5. Посадочные штормтрапы
Балясиныштормтрапа изготавливаются из древесинытвердых пород либо из другого подходящегоматериала, обладающего равноценнымисвойствами. Они гладко обрабатываютсяи не должны иметь каких-либо неровностейи сучков, а также острых кромок и сколов.
Для обеспечения нескользящей поверхностина балясинах делаются продольные канавкилибо они покрываются нескользящимпокрытием. Балясины имеют длину не менее480 мм,ширину не менее 115мм и толщинуне менее 25мм без учетанескользящей поверхности или покрытия.
Они располагаются на равном расстояниидруг от друга, которое должно быть неменее 300 мми не более 380мм, изакрепляются так, чтобы сохранятьгоризонтальное положение.
Тетивыштормтрапа изготавливаются из двухманильских тросов без покрытия,окружностью не менее 65мм. Каждыйтрос должен быть цельным, без каких-либосоединений ниже верхней балясины.
Могутбыть использованы другие материалы,при условии что их размеры, разрывноеусилие, стойкость к воздействию окружающейсреды, эластичность и удобство длязахвата руками равноценны размерам исоответствующим качествам манильскоготроса.
Все концы тросов должны бытьзаделаны с целью предотвращения ихраскручивания.
Для безопасногопрохода людей с палубы к штормтрапу иот него предусматриваются поручни.
6.Линеметательное устройство
Всесуда вне зависимости от района плаванияснабжаются линеметательнымустройством,имеющим по четыре ракеты и линя (или дверакеты и два линя для судов ограниченногорайона плавания)
Приопределенных условиях подойти к терпящемубедствие судну или спасательномусредству (шлюпке либо плоту) оченьсложно. В этом случае для подачи буксираили спасательного каната применяютлинеметательное устройство.
Линеметательноеустройство должно позволять метатьлинь на расстояние не менее 230 м приспокойной погоде с такой точностью,чтобы боковое отклонение от направленияметания не превышало 10% расстояния доцели.
Принацеливании линемета надо полностьюисключить попадание ракеты в спасательнуюшлюпку или плот, так как это можетпривести к травмированию и даже гибелилюдей.
В комплектлинеметательного устройства входитинструкция по его использованию. Хранитсяустройство в ящике брызгозащищеннойконструкции или в водонепроницаемомпомещении.
Учитывая различныеконструкции линеметов, необходимо передих применением детально ознакомитьсяс инструкцией.
10. Использование спасательных шлюпок и плотов
Приоставлении судна необходимо:погрузитьв шлюпку дополнительное снабжение,теплые одеяла, переносную радиостанцию,аварийный радиобуй, судовые документы;отдатьстопора и дополнительные крепления;произвестипосадку людей в шлюпку;закрыть вселюки; открыть вентиляционные отверстия;открыть топливный кран; запуститьдвигатель согласно инструкции; застегнутьпривязные ремни; используя рукояткудистанционного управления тормозом,регулировать скорость спуска шлюпки(при бортовой качке судна медленныйспуск опасен вследствие ударов шлюпкио борт судна); в момент касания шлюпкойводы освободить гаки шлюп-алей; датьход, перекладывая руль постепенно отборта судна.
Еслитанкерная шлюпка спускается в пятногорящего топлива, то после посадки людейследует:
• командирушлюпки выбрать наиболее безопасноенаправление движения;
• закрытьвсе люки, включая вентиляционныеотверстия;
• открытьдоступ сжатого воздуха из баллоновчерез понижающий редуктор внутрь шлюпки(для того чтобы исключить проникновениедыма, внутри шлюпки создают наибольшееизбыточное давление воздуха);
• открытьтопливный кран, запустить двигатель,застегнуть привязные ремни;
• включитьорошение шлюпки из балластных отсеков;
• освобождаятормоз, спустить шлюпку;
• отдатьгаки шлюпталей;
• переключитьтрехходовый кран на забор воды из-заборта, при значительной толщинеразлившихся нефтепродуктов опуститьзаборный патрубок кингстона для забораводы с глубины около 1,2 м;
• увеличив оборотыдвигателя, отходить в безопасномнаправлении, стремясь быстрее покинутьзону огня.
Вовремя движения держать привязные ремнизастегнутыми во избежание травм привозможном опрокидывании шлюпки. Надотакже иметь в виду, что расчетноесамовосстановление шлюпки обеспеченолишь при размещении экипажа шлюпки наштатных местах.
Посадкалюдей в открытые спасательные шлюпкиможет в зависимости от гидрометеоусловийпроизводиться по трапу, по штормтрапу,со шлюпочнойпалубы, соспециальной площадки в месте крепленияшлюпки по-походному. При посадке людейпо трапу и штормтрапу шлюпка удерживаетсяу борта с помощью фалиней. Такая посадкавозможна только при благоприятныхметеоусловиях.
Надувныеспасательные плоты сбрасываемого типа,могут быть сброшены в воду у места ихкрепления или предварительно перенесенык месту, более удобному для посадки.Перед сбросом плота следует убедиться,что пусковой линь закреплен на судне.Сброшенный в воду контейнер с плотомплавает у борта судна.
Для раскрытияплота необходимо выбрать слабинупускового линя, который собран вконтейнере узлом для укорачиваниястропов.
После этого рывком, силой около15 кг,приводят в действие пусковой клапан, исжатый углекислый газ (с добавлениемазота для предотвращения обмерзанияпускового клапана) начинает поступатьв камеры плавучести. При температуренаружного воздуха 18-20°Сплот полностью надувается за60 с.
Притемпературе 30°Сзаполнение плота газом замедляется иплот полностью раскрывается за 2-3мин. Пусковойлинь отсоединяется от пускового клапанаи остается прикрепленным к буксировочнойсетке, выполняя роль фалиня.
Следуетиметь в виду, что в сильный шторм силы,действующие на раскрывшийся плот, могутпревысить разрывную прочность линя ипреждевременно сброшенный плот можетбыть оторван от судна и потерян.
Дляпредотвращения обрыва плота необходимопосле приведения его в действие привязатьк релингу или стойке пусковой линь вышенадрезанного участка, который находитсяпримерно в1 м от штатногоместа крепления линя на судне.
Посадкулюдей в плот можно осуществлять пошторм-трапу, надувному желобу, прыжкомв плот, прыжком на дуги плота, прыжкомв воду и последующим входом в плот изводы. Следует избегать прыжка на тентплота, если в плоту уже есть люди.
Дажепри попадании на дугу плота она прогибаетсяпод ударом до днища и есть большаявероятность нанести серьезные травмылюдям, уже находящимся в спасательномплоту.
Человеку в спасательном жилетеповерх теплой одежды достаточно труднобез посторонней помощи подняться вспасательный плот, поэтому надо помогатьдруг другу подниматься в плот
Если нет опасностинемедленного затопления судна, не надоторопиться обрезать пусковой линь. Впротивном случае незаполненныйлюдьми спасательный плот может быстроотдрейфовать и часть людей останетсяв воде.
Перваязадача находящихся на плоту — подобратьвсех людей из воды. Учитывая двукратныйзапас плавучести спасательного плота,можно поднять в плот в два раза большелюдей, чем номинальная вместимостьплота. В дальнейшем можно будетперераспределить избыточное количестволюдей на недогруженные или оставшиесясвободными плоты.
Послетого, как все люди подняты из воды, илив случае близящегося затопления, суднанадо обрезать пусковой линь, отдрейфоватьна безопасное расстояние, чтобы не бытьзатянутым в воронку. После этого опуститьв воду и расправить оба плавучих якоря,чтобы уменьшить скорость дрейфа.
Следуетпринять все меры, используя дляпередвижения весла, чтобы собрать всеспасательные средства вместе и связатьих линями (на расстоянии 10-15м, чтобыплоты не терлись друг о друга).
В дальнейшемэто расстояние кратковременно уменьшаетсядля передачи людей (например, докторадля оказания помощи раненым), припоявлении летательного аппарата (группуспасательных средств легче заметить,чем отдельные плоты).
Дляускорения обнаружения следует в одиниз плотов взять аварийный радиобуй,который может быть внутри плота илиплавать рядом привязанным.
Дляотвода пассивных спасательных средстви сбора их вместе используют спасательныеботы или моторные спасательные шлюпки.Если плот не может самостоятельно отойтиот наветренного борта и нет поблизостиактивного спасательного средства,следует, используя весла, сместиться кближайшей оконечности судна. Пройдяее, плот быстрей отдрейфует под действиемветра.
Втечение всего пребывания на спасательномплоту принимают меры по сохранению егоостойчивости. С этой целью все людидолжны находиться на днище плота, а нена банке и не на камерах плавучести(даже если на днище внутри плота естьвода). Сохранению остойчивости способствуюттакже плавучие якоря.
Прибуксировке плота все должны быть наднище, причем в переднем отсеке плотадолжна быть только ⅓всех людей, чтобы при буксировке плотне зарывался в воду. Буксирный конецкрепят за специальные кольца на буксирнойсетке.
Вместе с темнеобходимо иметь в виду, что традиционныеспасательные средства такжесовершенствуются, чтобы обеспечитьвысокий уровень защиты человека сразуот нескольких воздействующих вредныхфакторов.
Так, в практикемореплавания ряда стран суда, плавающиепостоянно в высоких широтах, снабжаютсяне жилетами, а гидротермокостюмами,учитывая необходимость защиты людей,оказавшихся в холодной воде, отпереохлаждения.
Компания «SOLAS LTD»(Великобритания) разработала спасательныйжилет, который, кроме основного назначения,защищает терпящих бедствие от гипотермиии солнечного удара. Жилет снабженспециальным капюшоном, предохраняющимлицо и голову от воздействия волн иветра.
Новый спасательный круг, отлитыйиз единого куска полиуретановой пены,обладает повышенной прочностью посравнению с существующими.
Имеютсясведения о применении ручной ракеты,срабатывающей на высоте около 300м. Кроме 2-хсвободнопадающих красных звезд, хорошо заметныхв плохую видимость, ракета выпускает 2дипольныхоблака, легко различимых па экране РЛС.
Много новинок есть в конструкцииспасательных шлюпок и плотов, которыемогут в ближайшие годы быть использованына судах.
Все такие средства должнысоответствовать международнымтребованиям, а в Конвенцию СОЛАС,очевидно, будут вноситься дополнительныеизменения и поправки.
Таким образом,двумя наиболее важными документами побезопасности на борту судна являютсяКонвенция СОЛАС и Кодекс LSA. Кроме них,на судах используется также следующаядокументированная информация побезопасности:
• Судовое руководствопо безопасности (The Vessel's Safety Manual).
• Расписания потревогам (Muster Lists).
• Руководство подействиям экипажа в чрезвычайныхобстоятельствах (The Ship's Emergency ProceduresManual);
• Руководствопо тренировкам согласно гл. IIIСОЛАС(The SOLAS Chapter III Training Manual);
• Руководства поспасательным шлюпкам (Lifeboat Manuals).
• Инструкции подругому оборудованию (Other equipment instructionManuals);
• Руководствопо оказанию первой помощи (First Aid Manual).
• Планыпроведения судовых тренировок и учений.
Отчет о работе
Классификация коллективных спасательных средств.
Виды спасательных шлюпок и требования, предъявляемые к ним.
Характеристика шлюпок сбрасываемых с кормы методом свободного падения.
Классификация спасательных плотов.
Техническая характеристика спасательных плотов.
Конструкция спасательных плотов.
Посадочные устройства.
Морские эвакуационные системы.
Посадочные штормтрапы.
Линеметательные устройства.
Использование спасательных шлюпок и плотов.
Литература:
Басанец Н.Г. «Безопасность жизнедеятельности» – Одесса: Изд. центр ОНМА, 2009, 310 стр.
Глотов Ю.Г., Семченко В.А., Сологуб Т.Н. и др. Безопасность жизнедеятельности человека на морских судах.-М:, Транспорт,2000,стр.141 – 237.
Колегаев М.А., Иванов Б.Н., Басанец Н.Г. «Безопасность жизнедеятельности и выживание на море».-КП «Одесская городская типогр.», 2007.
Конопелько Г.И., Кургузов С.С., Махин В.П. Охрана жизни на море.-М:,Транспорт,1990,стр.112 – 149.
Навчальне видання
Источник: https://studfile.net/preview/5154564/page:39/
Морские судовые трапы. Разновидности
Судовые трапы предназначены для безопасного входа и выхода людей с судна на причал, а также для доступа экипажу судна к рабочим помещениям, которые расположены на палубах и надстройках разного уровня.
По своему назначению трапы бывают следующих видов:
- Внутренние трапы, расположены внутри помещений судна и служат для перемещения членов команды.
- Наружные трапы, предназначены для передвижения на верхний мостик и в рулевую рубку, как вариант скоб-трап для подъема на мачту.
- Забортные трапы для схода людей на берег при длительных стоянках. На судне они расположены с правого или левого борта. Подъем и спуск трапов производится с помощью лебедки.
- Судовые сходни – легкое переносное приспособление для связи с берегом. Один конец сходни закреплен на борту, а другой свободно двигается по берегу на роликах.
- Штормтрапы, служат для приема лоцмана, а также для приема людей в случае возникновения чрезвычайных происшествий.
Все применяемые на судне трапы должны соответствовать нормам техники безопасности и быть в исправном состоянии.
Внутренние и наружные судовые трапы
Эти изделия связывают между собой все палубы, а также помещения с установленным оборудованием для управления и движения судна. Трапы устанавливаются под углом или вертикально. В тех помещениях, где недостаточно места, или которые редко посещаются, размещены вертикальные трапы. Подъем на мачты производится по скоб трапу.
Ширина и угол наклона трапов, должны обеспечивать полную безопасность при передвижении. Особенно это касается ступеней трапов, поверхность которых должна быть выполнена из материала, предотвращающего скольжения и очищена от налипшей грязи.
Ступени наклонных трапов, ведущие в машинное или котельное отделения, изготавливаются из решетчатой стали. На трапы устанавливаются поручни с одной или двух сторон, в зависимости от нахождения трапа. В некоторых случаях устанавливается и леерное ограждение.
Для ступеней вертикальных трапов используют квадратные прутки, для удобства передвижения расстояние между ступенями составляет 70 мм, а от центра ступни до переборки 150 мм. Иногда производится монтаж ступеней из одного прутка.
Забортный трап
Когда судно пришвартовано к причалу левым или правым бортом, для сообщения с берегом используется забортный трап. В походном положении трап крепится к борту, в специально оборудованное место. Установка и подъем трапа осуществляется лебедкой.
Для изготовления трапа, в основном, используется алюминий, этот легкий металл обеспечивает достаточную прочность и небольшой вес. В основе изделия две тетивы, между которыми размещены ступени шириной 160 мм и больше. Расстояние между тетивами 250 мм.
По требованиям безопасности длина маршевого пролета 10,5 м, не больше. На больших судах с большой высотой борта устанавливаются двухмаршевые пролеты, с горизонтальной площадкой посредине. В этом случае длина трапа может достигать 20 метров.
Для удобства передвижения на трапе с одним маршем в начале и конце устанавливают площадки, шарнирно закрепленные к основному пролету. Такое крепления позволяет при подъеме трапа устанавливать площадки вертикально, чтобы они не выступали за габариты борта.
Подъем по трапу производится по ступеням, которые могут быть подвижными или неподвижными. Когда трап с подвижными ступенями, то при любом угле наклона ступени остаются горизонтальными. Настил площадок и ступеней выполнен из просечно-вытяжного листа, который исключает скольжение и гарантирует безопасность.
По всей длине трапа установлены поручни и натянуто леерное ограждение. Для установки стоек поручней на внешней стороне трапа с двух сторон приварены специальные гнезда.
На металлических стойках поручней устанавливаются кольца, через которые протягиваются два ряда промежуточных лееров. Верхний леер непрерывный, он проходит через все стойки и крепится к оконечностям трапа.
Когда производится подъем трапа, при отходе судна, леерное ограждение должно не мешать креплению трапа вдоль борта и укладываться по длине трапа.
Установленные трапы не должны иметь повреждений, погнутых поручней, и отсутствующих ступеней, они должны эксплуатироваться в чистом и исправном состоянии. В зимнее время трап должен быть очищен от снега и льда, при гололеде поверхность трапа посыпается песком.
Во время рейса забортный трап должен быть установлен в специальной нише фальшборта и надежно закреплен. Для спуска и подъема используется небольшая лебедка с электрическим или ручным приводом. Верхний конец трапа закреплен на уровне палубы, а нижний, с помощью стропа, также поднимают до уровня палубы.
Судовая сходня
Другой вариант сообщения с берегом – это установка сходни, которая представляет собой легкую алюминиевую конструкцию. Сходня имеет небольшой вес, поэтому устанавливается вручную. На небольших судах, где нет забортных трапов, сходня является основным средством для выхода на берег.
Чаще всего на судах используются сходни, изготовленные из алюминиевых сплавов. Такие сходни легко без усилий устанавливаются и убираются при отходе судна. Верхний конец крепится с помощью крюка к фальшборту судна и надежно закрепляется. В нижней части установлены ролики, которые обеспечивают подвижность сходни при перемещении судна.
Алюминиевые сходни имеют прочный усиленный каркас с настилом из просечно-вытяжного листа. Для предотвращения проскальзывания на настил могут быть установлены поперечные балясины, изготовленные из дерева. Длина сходни может быть до 48 метров, длинные сходни могут состоять из нескольких частей.
С обеих сторон сходни имеются гнезда для установки стоек леерного ограждения. Леера натягиваются в 3 ряда и закрепляются на стойках сходни. Такое ограждение обеспечивает полную безопасность команды и пассажиров при выходе на берег и возвращении на судно. Некоторые сходни могут оснащаться жесткими металлическими перилами в том случае, если они используется при переносе тяжелых грузов.
Сходни могут устанавливаться горизонтально или под углом, рекомендованный угол наклона 30 градусов, для более высоких углов наклона применяют сходни специальной формы. При отходе судна сходня убирается и надежно крепится в специально отведенном для нее месте. Если сходня имеет большую длину и вес, то установку ее производит с помощью грузовых стрел.
Штормтрап
При движении судна в каналах, при заходах в порт и во многих других местах требуется лоцманская проводка судна. Прием лоцмана на борт в открытом море производится по штормтрапу.
В месте установки штормтрапа должен быть размещен спасательный круг, а рядом лежать бухта бросательного конца. В ночное время место установки штормтрапа должно быть освещено, а спасательный круг снабжен аварийным фонарем.
Штормтрап может применяться и для других целей. Так, например, при стоянке судна на рейде в порту, где нет оборудованных причалов для принятия судна, связь с берегом осуществляется с помощью судовой шлюпки. В этом случае посадка в шлюпку и высадка производится по штормтрапу. По штормтрапу может также производиться посадка людей при проведении спасательных операций.
Не разрешается использовать штормтрап, если не соблюдены следующие условия:
- Отсутствует величина допускаемой нагрузки и дата проведения очередного испытания.
- Треснула или отсутствует одна из балясин изделий.
- Нижняя балясина трапа не достигает уровня моря или не достает до палубы лоцманского катера.
- На прядях тетивы имеются обрывы, а балясины перекошены и не параллельны.
- Не допускается крепление штормтрапа к борту судна за балясины.
Проверка штормтрапов должна производиться ежегодно, результаты проверок оформляются актом. Проверка допускаемой нагрузки производится навешиванием расчетного груза.
Источник: https://pak-pamir.com/morskie-sudovie-trapi-raznovidnosti/