Сформулировать принципы гуманного общества

Содержание
  1. Гуманизм в философии: основные идеи
  2. Что такое гуманизм
  3. Происхождение термина
  4. Кто такие гуманисты
  5. Основные понятия и направление мысли
  6. Идеи позднего гуманизма
  7. Гуманизм в наши дни
  8. Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права
  9. Гуманизм в эпоху Возрождения
  10. «Экзистенциализм – это гуманизм». Развитие идей гуманизма
  11. Что такое светский гуманизм
  12. Принцип гуманизма – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП
  13. Судебная практика
  14. Аспекты гуманизма
  15. Суть принципа гуманизма
  16. Принцип гуманизма и наказание
  17. Что такое гуманизм. Гуманное общество. Гуманные ценности
  18. Гуманистические ценности
  19. Гуманное общество
  20. Истоки гуманизма
  21. Мартин Лютер Кинг
  22. 1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования
  23. Page 3
  24. Урок 8: Что такое гуманизм
  25. Человек – высшая ценность справедливого общества
  26. Понятие гуманизма, история возникновения термина
  27. Идеалы гуманизма
  28. Нормы морали и нравственности
  29. Забота о детях, стариках
  30. Нужно ли быть человечным

Гуманизм в философии: основные идеи

Сформулировать принципы гуманного общества

Гуманизм в философии поддерживает концепцию человекоцентризма, свободы, самостоятельности и независимости от догматов церкви. Главным инструментом гуманистов является человеческий разум, который служит науке. Вера в его безграничность — мотивация к действию и попыткам достичь небывалых высот в научных достижениях.

Если до средневековой эпохи опыт человека исчислялся его взаимодействием с церковью и Богом, то с появления гуманистической философии к вопросам опыта подошли по-другому. Гуманисты считали, что она призывает к действиям и обучению наукам, которые дадут человеку необходимый опыт и знания.

Что такое гуманизм

Гуманизм — направление в философии, которое возникло, как протест существующему способу мышления — теоцентризму и его основным направлениям — патристике и схоластике. Ограничивающее влияние церкви постепенно приходит в упадок. Бог уже не есть точка отсчета и конечный результат мысли, а необходимость толкования Библии исчерпала себя.

Самые чуткие умы реагируют на дисбаланс в обществе и его потребности в саморазвитии, творчестве, реализации своего потенциала, поэтому постепенно начинают появляться произведения и рассуждения, которые превозносят человека и его роль в социуме, а также указывают на необходимость перемен в мышлении и действиях.

Эпоха гуманизма занимает в истории период, который продлился приблизительно сто лет: с середины 14 до середины 15 века. Но это было время, которое являлось пиком развития гуманистических настроений в обществе. На самом деле, первые предпосылки появились еще в середине 13 века, когда были заложены новые модели человеческого мышления, личности и свободы.

Происхождение термина

В переводе с латинского термин «гуманизм» происходит от слова homo — человек, индивид. Humanus — человечный. Это не было направлением философии, а только точкой зрения, жизненной позицией.

Кто такие гуманисты

Гуманисты — это ограниченный круг высокообразованных людей, которые при помощи философии, литературы, поэзии и истории пытались бороться со средневековыми пережитками — властью феодалов и ограничением простых людей в развитии.

В эпоху феодализма, было выгодно держать людей в неведении и прививать им различные страхи, чтобы избежать массовых протестов и восстаний. Работа и послушание — единственное, что устраивало помещиков.

В среде народных масс, гуманизм не мог возникнуть, так как люди не владели грамотой и не читали античной литературы, тем более, не изучали ее углубленно.

Поэтому направление гуманизма с его идеей продвижения человека, как личности, появилась в среде свободно мыслящих грамотных и творческих людей того времени — литераторов, поэтов и философов, опирающихся на каноны античной философии, но трактующих понятия по-новому.

Гуманисты не старались привить людям отвращение к религии или церкви, но отводили им свое место. Сделать это в темных народных массах было сложно. Привыкший к многовековому засилью религии, народ не был способен быстро переключиться на новый вид мышления и открывшиеся возможности.

В гуманизме представители по-разному пытались протестовать против феодалов и навязанной точки зрения, а вместе с ней и поведения:

  1. Эразм Роттердамский, по прозвищу «князь гуманистов», из Нидерландов высмеивал в своих произведениях монахов и духовенство, обличая их ограниченность и тунеядство. При этом он не возвышал народ, считая их серой массой, которую невозможно научить мыслить глубоко и творчески. Политические вопросы философ обходил стороной. Начав учебу в церковной школе при монастыре, не выдержал манер и образа жизни монахов. Переехал в Париж, где пытался изучать богословие, но стиль преподавания ему пришелся не по вкусу. Лишь в Англии он обрел поддержку и соответствие своим взглядам у философа Томаса Мора. Умер Эразм Роттердамский в Швейцарии. Его учение считают скорее философско-языческим, чем религиозно-христианским, так как ученый совсем не считался с религией и не поддерживал набожность.
  2. Томас Мор предлагал идеи равноправного труда в обществе и считал нормой, что товары общественного потребления будут распределены в равных частях для всех. Это была своеобразная утопическая теория, так как разным людям для счастья нужно разное количество материальных ценностей. До конца был верен католической церкви. После казни за измену был причислен к лику святых отцов католиков.
  3. Третья точка зрения подразумевала реформы на уровне империи. Движущей силой должны были выступать дворяне. Проблема состояла в том, что дворянскому сословию были чужды перемены, так как они лишились бы источников дохода.

Основоположником гуманистического философствования по праву считается итальянский ученый, философ и богослов Данте Алигьери. В 13 веке неизвестно, каким образом к нему в руки попали труды еретиков, но он изучил их основные понятия и принцип мышления.

Мужчина сделал вывод, что такая теория достойна применяться в обществе и выполнять свои функции на благо людям.

Все свои гениальные произведения он написал в изгнании, так как на родине во Флоренции его было приказано казнить. Его литературные и поэтические шедевры имеют ценность, исходя из времени, в которое они были написаны.

До Данте Алигьери редко кто осмеливался открыто выступать против существующего режима и высказывать мысли вслух.

Основные понятия и направление мысли

В истории выделялись несколько типов гуманистического мышления:

  1. Античный или древний гуманизм. Его представители — Аристотель, Платон, Сократ, Конфуций, Демокрит, Протагор и другие древнегреческие философы.
  2. Теистическое направление, которое не исключало Бога из жизни людей, но допускало, что человек способен развиваться и заботиться о спасении своей души самостоятельно без помощи Бога.
  3. Классическое направление. Отображалось в трудах Бэкона, Петрарки, Монтеня, Боккаччо. Являлось разработанным и дополненным вариантом трудов древнегреческих ученых.
  4. Атеистический гуманизм. Провозглашал свободу человеческого духа от божественной воли. В ранг божества был возведен человек и его разум. Особенностью атеизма является его проявление в различные эпохи под разными масками. Возникло направление из-за невозможности объяснить сущность Бога и его роль. Известен случай, когда в Париже протестующие сложили в повозку церковную утварь и повезли ее на всеобщее обозрение, объявив таким образом похороны Богу. Как потом было выяснено, хоронили люди не самого Бога, а всего лишь предметы. В этой области известны труды Сартра Ж.-П.
  5. Натуралистический или научный подход к гуманизму характерен для нового времени. Наивысшей ценностью объявлена человеческая личность и самосовершенствование. Натурфилософия впервые встречалась у римского философа Сенеки, далее, ее принципы переняли схоласты в средние века. Впоследствии, ее место заняла философия науки.
  6. Коммунистический взгляд отразился в трудах К. Маркса, который выступал за революционное решение проблем. К. Маркс нашел поддержку в сотрудничестве с Ф. Энгельсом: как во взглядах, так и в финансах.
  7. Нормативный гуманизм возвышал потребности человека над государственными интересами. Если у человека есть потребности, то государство обязано их удовлетворять. После провозглашения данной теории, начались вопросы и разногласия. Многие философы интересовались, как можно измерить человеческие потребности, например, в агрессии. Нормативисты считали всякое страдание злом, а обществу известны примеры очищения души через боль и страдание. Мировоззренческие теории нормативного гуманизма наиболее полно отражены в работах Э. Фромма.

Гуманность и человеколюбие считались высшим проявлением способностей, которые раскрывались через признание личности, ее достоинства и точку зрения. В обществе, они реализовывались через помощь ближнему и сочувствие.

Идеи позднего гуманизма

В противовес идеям раннего гуманизма, которые прославлялись в творчестве Дж. Мирандолла, возникали оппозиционные идеи.

Мыслители вынуждены были признать, что культ человека был возвеличен настолько сильно, что это могло иметь негативные последствия.

Сверхвозможности уже не представлялись таким всемогущим оружием, а человек, часто, своими действиями доказывал обратное: вредил природе и своим соотечественникам.

Поздний гуманизм в трудах Н. Кузанского обозначен термином «пантеизм», что означало соединение Бога и Природы в единое целое.

В его работах, основанных на математических вычислениях, имеется понятие абсолютного минимума и абсолютного максимума, то есть божественное начало имеется в самых маленьких частицах природы. Это не противоречит библейской истине.

Философия Кузанского повлияла на становление образа мышления Дж. Бруно, который развивал и изучал одну из частей пантеизма — природу.

Гуманизм в наши дни

В 20–21 веке гуманизм соединился с идеями демократии, положения которых используют в политике для привлечения внимания к своим персонам и партиям. Большое влияние на развитие гуманистических тенденций оказали философы США, Британии, Шотландии, Индии, Германии.

Одна из проблем современной гуманистической философии — ограничение личной свободы граждан.

Известно, что американский философ Корлисс Ламонт выиграл несколько судебных исков против ЦРУ, Госдепартамента, потому что они незаконно вскрывали его личную переписку с друзьями и женой, а также отказались оформить документ для выезда за границу, объясняя, что данное действие может иметь негативное последствие для государства.

Источник: https://mystroimmir.ru/filosofiya/gumanizm.html

Что такое гуманизм? От эпохи Возрождения до российского права

Сформулировать принципы гуманного общества

Гуманизм – это значит человечность, любовь к людям. Гуманизм провозглашает высшими ценностями человеческую жизнь, свободу, достоинство и самовыражение. Главные принципы гуманизма – забота о благе людей, уважение к людям, сострадание.

Гуманист в широком смысле – это тот, кто признает высшими ценностями жизнь, свободу и счастье человека. Для гуманистов благо человека – главный критерий оценки любых действий. Все, что несет людям благо – это добро, а все, что вредит человеку – зло. Частичный синоним слова «гуманист» – филантроп.

Слово гуманизм происходит от латинского homo – человек. Ударение ставится на последний слог: гумани́зм. Термин введен в научный оборот немецким философом Фридрихом Нитхаммером в 1808 году.

Классический гуманизм или ренессансный гуманизм – это направление в философии и искусстве в эпоху Возрождения, провозгласившее человека мерой всех вещей. В отличие от схоластов, рассуждавших о божественном, гуманисты обратились к изучению человека во всех его проявлениях – внутренних и внешних.

Давид, скульптура работы Микеланджело Буонарроти. 1501-1504. Wikimedia / Jörg Bittner Unna

Прилагательное гуманный означает «человечный, человеколюбивый». Например: «Да здравствует наш суд, самый гуманный суд в мире!» (из кинофильма «Кавказская пленница»).

Прилагательное гуманистический означает нечто, имеющее отношение к гуманизму. Например: «Яркий представитель гуманистической философии».

Гуманизм в эпоху Возрождения

Гуманизм эпохи Возрождения (XV-XVI века) возник в Италии, а затем проник в Германию, Голландию, Францию и Англию. Гуманизм как культ разума, науки, свободной личности сложился в противостоянии со средневековой религиозной философией – схоластикой. В поисках вдохновения гуманисты обращались к античной культуре: искусству и философии Древней Греции и Рима.

В то время как церковь призывала посвятить жизнь искуплению грехов, гуманисты отстаивали право человека на земное счастье, духовную свободу и стремление к идеалу.

Гуманистами эпохи Ренессанса считаются Данте, Джованни Боккаччо, Франсуа Рабле, Роджер Бэкон, Эразм Роттердамский, Мишель Монтень, Томас Мор. Выдающиеся деятели культуры эпохи классического гуманизма – Микеланджело, Рафаэль, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес и многие другие. Всем им так или иначе свойственен антропоцентризм – представление, что человек является центром мироздания.

Афинская школа. Фреска работы Рафаэля Санти. 1511

Некоторые гуманисты стояли на позициях утопического социализма – выступали за ликвидацию частной собственности и всеобщее равенство. Например, автор «Утопии» Томас Мор и создатель «Города Солнца» Томмазо Кампанелла.

«Экзистенциализм – это гуманизм». Развитие идей гуманизма

В XVIII веке гуманизм получил развитие в идеологии Просвещения – у Вольтера, Жан-Жака Руссо, других мыслителей.

В XIX веке значительный вклад в гуманистическое направление внесли немецкие романтики – философы Фридрих Шеллинг и Фридрих Шлейермахер, литераторы Фридрих Шиллер, Генрих Гейне, Иоганн Гете.

Иммануил Кант утверждал, человек может быть для другого человека только целью, но никогда не средством.

До XX века гуманизм связывали с естественным прогрессом общества. Но тоталитарные режимы и кровопролитные войны XX века показали, что технический прогресс может сочетаться с чудовищной жестокостью. Это заставило заговорить о крахе традиционных ценностей, философы стали искать новые трактовки гуманизма.

Так, Жан-Поль Сартр отстаивал идею «обреченности человека на свободу». Действия и решения человека определяют его судьбу, писал Сартр. «Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать», – объяснял философ в работе «Экзистенциализм – это гуманизм». Ответственность – это страшно, но такой подход дает повод для оптимизма, делает человека хозяином своей жизни.

Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким человеком, каким он сделает себя сам. Таким образом, нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать.

Жан-Поль Сартр. «Экзистенциализм – это гуманизм»

Жан-Поль Сартр. Getty Images

Что такое светский гуманизм

Светский гуманизм он же секулярный гуманизм – это одно из направлений гуманистической философии, которое не признает существования высших сил, бога. В отличие от религиозных гуманистов, светские гуманисты считают человека обязанным соблюдать законы морали и стремиться к общему благу независимо от веры в бога.

«Декларация светского гуманизма» провозглашает 10 базовых принципов этого мировоззрения:

  1. Свободное исследование. Свобода слова, недопустимость цензуры

  2. Отделение церкви от государства. Свобода совести

  3. Идеал свободы. Демократия, права человека, недопустимость тоталитаризма

  4. Этика, основанная на критическом мышлении. Решение вопросов морали с опорой на разум

  5. Моральное образование. Нравственное воспитание детей

  6. Религиозный скептицизм. Настороженное отношение к идеям о всем сверхъественном

  7. Разум. Рациональные методы исследования, логика

  8. Наука и техника. Научный метод как наиболее достоверный способ познания мира

  9. Эволюция. Невозможность отрицать теорию эволюции, отказ от креационизма – идеи божественного творения

  10. Образование. Передача знаний, поощрение морального роста, саморазвития

Источник: https://www.anews.com/p/108785079-chto-takoe-gumanizm-ot-ehpohi-vozrozhdeniya-do-rossijskogo-prava/

Принцип гуманизма – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Сформулировать принципы гуманного общества
Энциклопедия МИП » Уголовные дела – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Общие положения УК РФ – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП » Принцип гуманизма – комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Принцип гуманизма – бесплатные ответы юристов онлайн

Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами. Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон.

Судебная практика

Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел. К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента).

Правоохранительная функция уголовного закона означает охрану свободы и прав людей, собственности, порядка и общей безопасности, также окружающей среды, всего конституционного строя страны, обеспечение мира и, соответственно, предупреждение совершения преступлений.

Все задачи, которые ставятся перед уголовным кодексом, решаются на основе сформированных принципов. Во второй части УК РФ выделены принципы уголовного законодательства РФ. Одним из принципов в статье 7 УК РФ выделяется гуманистический.

Главный принцип гуманизма подразумевает, что даже наказание совершившего преступление не должно причинять физическую боль и страдания или унижать достоинство гражданина. Заключается данный принцип и в том, что, наказывая за правовое нарушение, УК РФ не предусматривает возмездия.

Каждое привлечение к ответственности имеет, прежде всего, цель исправительного характера. Даже в тех случаях, когда за тяжкие преступления в качестве наказания применяется лишение свободы, унижение достоинства и причинение физических страданий недопустимо – в этом прослеживается принцип гуманизма.

Таким образом, содержание принципа гуманизма исключает возможность трактовать применение его как предоставление каких – то льгот или послаблений для преступников, нарушивших закон.

Признанные эксперты в области уголовного права РФ

Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде. Профессиональная оценка правовой перспективы.

Аспекты гуманизма

Прежде всего, нужно понимать, что само слово аспект подразумевает, с какой стороны рассматривается тот или иной объект.

Аспекты гуманизма подразделяют:

  • теоретический;
  • практический.

Теоретический аспект гуманизма основывается на философских идеях разных эпох и народов.

В теоретических размышлениях человек представлен как объединяющий в единое целое материальное и духовное начало. Цель гуманистов, к которой они стремятся – прекрасное тело соединить с божественной чистой душой. Таким образом, они пытались создать идеальных людей, с душевной человечностью.

Рассмотрим практическую сторону гуманизма.

Выделяется три основных направления в практической стороне гуманизма, то есть применения на практике. К ним можно отнести:

  • воспитание и образование в духе развития человечности;
  • деятельность государства;
  • влияние искусства и творчества на пробуждение человечности.

В уголовном праве именно гуманизм является критерием границ воздействия на субъекты определенными методами.

Основным положением уголовно – правового принципа гуманизма является закономерная потребность совокупности нравственных и этических требований общества, которые выражаются в законных формах, обеспечивающих права и свободы граждан при воплощении в жизнь уголовного законодательства.

Аспект принципа гуманизма характерен тем, что уголовно-правовая охрана свободы и прав людей ведется по международным стандартам, закрепленным именно в международной правовой документации и Конституции РФ.

Кроме того, восстановление нарушенных в результате преступных действий личных прав и свободы потерпевшего; поощрение граждан в стремление добровольно исполнять обязанности по правовой защите охраны общественного порядка – еще одни из сторон принципа гуманизма.

Также в уголовном праве аспект гуманизма предполагает, что любое наказание за совершенное правонарушение ограничивается минимумом, которого достаточно для исправления и предотвращения совершения новых преступлений.

Принцип гуманизма реализован в правотворчестве и применении права.

Суть принципа гуманизма

Основываясь на принципе гуманизма, законодательно определены для каждого права и свобода, их охрана, дана формулировка действий, которые подлежат наказанию при выявленном посягательстве на свободу и права человека.

Смысл гуманизма заключается в том, что каждый человек признается как отдельная личность и индивидуум. Также признаются права каждого гражданина развиваться, создавать, пользоваться всевозможными благами.

Нравственная позиция общества, которое признает ценность каждого человека как личности, относится к гуманизму этого общества.

Принцип гуманизма определен в Конституции РФ основополагающим в признании приоритета личности человека высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита его свободы и прав – возложены на государство.

В содержание УК РФ отражен перечень всех прав и свобод российских граждан, определенных основными и обеспечиваемыми охраной со стороны государства с учетом гуманных принципов.

Сфера гуманных принципов, определенных УК РФ, не ограничена только по отношению к лицам, которые уже совершили преступление. Основополагающее гуманное отношение к гражданам, не совершавшим правонарушения, в обязанности которых входит воздержание от посягательств, находится под охраной.

Принципы гуманизма при определении меры наказания означает то, что они применяются лишь в случаях, когда действительно необходимы для воспитания преступника, нарушившего нормы закона, но при этом не может применяться жестокость или лишнее ограничение в правах лица, признанного виновным.

На принципах гуманизма строится защита не только каждого индивидуума, но и общества в целом.

Гуманизм, прослеживается в нормах закона и в том, что:

  • закон не имеет обратной силы, которая может усилить ответственность;
  • в сочетании убеждения и принудительных мер;
  • воспитании человека как неотъемлемого члена общества;
  • невозможность нанесения физического воздействия и унижение достоинства как личности;
  • охраны материальных и нематериальных благ граждан;
  • гарантированной защитой свободы и всех прав человека.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам

Принцип гуманизма и наказание

Ответственность за преступления в Российской Федерации устанавливается на принципах гуманизма. Статьей 7 УК определено понятие, когда действия против здоровья и жизни человека, ущемление его прав, свобод, чести и достоинства, посягательства на собственность и спокойствие общества признаны преступными.

Яркое проявление гуманизма выражено в целях, ради которых устанавливаются ответственность и наказание. Статьей 43 УК предусмотрено применение наказания для того, чтобы была восстановлена социальная справедливость, осужденный исправился, изменил свое мировоззрение и поведение, были предупреждены совершения новых преступлений.

Не что иное, как гуманизм прослеживается при назначении условного осуждения или отсрочки исполнения наказаний, предусмотренная для беременных и матерей, на содержании которых находятся малолетние дети.

Возможность условно-досрочного освобождения, если отбывающий наказание зарекомендовал себя с положительной стороны, встав на путь исправления; замена части присужденного наказания более мягким методом (статья 80), чем предусмотрено УК за конкретное преступление – принципы гуманизма российского законодательства.

На гуманных принципах основано привлечение к ответственности несовершеннолетних граждан (статья 87- 96), преступивших черту закона.

В УК РФ закреплено недопустимое применение пожизненного заключения и смертной казни для несовершеннолетних детей, женщин, мужчин, достигших шестидесяти пятилетнего возраста и старше (статья 57, 59).

Принцип гуманизма не означает гуманное отношение только к правонарушителям, он также предполагает защиту законопослушных членов общества и борьбу с преступниками.

Записаться на консультацию

Источник: https://advokat-malov.ru/obshhie-polozheniya-uk-rf1/princip-gumanizma.html

Что такое гуманизм. Гуманное общество. Гуманные ценности

Сформулировать принципы гуманного общества

Слово «гуманизм» имеет в своём составе корень homo, что в переводе с латинского означает «человек». Слово это не русского происхождения, но, вместе с тем, мы с вами прекрасно понимаем, что, если мы говорим о человечности, значит, предполагаем какой-то набор чувств, качеств и реакций человека на ту или иную ситуацию.

Вы человечны тогда, когда вы относитесь к этой ситуации с точки зрения добра, справедливости и не поддаётесь чувствам обратным. Гуманный человек не пытается кого-то обидеть или ущемить своё или чужое человеческое достоинство, потому что если ситуация складывается так, что вы кого-то обидели, значит, вы поступили негуманно.

Гуманистические ценности

Таким образом, гуманизм – это мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие, проявление своих способностей.

Всё то, что гарантирует нашу с вами свободу, наши права, можно считать гуманным или гуманистичным. Понятно, что в данном случае сложно дать чёткое и жесткое определение, потому что человеческие ценности постоянно меняются.

То, что было нормальным и принятым 200-300 лет назад, сейчас может быть уже анахронизмом, который подчас может уже мешать человеку и быть антигуманным.

Но если какие-то ценности отвечают нынешним воззрениям человека на окружающий мир, если эти ценности помогают человеческой жизни, помогают сохранить общественную организацию и индивидуальный подход к каждому человеку, то, конечно, это ценности гуманистические.

Гуманное общество

Гуманизм в чём-то схож с понятиями морали и нравственности, они частично совмещены между собой, потому что золотое правило морали отвечает меркам гуманного общества. Гуманное общество – это общество, которое ценит личность человека.

Это общество, которое заботится о тех людях, которым нужна помощь, причём заботится искренне, а не в качестве подачки. Помощь в нашем обществе нужна, прежде всего, пожилым людям, так как они прожили большую часть своей жизни, физически и морально утомлены.

Таким людям необходимы забота и внимание со стороны окружающих. Если вы улыбаетесь людям старшего возраста, если вы относитесь к ним с заботой и пониманием, помогаете им элементарными вещами, тем самым вы просто продлеваете им жизнь.

Вы делаете их более здоровыми, в том числе, и физически. Это и есть гуманное отношение к людям.

Также наша помощь нужна людям с ослабленным здоровьем, в том числе иногда наше гуманное отношение может проявляться в том, чтобы не относиться к людям с ограниченными возможностями, как к инвалидам.

Вообще слово «инвалид» носит негативную окраску и может сильно ранить окружающих, мы словно заявляем таким образом, что этот человек ущербный. Большинство людей с ограниченными возможностями борются против мнения общественности, что они ущербны.

Они тоже могут жить, пускай и частично, нормальной человеческой жизнью, именно на этом и необходимо сконцентрироваться.

Истоки гуманизма

Гуманизм, конечно же, не появился сейчас, это не изобретение 20 или 21 века. Люди достаточно давно задумались над природой человечности, человеческого отношения к самому себе и окружающим. Много философов и учёных создавали свои советы и концепции того, как должен вести себя человек.

Великий русский писатель Лев Николаевич Толстой выдвинул целую концепцию непротивления злу насилием. Это некий символ гуманизма, потому что, если человек не отвечает на зло злом, то, возможно, следующего проявления зла просто не случится. Невозможно бесконечно обижать человека, который тебе не сопротивляется, который не хочет причинять тебе зла.

Такая кажущаяся слабость на самом деле является выдающейся силой, силой человека.

Конечно, вы можете возразить, что такого не может быть. Ведь если меня бьют, обижают, оскорбляют, я должен защищать себя, а не молча терпеть насилие. В конце концов, это библейская истина: око за око, зуб за зуб. Но не всегда это оказывается абсолютной истиной. Чтобы убедить вас, достаточно привести в пример такого человека как Махатма Ганди.

Это лидер движения несотрудничества с английскими колониальными войсками и английской администрации в Индии. Махатма Ганди смог без какого-либо вооруженного восстания, без крови и побоищ, по сути, выдавить англичан из Индии. После этого Индия стала суверенным государством.

Это был величайший гуманист 20 века, который своей жизнью доказал, что непротивление злу насилием работает.

Также нельзя не упомянуть в нашем разговоре имя такого великого английского гуманиста как Томас Мор. В 1515-1516 годах Томас Мор написал своё самое знаменитое сочинение – “Утопия”.

Со временем само слово “утопия” стало нарицательным и превратилось в обозначение чего-то прекрасного, но совершенно нереального. Томас Мор действительно описал идеальное уникальное государство, все граждане которого свободны.

Жители Утопии сами выбирали себе правителей и чиновников. Там не было никаких налогов, не было денег и частной собственности, не было даже тяжёлого физического труда.

Все граждане Утопии трудились всего по нескольку часов в день, а затем наслаждались изучением наук и искусств. Мор не просто проповедовал гуманизм, он действительно был высокогуманным моральным человеком, готовым до конца отстаивать свои убеждения.

Гуманизм – это величайшая концепция. Наше человеческое отношение друг к другу – неизбежное следствие развития цивилизации. Если мы хотим оставаться людьми, мы должны становиться людьми. Мы должны относиться к окружающим так, как хотели бы, чтоб они относились к нам.

Мартин Лютер Кинг

Источник: https://zen.yandex.ru/media/helperia/chto-takoe-gumanizm-gumannoe-obscestvo-gumannye-cennosti-5b8cbdcd15125f00ae67a1ab

1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования

Сформулировать принципы гуманного общества

1.4.2. Принцип гуманизма и гуманизация воспитания и образования

В мировой педагогической теории и практике уже давно сложилось мнение, что образование и воспитание не должны зависеть от каких-либо конъюнктурных ситуаций и взглядов. Воспитание молодого поколения – исключительно серьезное дело.

Оно должно базироваться на постоянных, непреходящих идеях и ценностях.

Поэтому в качестве идейной основы системы воспитания сегодня все более настойчиво внедряются принципы гуманизма, а в современном образовании и воспитании реализуются тенденции гуманизации и гуманитаризации образования.

Гуманизм (от лат. humanus – человечный) означает взгляды, идеи, воззрения, утверждающие ценность человека как личности.

Гуманизм оформился как система ценностных ориентаций, в центре которых находится признание человека в качестве высшей ценности. Гуманизм сегодня – это совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Первичным по отношению к понятию «гуманизм» является понятие гуманность, в котором отражается одна из важнейших черт личности, заключающаяся в готовности и стремлении помогать другим людям, оказывать уважение, проявлять заботу, соучастие, без которых невозможно существование человеческого рода.

Гуманность – это качество личности, представляющее собой совокупность ее нравственно-психологических характеристик, выражающих осознанное и сопереживаемое отношение к человеку как к высшей ценности.

На современном этапе развития общества он приобретает значение общественного идеала. При этом человек рассматривается как высшая цель общественного развития, в процессе которого обеспечивается создание условий для полной реализации всех его потенций, достижения гармонии в социально-экономической и духовной сфере жизни, наивысшего расцвета его личности.

В современной трактовке гуманизма акцент делается именно на целостное универсальное понимание человеческой личности – гармоническое развитие ее интеллектуальных, духовно-нравственных и эстетических потенций.

Таким образом, с позиций гуманизма конечная цель воспитания состоит в том, чтобы каждый человек мог стать полноценным субъектом деятельности, познания и общения, т. е. свободным, самодеятельным существом, ответственным за происходящее в этом мире.

Мера гуманизации воспитания определяется тем, насколько оно создает предпосылки для самореализации личности, раскрытия заложенных в ней задатков, ее способности к свободе, ответственности и творчеству.

В настоящее время гуманизация образования рассматривается как важнейший социально-педагогический принцип, отражающий современные общественные тенденции развития системы образования, утверждающий полисубъектную сущность современного образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности, активизация ее познавательного, духовного, деятельностного потенциала.

Гуманизацию образования в самом общем плане можно охарактеризовать как построение отношений участников образовательного процесса на основе взаимоуважения к личности друг друга. При этом сущностью образовательного процесса становится достижение целенаправленного превращения социального опыта в опыт личный.

Гуманизация обусловливает установление связей сотрудничества между участниками образовательного процесса, педагогом и обучающимся. Она предполагает единство общекультурного, социально-нравственного и профессионального развития личности. Этот процесс приобретает оптимальный характер, когда обучающийся выступает субъектом обучения (воспитания, образования).

Важной частью и средством гуманизации образования выступает его гуманитаризация. Выделяют два ее аспекта:

увеличение в содержании образования знаний о человеке, человечестве и человечности, выявление гуманитарной составляющей всех учебных предметов (достигается в процессе построения учебного плана и определения содержания соответствующих учебных предметов);

улучшение качества преподавания гуманитарных предметов, преодоление сциентистского подхода (например, когда преподавание литературы превращается в обучение литературоведению).

Одна из задач при этом – гуманизация преподавания негуманитарных предметов. Ее можно решить путем выделения в каждом из них одних и тех же частей общечеловеческой культуры, чтобы любой учебный курс реализовывал функцию формирования творческих способностей обучающихся, их духовной сферы, ценностных, гуманистических ориентаций.

С содержательной стороны реализация принципов гуманизма в образовании и воспитании означает проявление общечеловеческих ценностей, которые необходимо рассматривать в двух взаимодополняющих друг друга смыслах. Во-первых, это ценности, значимые не для какого-то узкого, ограниченного круга людей, а для всего человечества.

При этом особенности их выражения зависят от специфики культурно-исторического развития той или иной страны, ее религиозных традиций, типа цивилизации. Во-вторых, общечеловеческие ценности – это понятие, исторически и социально не локализуемое.

Они имеют постоянный, непреходящий характер, выступая в качестве идеала, регулятивной идеи, образца поведения для всех людей.

В то же время следует учитывать, что при определении целей воспитания каждое общество в большей или меньшей степени ориентируется на свои традиционные ценности, и в этом заключается важное средство сохранения культурного и национального своеобразия, самоидентификации нации.

Реализация принципов гуманизма в образовательном процессе немыслима без правильного понимания проблемы человеческой личности как высшей ценности. Гуманизм ни в коем случае не поощряет индивидуализма.

Напротив, отдавая приоритет общечеловеческому началу, он противоречит идеологии индивидуализма.

В его основе лежит признание данной личностью в качестве ценности других людей, любовь к ним, служение им, что не исключает, а предполагает коллективизм, стремление к общности с другими людьми, их взаимную поддержку.

Реализация принципов гуманизма не снимает задачу подготовки человека как высококвалифицированного специалиста. Без высокой квалификации невозможно реализовать себя как личность в полной мере.

Гуманистическая ориентация означает отход от одномерной оценки учащегося как будущего функционера какой-либо структуры в сфере производства товаров и услуг, от узкоспециализированной подготовки.

Это связано с тем, что современная рыночная экономика может поставить молодое поколение в такие условия, что узкоспециализированные знания не позволят проявить себя и даже заработать на жизнь. В настоящее время необходима такая система профессионального образования, которая бы обеспечивала возможность самореализации за счет усиления общенаучной и гуманитарной подготовки.

Гуманистическая ориентация образования может быть реализована только в соответствующих формах образовательного процесса, которые предполагают высокую степень индивидуализации и дифференциации обучения, акцент на формирование активности и инициативности учащегося, формирование отношений педагогов и учащихся на основе принципов сотрудничества.

Уже в первый же год войны самые упорные скептики были вынуждены признать, что самолет стал неотъемлемым участником боевых операций, а его роль в войне неуклонно росла. Самолет уже использовали не только для корректировки артиллерийского огня, разведки или связи, но самолет теперь превратился в самостоятельное оружие, способное бороться с самолетами противника.

Описаны истребители Германия (продолжение), Великобритания, Австро-Венгрия, Россия

Page 3

Уже в первый же год войны самые упорные скептики были вынуждены признать, что самолет стал неотъемлемым участником боевых операций, а его роль в войне неуклонно росла. Самолет уже использовали не только для корректировки артиллерийского огня, разведки или связи, но самолет теперь превратился в самостоятельное оружие, способное бороться с самолетами противника.

Описаны истребители Германия (продолжение), Великобритания, Австро-Венгрия, Россия

Источник: https://arsenal-info.ru/b/book/769206328/31

Урок 8: Что такое гуманизм

Сформулировать принципы гуманного общества

План урока:

Человек – высшая ценность справедливого общества

Понятие гуманизма, история возникновения термина

Идеалы гуманизма

Нормы морали и нравственности

Забота о детях, стариках

Нужно ли быть человечным

«Сострадание – есть высочайшая форма человеческого существования».

Ф. М. Достоевский.

 
(Источник)

Человек – высшая ценность справедливого общества

Общество может считаться справедливым, если в нем человек представляет ценность сам по себе, просто по факту рождения на свет. Не имеет значения, богатый он или бедный, образованный или безграмотный, красивый или непривлекательный – он человек. Равноценное, уважительное отношение к разным людям, независимо от их национальности и личных особенностей, вот в чем проявляется человечность.

В далеком прошлом общество трудно было назвать человечным, цивилизованным. Тысячи лет назад в большинстве древних государств установился рабовладельческий строй. О сострадании к рабам, не было и речи. Рабы были обязаны бесплатно трудиться на своих хозяев, полностью лишались прав, находились вне закона.

(Источник)

Рабовладелец имел право наказать, продать, убить раба, запретить или разрешить ему женитьбу. Из-за этого рабы жили не долго, их жизнь проходила в тяготах и лишениях. Неравенство в обществе сохранилось, и после смены рабовладельческого строя феодализмом. Новой, фактически бесправной категорией людей в феодальном обществе стали крепостные крестьяне.

Проблема человечности волновала мыслителей с древних времен, но реализация этого принципа на практике последовала лишь после отмены крепостного права, установления в обществе демократии, принципов всеобщего равенства. Человеческая цивилизация пришла к выводу, что человек есть высшая ценность, несопоставимая с какими-либо экономическими, социальными благами.

Понятие человечность, как качество духовно развитой личности включает:

  • Стремление понять окружающих людей;
  • Готовность помочь людям и обществу;
  • Признание чужой свободы, предоставление права выбора другому человеку;
  • Прощение чьих-либо недостатков;
  • Сострадание;
  • Великодушие;
  • Готовность принять качества другой личности, непохожей на самого себя;
  • Радость, при виде чужого счастья, и сочувствие чужому горю.

(Источник)

В чем проявляется человечность, примеры человечности из жизни школьников:

  1. На уроке физкультуры Вася не смог выполнить ни одного норматива. Он бегал медленнее других, постоянно спотыкался, его движения были неуклюжими. Но никто из одноклассников над ним не смеялся, дети знали о проблемах Васи со здоровьем, проявляли к нему сочувствие;
  2. В 7-А перевели новую ученицу – Алену Сидорову. Большинство детей в классе не желали с ней общаться, из-за того что девочка была бедно одета, не имела мобильного телефона. Но Настя Петренко сказала одноклассникам, что они ошибаются, что нужно ценить в человеке его личные качества, а не красивые вещи. После этого Настя и Алена стали хорошими подругами;
  3. Саша Федоренко, ученик 9-Б класса увидел на перемене как старшеклассник бил младшего ученика. Он немедленно вступился за малыша, за что получил в глаз кулаком. Саше, все-таки удалось отстоять первоклассника, чему он был очень рад, Саша не пожалел что оказался рядом в этот момент.

Существует много примеров человечности в повседневной жизни и истории, но их суть сводится к одному – проявлению любви и уважения к людям.

Понятие гуманизма, история возникновения термина

Человечность и гуманизм практически являются синонимами. Разница состоит лишь в том, что гуманизм это осознанное стремление к человечности, выражение своего желания и потребности проявлять уважение по отношению к другим людям.

В учебниках можно встретить такое понятие гуманизма: это признание высшей ценности человека, его права на жизнь, свободу, равенство перед законом.

Хотя термин «гуманизм» впервые появился в странах Западной Европы в эпоху Возрождения, задолго до этого к человечности проявляли свой интерес мыслители эпохи Античности.

Ценность человека как личности признавали Аристотель, Пифагор, Эпикур, Сократ и другие известные древнегреческие философы.

Но основные идеалы гуманизма зародились лишь после завершения эпохи Средневековья.

В Италии, Франции и других европейских странах появились мыслители, которые утверждали, что каждый человек имеет право на счастье.

Философы, считавшие человека высшей ценностью и центром мироздания, стали называть себя гуманистами (от слова Homo– человек). Изложенные ими идеи, взгляды стали называть гуманизмом.

(Источник)

Идеалы гуманизма

Понятие гуманизм связано с моральными категориями, о которых проповедовали Конфуций, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие, известные в истории личности.

Кроме того, принципы гуманизма содержатся в известных мировых религиях: христианстве, буддизме, исламе.

Существенный вклад в развитие идеи человечности внесла Западная Европа и Россия, таким образом, сформировались современные идеалы гуманизма:

  1. Признание за человеком права на жизнь;
  2. Осознание свободы человеческого разума, могущества человеческой мысли;
  3. Вера в человеческие возможности, способности, его божественное происхождение;
  4. Равное отношение ко всем людям, независимо от их общественного положения;
  5. Неприемлемость насилия по отношению к человеку, отрицание необходимости подчинять другую личность своей воле;
  6. Вера в естественную доброту человека.

Тем не менее, в современном обществе гуманизм не стал универсальным принципом, хотя отдельныелюди и целые народы к этому стремятся. Трудно сказать, что приводит к потере человечности, но примеров бесчеловечного отношения в прошлом и настоящем очень много. Чтобы воспитать в человеке гуманное отношение к окружающим, с ранних лет жизни общество прививает ему нормы морали и нравственности.

Нормы морали и нравственности

Мораль – это представления о добре и зле, совокупность идеалов и принципов на которых основана вся деятельность человека.

Нормы морали складываются в процессе воспитания человека в обществе. Что такое добро ребенок узнает из сказок, от родителей, воспитателей, учителей. Добром можно назвать все, что направлено на помощь другим людям и живым существам. Добрыми могут быть не только дела, но и чувства, такие как любовь, сострадание, миролюбие, благодарность, дружелюбие.

(Источник)

Все что направлено на разрушение, причинение вреда другим называют злом. Злыми могут быть мысли, чувства, поступки. Таким образом, мораль, включает в себя все эти представления, чтобы человек мог оценивать свои действия, поступки – по совести. Только развитая личность, имеющая представление о нормах морали может быть человечной по отношению к другим людям.

Важно! Каждый день человек встает перед моральным выбором: выбором в пользу добра или зла, в большей или меньшей степени. Иногда, чтобы сделать добро приходиться поступиться своими интересами, лишить себя удовольствия, выгоды. Поэтому, совершать добрые поступки гораздо сложнее, чем бездействовать или причинять зло.

Злые действия человек может совершать неосознанно, под влиянием ближайшего окружения, вынуждаемых обстоятельствами. Но за причинение боли (физической или моральной), совершение аморальных поступков человек ответственен как минимум перед своей совестью, а в серьезных случаях и перед законом.

Нравственность – это проявление морали на практике, в повседневной жизни, осознанный выбор с принятием ответственности за свои поступки.

Примеры норм нравственности:

  • Защита беспомощных;
  • Помощь бедным;
  • Вежливость;
  • Благодарность за добро;
  • Честность;
  • Забота о детях;
  • Уважение к старикам.

Принять нормы нравственности, следовать им или нет,- выбор каждой личности, но отвергнув их, человек может не заметить, как стал бесчувственным, бесчеловечным.

Забота о детях, стариках

Одного мудреца спросили, какое общество он мог бы назвать развитым, благополучным. На это мудрец ответил, что считает цивилизованным только то общество, в котором уважают старших и заботятся о младших. Действительно, о человечности общества можно судить по тому, как в нем относятся к беззащитным, нуждающимся в заботе.

В эту категорию, прежде всего, входят пожилые люди. Прожив длинную жизнь, старики накопили богатый жизненный опыт, который они передают подрастающему поколению.

Именно поэтому к пожилым людям чаще остальных обращаются за советом, помощью. При этом старики чувствуют себя незащищено, их периодически беспокоит плохое самочувствие, часто возникают проблемы со здоровьем.

Проявление заботы о стариках говорит о человечности, доброте и других высоких качествах личности.

(Источник)

В пожилом возрасте работать становиться труднее, бабушки с дедушками выходят на пенсию. В большей степени они нуждаются не в материальной помощи, а в общении, моральной поддержке. Увидев, что человек проявляет заботу о пожилых людях, можно быть уверенным, что он станет хорошим другом, родителем для своих детей, надежным спутником жизни.

В проявлении заботы особенно нуждаются дети. В младенческом возрасте жизнь ребенка полностью зависит от родителей.

В процессе взросления забота родителей о детях не прекращается, дети являются беззащитными в обществе, не могут себя обеспечивать, не сформировались как личность.

Безответственные родители бросают детей, предоставляя их самим себе, таких детей ждет трудное будущее, проблемы с развитием. Поэтому, родители должны осознавать ответственность перед обществом, за жизнь и гармоничное развитие своего ребенка.

Нужно ли быть человечным

Разобравшись с определением гуманизма, поняв, что такое человечность, у некоторых возникает вопрос: «Всем ли нужно быть человечными и зачем?»

Чтобы ответить на него достаточно вспомнить самый яркий пример проявления бесчеловечности в истории –фашизм. В период Второй Мировой и Отечественной войны весь мир содрогнулся от жестокости фашистских захватчиков.

За одну только принадлежность к неарийской расе фашисты стремились уничтожить и превратить в рабов все человечество. Полному уничтожению, согласно идеям фашизма подлежали евреи, цыгане,большая часть славянских народов.

Фашисты жестоко казнили невинных людей, лишь за их принадлежность к «неправильной» расе, национальности. Их сжигали в печах, расстреливали, отправляли в газовые камеры, подвергали бесчеловечным пыткам. После окончания Второй Мировой войны все человечество осознало, какое значение имеет гуманизм во всем мире.

В 1948 году была принята Всеобщая декларация прав человека, которая утверждала идеи гуманизма в письменной форме, закрепляла основные права человека на международном законодательном уровне. цель принятия этого документа- признание высшей ценности человека, защита его прав и свобод независимо от пола, национальности, религиозной принадлежности.

(Источник)

Источник: https://100urokov.ru/predmety/chto-takoe-gumanizm

Все о правах
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: