школа может заплатить штраф. Контрольную работы в случае необходимости можно поставить на субботу или понедельник, физкультуру можно провести в начале дня.
Не может же вся школа заниматься спортом в одном зале одновременно. Есть и другие причины отступления от правил.
Например, когда ученики массово болеют ОРЗ и гриппом, занятия отменяют. А после карантина приходится навёрстывать упущенное.
Занятия могут проводиться более интенсивно, нагружаются и первые, и последние дни недели, чтобы успеть пройти материал.
Также отсутствие преподавателей периодически заставляет изменять расписание, отклоняясь от намеченных правил.
Нормы СанПиН не могут быть нарушены, какими бы ни были причины. Согласно СанПиН, расписание звонков в школе не может изменяться в большую стороны.
Часы могут быть сокращены ввиду сокращения учебного времени по определённым обстоятельствам, но увеличение недопустимо.
Санпин для школ: с изменениями 2021.
Количество уроков в школьном расписании
Так же нельзя увеличивать часы внеурочных занятий дляучеников: в неделю их может быть не больше 10.
Количество уроков у школьников:
- Учащиеся 8-11 классов не могут получать более 8 уроков в день.
- Для 5-7 классов норма составляет 7 и менее уроков в день.
- 2-4 классы ограничивают 5 уроками ежедневно. Допустимо проводить один раз в неделю 6 уроков. Но тогда одним из них должна быть физкультура.
- Также и для первоклашек. Но у них проводят до 4 уроков ежедневно. 5 уроков один раз в неделю выходит, с учётом физкультуры.
Существуют и другие, общие правила, которые обязаны соблюдать педагоги при составлении расписания:
- Перемены не может длиться больше 30 минут.
- Не желательно соединять попарно сложные предметы. Это способствует повышенной умственной нагрузке. Исключение составляют уроки труда, которые, как правило, ставят попарно.
- Также допускается сдваивать уроки в 9-11 классе, чтобы школьники готовились к экзаменам, и постепенно привыкали к парам, которые ждут их в колледжах и вузах.
- Нормой считается проведение 3 уроков физкультуры в неделю для каждого класса.
- СанПиН регламентирует допустимое время занятий у мониторов.
- Для 1-2 классов это не более 20 минут в день. А для 7-11 время составляет 35 минут. За этим должны следить педагоги.
- Не допускается перегружать любой из дней недели сложными предметами. СанПиН измеряет сложность каждого предмета в баллах. Это учитывают, составляя расписание.
- Согласно СанПиН, расписание в начальной школе составляется, также, с учётом бальной системы сложности занятий, и обязательно включает перерывы для первоклашек. Допустимо назначать им дополнительные каникулы.
Эти требования чётко прописаны в нормативной документации.
Периодически туда вносят корректировки. Так, СанПиН 2.1.7.3550-19 регламентирует обновлённые с 2021 года требования классов, обстановке в школе.
В документе описаны требования к температурным режимам в помещениях, и другие важные моменты.
Сколько минут урок в школе: во сколько начинаются и заканчиваются уроки.
СанПин для школ
Санпин для школ 2021. Скачать. [1.19 MB]
Заключение
Учитывая все требования СанПин, составление расписания в школах является сложной разносторонней задачей. Необходимо соблюдать требования СанПиН, равномерно распределять нагрузку для комфорта учеников.
Важно угодить педагогам. Основной задачей является, конечно, создать максимально удобный график обучения для школьников.
От этого напрямую зависит их успеваемость, психологический комфорт, здоровье и будущее. Именно поэтому так важно учесть все нюансы, и сделать школьное расписание всесторонне правильным.
Наталья Сергеевна Шереметева – главный редактор портала Права семей. Окончила бакалавриат Государственного Университета Управления г.Москва в 2000 году – специализация “Менеджмент”.
Магистратура ГУУ в 2002г. – специализация “Юриспруденция”.
Источник: https://pravasemei.ru/deti/shkola/sanpin-raspisanie-v-shkole/